Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Перова Марина Анатольевна

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_yugra.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ РОДИНА ЮГРА

Тематическое занятие для детей дошкольного возраста (6-7 лет).

 Задачи: Познакомить со сказками коренных народов Югры.

Закрепить знания детей об истории родного края.

Воспитать любовь, уважение и бережное отношение к природе и истории родного края.

 Оборудование: презентация,

открытки с достопримечательностями ХМАО - Югры

 музыкальное сопровождение (хантыйская песня ЭВИЕ)

Ход мероприятия

Слайд 1

дети входят в зал и рассаживаются под хантыйскую песню «ЭВИЕ»

Ведущий.

10 декабря день рождения Ханты-Мансийского округа.  День рожденье - это всегда волнительно.

Слайд 2

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Этот край называется ЮГРА.

Слайд 3

Ведущая: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Ведущая: В каком городе?

Дети: В городе Нижневартовске.

Ведущая: Где находиться наш город?

Дети: На Севере.

         Что за край? Откройте атлас синий:                  

          Вот лежит в короне нефтяной

          Черная жемчужина России,

           округ со страну величиной

           А как называют наш округ

Дети: ХМАО.

Слайд 4

Слайд 5  (Мультфильм о ХМАО)

Еще некоторое время назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и труднопроходимой тайги. Не было ни только городов, но и малочисленные поселения встречались очень редко. А сегодня наш Округ является основным местом добычи нефти и газа.

Слайд6

Ведущая: Недавно Ханты Мансийский автономный округ отметил свой 85- летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям.

Ведущая: Как они называются? (ответы детей) 

Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией.

Ведущая: А хотите ребята, я вас научу здороваться на хантыйском языке

Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром!». А теперь вы повторите.

А вот как перевел слово ханты в своем стихотворении Ю. Шесталов:

«Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.

Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек»

Слайд 7

Ведущая:

Первое упоминание о ХМАО было  в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры - (остяки (ханты) , вогулы (манси) - с которым столкнулись русские первопроходцы.

Давным-давно это было, с тех пор прошло тысяча лет – по хантыйски сотыр тал, а может, и того больше. Пришли в этот суровый  край ханты и манси когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Хоть и суров был край, но очень богат. Ханты и манси охотились, рыбачили, оленей разводили. Суровый Север стал для них родиной.

Слайд 8

Ведущая: Великий Югорский край... Огромны его просторы, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках.  И сегодня мы можем видеть красивый и богатый  и успешный край коренных народов Севера.

Ведущая: как    у нашей столицы так и у нашего края есть свои символы  это герб, флаг и гимн

Слайд 9

Ведущая:  посмотрите внимательно это герб ХМАО. 

Ребята ,какие цвета на гербе?(ответы детей)

Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.

Ведущая:  Итак, вы знаете, как называют коренных жителей нашего округа?

(Ханты и манси)

Слайд 10

-  Правильно. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. В качестве временного жилища использовались шалаши из жердей, крытые шкурами или берестой чумы. Современные Ханты живут в срубах.

Слайд 11

Ребята на чём ездят ханты и манси?(ответы детей)

Ведущая:  Основным транспортным средством хантов и манси была собачья упряжка, со временем ее заменил олений транспорт. Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси.

 Летом плавают на долбленых лодках. Широко использовались лыжи голицы подшитые камусом. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.  

Ребята , а как называется река ,на которой построен наш город? (Обь)

-  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь, сорожка).

Ведущая: -  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

(ответы детей)

Слайд 12

Ведущая: Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Слайд 13

Ведущая: Посуду  Ханты изготавливают из бересты, дерева.  

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Физминутка : Физкультминутка «Олень»

 ( исполняется стоя, с движениями)

 «У оленя дом большой!»

У оленя дом большой!

 Он глядит в своё окошко,

 Заяц по полю бежит,

  В дверь к нему стучит:

   - Тук – Тук!

   - Дверь открой! -

   - Там в лесу охотник злой!

    - Заяц! Заяц, забегай,

    - Лапу мне давай.

Слайд14-15

Ведущая:  Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.

Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Давайте посмотрим один из них

Видео ролик  хантыйский танец «Северная сказка»

Слайд 16

Ведущая:  Посмотрите  на одежду – Ханты (рассматривание  одежды)

-  Рассмотрим внимательно эту одежду.

 Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

Слайд 17-18

Ведущая: На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.

Слайд 19

Ведущая: Народы севера придумывают много сказок. Среди народов ханты и манси очень много известных писателей и поэтов это Юлий Шесталов, Вэлла, Лазарев Г.Д., Ругин Р.П., Шульгин М.И. Еремей Айпин который  кроме сказок и написал очень много загадок, потешек былей . А вы ребята сможете их отгадать? хантыские загадки?

Слайд 20

Посреди бора длинный хвост

Лежит-покоится. Что это такое? (тропинка)

Меховой кружок, шесрстистый кружок

Утром есть просит, вечером есть просит (собака)

Меховая ягушка, ченая ягушка

По глухому лесу по черному урману

Шатается-мотается   (медведь)

Посередине перевязанный

Пучок травы вечером приходит,

Утром приходит.   (олень)

Слайд 21

Ведущая: У народов ханты и манси также как и у других народов нашей великой страны очень много национальных праздников. Это вороний день, медвежий праздник, праздник чистого чума и т.д.

Еще очень много можно рассказывать об этих удивительных людях севера, которым нипочем ни холода, ни комары, ни мошка. Но времени у нас осталось мало и в заключении я хочу познакомить вас с хантыйской сказкой «Бабушка и внук»

 Слайд 26

Просмотр мультфильма «Бабушка и внук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Парад планет»

Образовательные задачи1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. 2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размер...

Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельности на тему: «Мой город – моя малая Родина».

Конспект  педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельностина тему:  «Мой город – моя малая Родина»....

Конспект тематической беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Медицинские работники»

Задачи:— закрепить представления о труде медицинских работников, расширить и уточнить знания о труде врачей, имеющих разные специализации (стоматолог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, педиатр...

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в морские глубины"

В игровой форме закрепляются знания детей о море, морских обитателях, создаются ситуации детского выбора в разных видах музыкальной деятельности: как спеть, станцевать, на чем сыграть....