Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_yugra.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЯ РОДИНА ЮГРА
Тематическое занятие для детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Задачи: Познакомить со сказками коренных народов Югры.
Закрепить знания детей об истории родного края.
Воспитать любовь, уважение и бережное отношение к природе и истории родного края.
Оборудование: презентация,
открытки с достопримечательностями ХМАО - Югры
музыкальное сопровождение (хантыйская песня ЭВИЕ)
Ход мероприятия
Слайд 1
дети входят в зал и рассаживаются под хантыйскую песню «ЭВИЕ»
Ведущий.
10 декабря день рождения Ханты-Мансийского округа. День рожденье - это всегда волнительно.
Слайд 2
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Этот край называется ЮГРА.
Слайд 3
Ведущая: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Ведущая: В каком городе?
Дети: В городе Нижневартовске.
Ведущая: Где находиться наш город?
Дети: На Севере.
Что за край? Откройте атлас синий:
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России,
округ со страну величиной
А как называют наш округ
Дети: ХМАО.
Слайд 4
Слайд 5 (Мультфильм о ХМАО)
Еще некоторое время назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и труднопроходимой тайги. Не было ни только городов, но и малочисленные поселения встречались очень редко. А сегодня наш Округ является основным местом добычи нефти и газа.
Слайд6
Ведущая: Недавно Ханты Мансийский автономный округ отметил свой 85- летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям.
Ведущая: Как они называются? (ответы детей)
Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией.
Ведущая: А хотите ребята, я вас научу здороваться на хантыйском языке
Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром!». А теперь вы повторите.
А вот как перевел слово ханты в своем стихотворении Ю. Шесталов:
«Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.
Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек»
Слайд 7
Ведущая:
Первое упоминание о ХМАО было в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры - (остяки (ханты) , вогулы (манси) - с которым столкнулись русские первопроходцы.
Давным-давно это было, с тех пор прошло тысяча лет – по хантыйски сотыр тал, а может, и того больше. Пришли в этот суровый край ханты и манси когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Хоть и суров был край, но очень богат. Ханты и манси охотились, рыбачили, оленей разводили. Суровый Север стал для них родиной.
Слайд 8
Ведущая: Великий Югорский край... Огромны его просторы, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках. И сегодня мы можем видеть красивый и богатый и успешный край коренных народов Севера.
Ведущая: как у нашей столицы так и у нашего края есть свои символы это герб, флаг и гимн
Слайд 9
Ведущая: посмотрите внимательно это герб ХМАО.
Ребята ,какие цвета на гербе?(ответы детей)
Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.
Ведущая: Итак, вы знаете, как называют коренных жителей нашего округа?
(Ханты и манси)
Слайд 10
- Правильно. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. В качестве временного жилища использовались шалаши из жердей, крытые шкурами или берестой чумы. Современные Ханты живут в срубах.
Слайд 11
Ребята на чём ездят ханты и манси?(ответы детей)
Ведущая: Основным транспортным средством хантов и манси была собачья упряжка, со временем ее заменил олений транспорт. Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси.
Летом плавают на долбленых лодках. Широко использовались лыжи голицы подшитые камусом. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.
Ребята , а как называется река ,на которой построен наш город? (Обь)
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, чебак, язь, сорожка).
Ведущая: - Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?
(ответы детей)
Слайд 12
Ведущая: Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).
Слайд 13
Ведущая: Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева.
Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.
Физминутка : Физкультминутка «Олень»
( исполняется стоя, с движениями)
«У оленя дом большой!»
У оленя дом большой!
Он глядит в своё окошко,
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
- Тук – Тук!
- Дверь открой! -
- Там в лесу охотник злой!
- Заяц! Заяц, забегай,
- Лапу мне давай.
Слайд14-15
Ведущая: Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.
Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Давайте посмотрим один из них
Видео ролик хантыйский танец «Северная сказка»
Слайд 16
Ведущая: Посмотрите на одежду – Ханты (рассматривание одежды)
- Рассмотрим внимательно эту одежду.
Из чего она сшита? (из меха).
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.
Слайд 17-18
Ведущая: На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.
Слайд 19
Ведущая: Народы севера придумывают много сказок. Среди народов ханты и манси очень много известных писателей и поэтов это Юлий Шесталов, Вэлла, Лазарев Г.Д., Ругин Р.П., Шульгин М.И. Еремей Айпин который кроме сказок и написал очень много загадок, потешек былей . А вы ребята сможете их отгадать? хантыские загадки?
Слайд 20
Посреди бора длинный хвост
Лежит-покоится. Что это такое? (тропинка)
Меховой кружок, шесрстистый кружок
Утром есть просит, вечером есть просит (собака)
Меховая ягушка, ченая ягушка
По глухому лесу по черному урману
Шатается-мотается (медведь)
Посередине перевязанный
Пучок травы вечером приходит,
Утром приходит. (олень)
Слайд 21
Ведущая: У народов ханты и манси также как и у других народов нашей великой страны очень много национальных праздников. Это вороний день, медвежий праздник, праздник чистого чума и т.д.
Еще очень много можно рассказывать об этих удивительных людях севера, которым нипочем ни холода, ни комары, ни мошка. Но времени у нас осталось мало и в заключении я хочу познакомить вас с хантыйской сказкой «Бабушка и внук»
Слайд 26
Просмотр мультфильма «Бабушка и внук»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»
Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...
Открытое тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "День России"
Музыкально-тематический досуг...
Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Парад планет»
Образовательные задачи1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. 2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размер...
Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельности на тему: «Мой город – моя малая Родина».
Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельностина тему: «Мой город – моя малая Родина»....
Конспект тематической беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Медицинские работники»
Задачи:— закрепить представления о труде медицинских работников, расширить и уточнить знания о труде врачей, имеющих разные специализации (стоматолог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, педиатр...
Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в морские глубины"
В игровой форме закрепляются знания детей о море, морских обитателях, создаются ситуации детского выбора в разных видах музыкальной деятельности: как спеть, станцевать, на чем сыграть....