Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Парад планет»
методическая разработка

Стрепетова Елена Валентиновна

Образовательные задачи

1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

 2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, планетах).

4. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

4.Продолжать учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parad_planet.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Парад планет»

                                                         

                                                                                     Подготовила и провела:

                                                                                                    воспитатель  МДОУ ДС( №28)                                                                

 Стрепетова Елена Валентиновна

Г.Благодарный

2021г

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

«Парад планет»

Подготовила воспитатель  МДОУ «ДС №28» Стрепетова Елена Валентиновна

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

 2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, планетах).

4. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

4.Продолжать учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.

Развивающие задачи:

1.Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

2.Развивать диалогическую речь (высказывать и доказывать свою точку зрения).

3.Развивать память, слуховое внимание.

5.Развивать связную речь.

6.Развивать творческие способности.

7.Развивать общий кругозор.                                                                                                                    8. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).

Воспитательные задачи:

1. Включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину.

2. Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения, интерес к космосу, его изучению.

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Предварительная работа:

- беседа о строении солнечной системой , о дне Космонавтики.

- знакомство с понятиями Вселенная, Космос;

- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

- беседа о планетах и их основных характеристиках; Солнечная система

Материалы к занятию :

Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевича  Гагарина;  фотография Земли из космоса, глобус, бумага черного цвета, планеты разные по цвету и размеру из бумаги, слайды с планетами,  карта Солнечной системы, бросовый материал для изготовления ракет, фото Ю.А.Гагарина на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент:

Всех в игру я приглашаю, никого не забываю,                                                                                     пусть ваш смех звучит вокруг ,                                                                                                 становитесь дружно в круг                                                                                                              Здравствуй небо голубое! Здравствуй солнце золотое!

Вся вселенная моя ! Здравствуй матушка Земля!

Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже говорили о  празднике 12 апреля .                                   Что это за праздник?                                                                                                                        Дети:  День Космонавтики.                                                                                                               Воспитатель: Когда наши предки еще жили в пещерах, они часто ночью смотрели в небо. Что они там видели? (ответы детей).

       Верно, над их головами в темноте сверкали многочисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. Все небо было усыпано таинственными крошечными звездочками. Сколько же их? (ответы детей) Их примерно 200 миллионов.

      Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский ( слайд). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

       Его дело продолжили ученики - ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (слайд). 80 лет назад изготовили первый космический спутник (показ слайда), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».

       А кто первый отправился к звездам?

В 1958году в космос на ракете отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку (слайд). Они  благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»

 12 апреля 1961 года (60 лет назад)  сбылась мечта человечества. Кто –же был первым космонавтом?(ответы детей)                                                                                                         Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин  (слайд)успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ слайда). Его полет длился 80 минут. Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.

Благодаря ученым и космонавтам мы много нового узнали о нашей Галактике.

Воспитатель: Ребята, а что-же такое Галактика?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте получила необычное письмо!(читает).

Земляне помогите! Наши планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи!

-Что-же делать?(ответы детей)                                                                                                          -Чтобы помочь нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы!

Воспитатель:

Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? (нет) почему ?

Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедим?(нет) почему?

Расстояние от Земли до Солнца – 149 597 870,691 км. ( почти 150 миллиардов км)

Воспитатель:  Так на чем мы с вами полетим?(на ракете).  

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета) (слайд 3)

Ребята, я предлагаю вам стать конструкторами. Давайте пройдём в конструкторское бюро, и построим космический корабль-ракету. (Дети строят из модулей ракету).

Упражнение на ориентировку в пространстве.

Воспитатель: Наша ракета готова к старту.

Встаньте, пожалуйста, в шеренгу.                                                                              Приготовились к старту.

Пошел обратный отсчет (обратный счет) Полетели! (звучит запись «Я земля»)

Ребята перед нами карта нашей солнечной системы. Что такое солнце?  (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе. Но Солнце не одиноко, у него есть семья.  Это – планеты.

- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами.  Семью Солнца называют Солнечной системой.

В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. Мы видим солнце и орбиты без планет.  Сколько планет в нашей солнечной системе?

Так как планеты сошли со своих орбит нужно помочь  вернуть их на свои орбиты.

Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9).

А теперь давайте познакомимся с планетами поближе.

Восп-ль: Прямо перед вами планета – Какая? ( Меркурий слайд)

1. Саша (перед вами хозяйка  планеты)

- Я хочу у вас спросить, почему на Меркурии так жарко?

-Есть на планете вода и воздух?

(Меркурий самая ближайшая к солнцу планета и самая маленькая.

Моя планета самая быстрая. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. Нет ни воздуха ни воды.)

Воспитатель: Меркурий  – находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Чтобы ей пройти свой путь вокруг солнца нужно 80 дней.

-Продолжаем наш полет. Перед нами планета (Венера)

2. Мира:-Вы видите планету Венера.

Я- жительница этой планеты.

Что вы знаете о моей планете?

( Да- моя планета- самая жаркая из всех планет. Сияет голубоватым светом .

Моя планета находится рядом с Землей, окружена плотной атмосферой.

Богата углекислым газом. Эта планета бурь и гроз.

Мира: Что еще можно добавить?

Воспитатель: Вторая от Солнца планета – Венера.  На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно?(Ответы детей)

Воспитатель: Продолжаем наш полет.

Загадка: Голубая, круглая

В небе проплывает

На ней мы все живем.

А как ее называют? (Земля)

3. Ксюша П.: Правильно –это планета Земля. Она находится на третьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь.

Наша Земля-это огромное космическое тело. Оно вращается вокруг Солнца.  

Наша земля поменьше Звезды

Но ей хватает тепла и света

Чистого воздуха и воды

Жизнь на Земле это разве не чудо!

Бабочки, птицы, жучок на цветке

Жизнь на земле Вы найдете повсюду. В самом далеком глухом уголке

Восп-ль: - Как вы думаете, какой формы  и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?

 - Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (слайд вида Земли из космоса)

 - Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?

 - Правильно- глобус (Показать глобус)     А сколько времени понадобиться Земле чтобы сделать оборот вокруг солнца? (365 дней).                                                                            Посмотрите на экран планета какая?

4.Рома: Правильно-Марс.

Здравствуйте ребятишки. Я хозяин  планеты Марс.  Марс находиться на 4-ой от  Солнца орбите

-А вы знаете как раньше называли планету Марс?(планетой войны)

На моей планете большое кол-во железа и она покрыта красно- оранжевым

Песком.

-А что вы знаете о моей планете?

Дети: На Марсе есть огромные вулканы и горы, если смотреть в телескоп, можно увидеть белые пятна  вверху и внизу, как у нас на Северном и Южном полюсе. Самая  холодная планета.                                                                                                                                                                       Воспитатель: Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете?

Восп-ль: Наш волшебный космический телевизор показывает новую планету.

-Какая же эта  планета?

5.Алексей: Я Юпитер!- больше всех планет, но жизни на планете нет. Повсюду жидкий водород. И лютый холод круглый год!

Юпитер- это планета гигант он 1300 раз больше Земли

У Юпитера были открыты спутники.  Это самая большая планета.

Дети: До свидания планета-Юпитер.

Физ. минутка. А теперь отдохнем. Космическая разминка.(Слайд «Космическая разминка»)

Восп-ль:

Летим дальше.

(Смотрим в волшебный телевизор)

6 .Ариана: Я - Сатурн!

Красивая планета

Желто-оранжевого цвета

И кольцами камней и льда

Я всегда окружена

 Этим от всех отличаюсь.

  Пышный газовый гигант

                Брат Юпитера и франт

Восп-ль: Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила

Красавица планета Сатурн

- От нашего космического волшебного телевизора поступили сигналы с планеты!  (Сигнал в презентации)

-Какой угадайте?

Дети: Уран

7. Даша: Я Житель планеты Уран

Уран: Он уже который век

           Среди братьев-римлян грек,

           И сквозь космоса тоску

           Мчится, лежа на боку.

По погодным условиям

Она не может нас принять

Поэтому я предлагаю

Посмотреть на планету Нептун!

Восп-ль: посмотрим на планету Нептун!

8. Ангелина: Я- житель планеты  Нептун!

Царь морской названье,

Той планете дал.

Он именем своим ее назвал.

На планете синей-синей

                Дует ветер очень сильный.

                Год на ней велик весьма -

                Длится 40 лет зима.

Вос-ль: Ребята, ждет нас самая далекая планета.

Дети: Плутон.

9. Дима: Я житель  планеты –Плутон

Да, ребята я самая далекая планета

И самая маленькая планета

Солнечной системы

Плутон так далек от Солнца

Что температура его поверхности опускается до -220

Там в 2 с лишним раза холоднее,

Чем в самом холодном месте на Земле.

Что-бы увидеть эту планету нужен телескоп.

Воспитатель: Итак ребята вернем планеты на их орбиты.

Игра «Расположи планеты правильно»

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

Я- Солнце. Солнце- это огромный шар из раскалённых газов. Температура его достигает 15млн градусов

И так ребята солнце образовалось первым, а затем планеты. Я предлагаю всем жителям планет образовать нашу Солнечную систему.

По порядку все планеты

 Назовёт любой из нас:

 Раз … Меркурий,

 Два … Венера,

 Три … Земля,

 Четыре … Марс.

 Пять … Юпитер,

 Шесть … Сатурн,

 Семь … Уран,

 За ним … Нептун.

 Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета

 Под названием Плутон.

Все вместе: Кружится хоровод планет.

У каждого свой размер и цвет.

Для каждого путь определен.

Солнечную систему составляет он!

Воспитатель: Ребята смотрите на звездную карту, все планеты на своих орбитах.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Галактике .

Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?

  - Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.

 - Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности

Воспитатель: Летим обратно. Обратный отсчет.

Ребята я вам хочу предложить в память о нашем путешествии сделать ракеты из бросового материала и подарить их детям младших групп. Готовы?

Подходите к столам, работаем парами. А Ксения расположит планеты по своим орбитам на нашей карте Солнечной системы. Эта карта будет находиться у нас в группе.

Рефлексия: Дорогие ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?

Какое доброе дело мы сделали? Что нового узнали? Что вас удивило?

На память о нашем путешествии хочу вам подарить медали « Юный космонавт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург «Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста»Подготовил...

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Югра"...

Конспект тематической беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Медицинские работники»

Задачи:— закрепить представления о труде медицинских работников, расширить и уточнить знания о труде врачей, имеющих разные специализации (стоматолог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, педиатр...

Конспект тематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в морские глубины"

В игровой форме закрепляются знания детей о море, морских обитателях, создаются ситуации детского выбора в разных видах музыкальной деятельности: как спеть, станцевать, на чем сыграть....