Программа по речевому развитию детей 5-7 лет (родной язык ханты)
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа содержит цель и задачи образования, темы занятий и диагностический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 621.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
Программа
по образовательной области "Речевое развитие"
(родной язык)
детей дошкольного возраста (ханты),
не владеющих хантыйским языком
Автор: Воспитатель высшей категории
Шипицына И.В.
Содержание
| |
1.1. Пояснительная записка - Актуальность
| 2 3 3 3 4 |
II Содержательный раздел | |
2.1.Особенности организации образовательного процесса | 5 |
2.2. Формы и методы образовательной деятельности | 10 |
III Организационный раздел | |
3.1. Обеспечение реализации основных направлений программы | 11 |
3.2. Материально-техническое обеспечение и организация предметной развивающей среды. | 12 |
Диагностический материал | 14 |
Список литературы | 17 |
I Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Среди многих задач воспитания и обучения детей в ДОУ обучение хантыйскому языку в Ханты - Мансийском автономном округе является очень важной и актуальной задачей. Хантыйский язык быстро ассимилируется языками соседних народов, главным образом русским языком. В результате родной язык народа ханты утрачивается. Дети, живущие в поселках, не владеют родным языком. Ввиду этого возникает проблема помочь детям ханты продлить жизнь родного языка.
Как известно, язык закладывается в сознание ребенка с раннего детства, и выбор его определяется, прежде всего, микроклиматом в семье. От материнской колыбельной, бабушкиных сказок, первых слов, услышанных младенцем, зависит как его языковая установка, так и во многом нравственный мир, национальный характер, круг будущих культурных привязанностей и ценностей. Следовательно, прежде всего, необходимо воспитывать самих родителей преодолевать языковой нигилизм и безразличие к родному языку.
Одной из проблем обучения детей родному языку является то, что родной язык не является постоянным языком общения. Многие родители не знают язык и не общаются на нем дома, как между собой, так и с детьми.
В условиях угасания родных языков важно понять, что сами по себе функции родных языков не могут расширяться, если все поколения (дети, молодые люди, взрослые) не будут изучать их и общаться на них. Язык тогда развивается, когда на нем говорят, читают, слагают стихи и песни.
В языке, как мы знаем, отражены душа народа, ее самобытность, многовековой опыт, мудрость. Только знающий родной язык может правильно ориентироваться в жизни своего народа, ближе познакомиться с его прошлым, фольклором, что дает возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, связанных такими общечеловеческими понятиями, как любовь к родной земле, труду, честность, благоразумие, достоинство.
Освоение с дошкольного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе каждый человек, должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
С учетом национально-регионального компонента мной была разработана программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным языком, как средством духовно-нравственного воспитания дошкольников. Программа создана на основе «Пособия по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком» под редакцией С.А.Поповой, Р.Г.Решетниковой, в соответствии Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
В условиях национально-русского двуязычия очень велика роль специально организованного в дошкольных учреждениях обучения родному языку.
Цель программы
Способствовать формированию навыков практического владения наиболее употребляемыми словами и выражениями, активному использованию их в общении с окружающими.
Задачи программы
- Овладение первоначальными навыками слушания, говорения, обеспечивающими возможности общения на родном языке в семейно-бытовой и учебной сферах.
- Воспитание у детей патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа.
- Формировать у детей устойчивый интерес и положительное отношение к изучению хантыйского языка, желание учить его.
- Развивать познавательные и языковые способности детей, их память, внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность, относительно языковых явлений.
Основные принципы программы.
Предварительный устный курс родного языка должен обеспечить развитие родной речи и носить характер практической направленности на ранней стадии обучения с учетом уровня владения языком воспитанниками. Поэтому при построении и организации материала для предварительного устного курса учитываются следующие основные принципы:
- принцип практической коммуникативной направленности обучения;
- принцип учета общественных функций, выполняемых родным и русским языками в условиях двуязычия;
- принцип воспитывающего и развивающего обучения;
- принцип научности;
- принцип комплексного овладения видами речевой деятельности и разными аспектами языка;
- принцип связи теории с речевой практикой обучающихся;
- принцип наглядности (ситуативная наглядность в обучении);
- принцип доступности в обучении.
В целях соблюдения этих принципов в обучении родному языку отобран языковой материал и определена последовательность его презентации:
1) конкретный языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);
2) умения и навыки аудирования и говорения;
3) тематика для формирования и развития навыков устной речи;
4) целевая направленность обучения.
Значимые для реализации образовательной области «Речевое развитие» (родной язык) характеристики
При разработке Программы учитывались следующие значимые характеристики: комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности, географическое месторасположение, социокультурная среда, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Географическое место положение:
Село расположено в ХМАО-Югра, приравненное к районам крайнего севера. Население с.п. Шеркалы многонациональное: самыми многочисленными являются русские, проживают коренные народы ханты и манси. В селе имеется этнографический музей, что позволяет знакомить детей с культурой коренных народов Севера.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста:
В детском саду воспитывается 16 детей коренных малочисленных народов Севера (ханты), не владеющих родным языком, из них 7 детей старшего дошкольного возраста. Дети не владеют языком ханты, родители также не разговариваю на родном языке.
Учебно-тематический план:
№ | Наименование темы | Количество занятий |
Знакомство с языком | 8 | |
1 | Дом и семья | 6 |
2 | Посуда и пища | 5 |
3 | Одежда и обувь | 7 |
4 | Части тела человека | 6 |
5 | Дикие и домашние животные | 5 |
Объекты программы
- Дети 5-7 лет дошкольного образовательного учреждения.
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив образовательного учреждения
Целевые ориентиры речевого развития
В качестве основных требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников, которыми им необходимо овладеть в процессе обучения устной речи, выдвигаются следующие положения:
- воспитанникам необходимо знать, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов и звуков;
- воспитанникам необходимо уметь слушать и понимать родную речь, отвечать на вопросы педагога (участвовать в беседе — вопрос - ответ);
- вести диалог на заданную тему (о детском саде, о родителях и их занятиях, играх и занятиях детей);
- беседы по картинкам путем постановки простейших вопросов;
- составление полных ответов на поставленные педагогом вопросы.
II Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Следует отметить, что ДОУ работает в условиях 12 – часового пребывания детей
- Объем образовательной нагрузки по ознакомлению детей с родным языком составляет 1 раз в неделю как дополнительное образование (36 недель)
- Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладеть дети. Это, прежде всего словарь, куда входят наиболее часто употребляемые слова хантыйского языка, необходимые для элементарного общения. Словарь, предлагаемый в программе, организуется по тематическому принципу. Для усвоения материала предлагается тема, определенное количество занятий и слов по каждой теме.
тема | задачи | кол-во занятий | |
1 раздел: Знакомство с языком | 8 | ||
1. | Формы речевого этикета. | Учить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке (здравствуйте, до свидания, хороший, плохой, спасибо). Развивать фонематический слух, умение использовать вежливые слова в нужной ситуации. | 1 |
2. | Слова – обращения | Познакомить со словами – обращениями (слушай, смотри, встань, сядь, думай).Формировать навык произношения слов в единственном и множественном числе. Воспитывать вежливое отношение к людям. | 1 |
3. | Слова – обращения | Закрепить знания слов-приветствий и слов – обращений. Учить составлять простые предложения по картине. | 1 |
4. | Слова – обращения | Ввести в словарь детей новые слова – обращения (говори, тихо, громко).Продолжать учить составлять простые предложения с использованием ранее изученных слов, формировать навык произношения слов в единственном, множественном числе. Развивать умение контролировать свой голос. | 1 |
5. | Вопросительные слова: Хой? Кто? Муй? Что? Тами Где? | Познакомить с вопросительными словами(кто, что, где). Учить правильной постановке вопросов. Закреплять название ягод и правила их сбора, ранее разученные слова. | 1 |
6. | Вопросительные слова и личные местоимения «я», «ты». | Познакомить с местоимениями (я, ты).Учить составлять простые вопросительные предложения с вопросительным словом, давать правильный ответ на поставленный вопрос. Развивать умение правильно использовать интонацию при построений вопроса и ответа. | 1 |
7. | Вопросительные слова и предложения. | Продолжать учить составлять простые вопросительные предложения с вопросительным словом, давать правильный ответ на поставленный вопрос. | 1 |
8. | Итоговое занятие по первому разделу «Знакомство с языком». | Закрепить знание слов –приветствий, обращений, вопросительных слов, умение составлять с разученными словами простые предложения. | 1 |
2 раздел: Дом и семья | 6 | ||
9. | Слова родственной терминологии (мама, папа, бабушка) | Познакомить со словами родственной терминологии (мама, папа, бабушка). Учить составлять простые предложения с данными словами. Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи. | 1 |
10. | Слова родственной терминологии (дедушка, старший брат, младший брат, старшая сестра, младшая сестра) | Познакомить со словами родственной терминологии (дедушка, старший брат, младший брат, старшая сестра, младшая сестра). Учить составлять простые предложения с данными словами. | 1 |
11. | Лично-притяжательные формы имени существительного в родительной терминологии | Познакомить с лично-притяжательной формой имени существительного в родственной терминологии. Учить правильно произносить и употреблять слова и конструкции предложений с этими формами, задавать вопросы Чья? Чье? Чей?Усвоение правильной интонации, различие на слух долгих и кратких гласных звуков. | 1 |
12. | Лично-притяжательные формы имени существительного в родительной терминологии | Закрепление ранее изученных и усвоение новых слов и конструкций предложений по родственной терминологии. Работа над произношением специальных звуков. Ввести в словарь детей новые слова: имя, работать, маленький, большой. | 1 |
13. | Ознакомление с окружающим. Дом. | Ознакомление с окружающим. Усвоение детьми новых слов. Работать над произношением этих слов. Формирование фонематического слуха(произношение долгих и кратких гласных звуков в единственном и множественном числе. | 1 |
14. | Итоговое занятие по разделу «Дом и семья». | Закрепление изученных слов по данной теме, умения составлять простые предложения. Знакомство с хантыйскими сказками. | 1 |
3 раздел: Посуда и пища | 5 | ||
15. | Посуда | Познакомить со словами, обозначающими посуду (тарелка, ложка, нож, чашка, взять). Формировать навык построения и употребления простого предложения. | 1 |
16. | Пища №1 | Познакомить с новыми словами обозначающими еду (чай, суп, пить, есть, налить). Работать над произношением изучаемых слов, умением правильно ставить вопрос и правильно на него отвечать. | 1 |
17. | Пища №2 | Усвоение детьми слов, относящихся к пище(продуктам питания). Закрепление навыка употребления знакомых детям типовых предложений. Формирование фонематического слуха долгие и краткие гласные, согласные. | 1 |
18. | Итоговое занятие по разделу «Посуда и пища» 1 часть | Закрепление знакомых детям слов и конструкций предложений. | 1 |
19. | Итоговое занятие по разделу «Посуда и пища» 2 часть | Закрепление знакомых детям слов и конструкций предложений. | 1 |
4 раздел: Одежда и обувь | 7 | ||
20. | Одежда | Познакомить детей с новыми словами (платье, платок, шуба, шапка, брюки, одежда, синий, одеть). Развивать умение составлять простые вопросительные и повествовательные предложения. | 1 |
21. | Одежда | Введение в словарь детей новых слов ( рукавицы, украшение, красный, красивый, покупать). Развивать умение составлять простые вопросительные и повествовательные предложения. | 1 |
22. | Обувь. | Познакомить с новыми словами (ботинки, валенки, кисы, сапоги, продавать). Закреплять умение составлять простые предложения. Развивать диалогическую речь. | 1 |
23. | Слова – прилагательные. | Закреплять знание известных слов по данной теме. Ввести в словарь новые слова (красивый, теплый, меховой). Развивать умение составлять описательный рассказ. | 1 |
24. | Разучивание стихотворения В. Заходера «Одежда» | Познакомить с детским поэтом В. Заходером и его стихотворением. Учить рассказывать стихотворение на хантыйском языке, соблюдая интонационную выразительность. | 1 |
25. | Итоговое занятие по разделу «Одежда и обувь» | Закреплять слова, усвоенные на предыдущих нод. Развивать умение составлять диалог, произносительные умения и навыки. | 1 |
5 раздел: Части тела человека | 6 | ||
26. | Части тела человека | Ввести в словарь детей новые слова (голова, лицо, волосы, чесать, да). Развивать умение составлять повествовательные и вопросительные предложения, связные высказывания. | 1 |
27. | Части тела человека | Ввести в словарь детей новые слова (глаз, ухо, рука, нога, показать). Закреплять и активизировать умения и навыки образовывать и употреблять в речи единственное и множественное, двойственное число имени существительного. | 1 |
28. | Части тела человека | Ввести в словарь детей новые слова (рот, зуб, нос, палец). Закреплять умения и навыки употреблять в речи лично-притяжательные суффиксы имени существительного. | 1 |
29. | Глаголы | Выработка умений и навыков произношения и употребления в речи глаголов. Закрепление слов и конструкций предложений усвоенных детьми ранее. | 1 |
30. | Итоговое занятие по разделу «Части тела человека» 1 часть | Закрепление и активизация усвоенных слов и конструкций предложений по данной теме с использованием ранее изученных слов и конструкций предложений. | 1 |
31. | Итоговое занятие по разделу «Части тела человека» 2 часть | Закрепление и активизация усвоенных слов и конструкций предложений по данной теме с использованием ранее изученных слов и конструкций предложений. | 1 |
6 раздел: Домашние и дикие животные | 5 | ||
32. | Домашние животные | Ввести в словарь детей слова (корова, лошадь, кошка, собака). Учить образовывать множественное число имени существительного. Закреплять умение составлять простые предложения с использованием глаголов. | 1 |
33. | Домашние животные | Ввести в словарь детей слова (теленок, котенок, щенок, жеребенок). Учить употреблять форму настоящего и будущего времени глагола первого и третьего лица единственного числа. | 1 |
34. | Дикие животные | Ввести в словарь слова (лес, лиса, заяц, белка, медведь). Развивать умение использовать в речи множественное число имени существительного. | 1 |
35. | Дикие животные | Ввести в словарь детей новые слова ( волк, лось, соболь, бегать, прыгать). Учить составлять сложно-сочиненные предложения. | 1 |
36 | Дикие животные | Ввести в словарь детей новые слова (бельчонок, зайчонок, медвежонок, лосенок, олененок). Учить правильно употреблять существительные в уменьшительно ласкательном значении. Закреплять умение правильно отвечать на вопрос какой? | 1 |
2.2. Формы и методы образовательной деятельности
По обучению развитию хантыйской речи детей отводится одно занятие в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. В начале и в конце учебного года проводится диагностика детей по усвоению материала. По результатам диагностики можно констатировать об успешной реализации программы.
К основным методам и приемам словарной работы относятся использование картин, игрушек, дидактических игр; разучивание и исполнение песенок, стихов, инсценирование, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки. Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко - и словопроизношения; развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух. Используются наглядные и имитационные методы и приемы в сочетании с разъяснениями воспитателя; хоровое произношение чередуется с индивидуальным.
Участие детей в календарных праздниках: «Вороний день», «День трясогузки».
III Организационный раздел программы
3.1 Обеспечение реализации основных направлений программы
1. Создание условий | ||
1.1. | Создание предметно развивающей среды в группе детского сада, мини- музея хантыйского быта | Педагоги группы |
2. Работа с кадрами | ||
2.1. | Проведение семинара – практикума «Через язык познаем культуру» | Заместитель заведующей по воспитательной работе. Педагог дополнительного образования |
2.2. | Знакомство педагогов детского сада и родителей с программой «Родной язык, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Заместитель заведующей по воспитательной работе. Педагог дополнительного образования |
2.3. | Обучение педагога на курсах повышения квалификации. | Заместитель заведующей по воспитательной работе. |
3. Содержание программы | ||
3.1. | Создание перспективного планирования языкового материала на учебный год. | Педагог дополнительного образования |
3.2. | Оформление методического материала по ознакомлению детей с родным языком. | |
3.3. | Создание методических рекомендаций по программе: словарь для малышей | |
3.4. | Диагностика детей на начало и конец учебного года по освоению родного языка. | |
4. Работа с родителями | ||
4.1. | Оформление уголков для родителей на тему «Роль семьи в формировании этнического самосознания детей» | Педагог дополнительного образования |
4.2. | Знакомство родителей с программой «Родной язык, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Заместитель заведующей по воспитательной работе. Педагог дополнительного образования |
3.2. . Материально-техническое обеспечение и организация предметной развивающей среды.
Комната-музей краеведения
Предназначение: приобщение детей к русской и хантыйской народными культурами, ознакомление с малой родиной, краем, Россией.
Формы работы: занятия, развлечения, игровая деятельность с детьми, диагностика.
Оборудование: Уголок «Русская изба», уголок «Хантыйский чум», карты ХМАО-Югры, Октябрьского района, с. Шеркалы, дидактический материал.
Дидактические игры
1."Маша воспитательница" Цель: Закрепление новых слов. Развитие артикуляционного аппарата.
- "Поиграем голосом" Цель: Закрепление новых слов. Контроль звучания голоса.
- "Оденем куклу на прогулку" Цель: Закрепление слов. Развивать умение составлять простые предложения.
- "Какая одежда в берестяной коробочке?" Цель: Повторение слов по теме "Одежда"
- "Чей?, Чья?, Чье?""Цель: Закрепление слов по теме "Одежда"
- "Кто больше?" Цель: Закрепление слов по теме "Одежда"
- "Кто во что одет?" Цель: Развивать умение понимать хантыйские слова и переводить их.
- "Скажи слово! Цель: Закрепить слова по теме "Обувь" и прилагательные черный, белый, красный.
- "Кому пришло письмо?" Цель: Упражнять в произношении слов родственной терминологии.
- "Цепочка" Цель: Закрепление слов родственной терминологии.
- "Чей, чья, чье?" Цель: Закрепление личностно-притяжательных суффиксов в родственной терминологии.
- "Поймай ,ответь" Цель: Закрепление слов.
- "Лото" Цель: Развивать умение задавать вопросы и использовать правильную интонацию при постановке вопроса.
- "Давайте познакомимся" Цель: Развивать умение составлять простые предложения и задавать вопросы, используя правильную интонацию.
- "Пустой дом" Цель: Закрепление слов.
- "Скажи имя" Цель: Развивать диалогическую речь, умение правильно задавать вопрос.
- "Закончи предложение" Цель: Формировать умение правильно заканчивать предложение.
- "Кто где живет?" Цель: Закрепить название рыб в реке Обь, слов, обозначающих реку, озеро.
- "Что ешь в обед?" Цель: Закрепление слов по теме "Пища"
- "Семья" Цель: закрепление слов родственной терминологии.
- "Лото" Цель: Закрепление слов по теме "Части тела человека.
- "Гости за столом" Цель: Развивать диалогическую речь
Диагностические материалы
1 часть: Выявление знаний по темам « Формы речевого этикета», «Дом», «Семья»
В беседе воспитатель принимает на себя роль девочки и говорит от имени девочки, предупредив об этом ребенка.
Вопитатель: Посмотри. Кто к нам пришел? Это хантыйская девочка. Сегодня я буду в роли этой эви и я хочу рассказать тебе о своем хотен (доме) и о том, кто в нем живет, но мне нужна твоя помощь, ты мне поможешь? Тогда я буду задавать тебе вопросы, а ты постараешься на них ответить?
1. Воспитатель: Поздоровайся с нашей гостьей.
Ребенок:Вуся вэла, эви! Здравствуй, девочка!
Девочка:Вуса вэла,….(пол ребенка)
(Правильный ответ – 2 балла, содержит только приветствие – 1 балл, нет ответа – 0 баллов)
2. Девочка:Теперь давай друг с другом познакомиться.
Нан нэмен муй? Как тебя зовут?
Ребенок: Ма нэман…. Меня зовут…
Нан нэмен муй, эви? Как тебя зовут, девочка?
Девочка:Ма нэман, Нина.
(За правильный ответ и вопрос по 2 балла; условно-правильный по1 баллу, нет вопроса или ответа по 0 баллов)
3.Девочка:Тами муй? Что это?
Ребенок: Тами хот. Это дом.
Девочка: Тами хот муйсар? Дом какой?
Ребенок:Тами хот ай. Дом маленький.
Девочка: Тами хот муйтайлан? Что есть у дома?
Ребенок:Тами хот ишни па овтайлан. У дома есть окно и дверь.
Девочка: Ма хот анки, аща па ма вел. В моем доме живут мама, папа и я.
Нан хот хой вел? Кто живет в твоем доме?
Ребенок:Ма хот …
Девочка: Нан тайлан анканки, ансяси? У тебя есть бабушка и дедушка?
Ребенок:Ма тайлум….
Девочка: Нан упи тайлан? У тебя есть сестра или брат?
Лув нэмл муй? Как его или ее зовут?
Ребенок: Ма упи тайлан. У меня есть сестра.
Лув немал… Нан упи тайлан? У тебя есть сестра или брат?
(За правильный ответ и вопрос по 2 балла; условно-правильный по1 баллу, нет вопроса или ответа по 0 баллов)
Воспитатель: Вот ты и познакомился с девочкой Ниной и ее семьей. Нине пора возвращаться домой. Что нужно сказать на прощание друг другу?
Ребенок: Па ям вэлум! До свидания!
2 часть: Выявление знаний по темам «Одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Пища».
Воспитатель: Сегодня Нина хочет взять тебя с собой на прогулку. Но вначале нужно одеться. Назови, что одела Нина?
Ребенок: Нина лэтлум….. Нина одела (перечисляется одежда женская).
Воспитатель: Что ты можешь сказать о платье и платке девочки? Ернас па ухшан муйсар? Платье и платок, какой?
Ребенок: Ернас хураман, вурты. Платье красивое красное. Ухшан вусты. Платок синий.
Воспитатель: Сахмуйсар? Какая шуба?
Ребенок: Саххошум, пунан. Шуба меховая, теплая.
Воспитатель: Кого Нина взяла с собой на прогулку? Во что он одет?
Ребенок: Пух лэтлум… мальчик одел (перечисляется мужская одежда).
Воспитатель: Теперь можно и погулять.
(За каждое правильный ответ по 1 баллу).
Воспитатель: Нина хочет показать тебе своих домашних любимцев, посмотри, как их много. Назови, кто есть у Нины?
Ребенок: Нина мисс, ай мисс, лов, невар, вулы, пешие, кати, амптайлум. У Нины есть корова, теленок, лошадь, жеребенок, олень, олененок, кошка, собака.
(За каждое правильный ответ по 1 баллу).
Воспитатель: Папа у Нины охотник. Девочка хочет показать тебе на кого охотиться папа. Помоги Нине.
Ребенок: Тамивухсар, шовар, ланки, куранвой, соболь, пупи.Это лиса, заяц, белка, лось, собаль, медведь.
Воспитатель: Как зовут детенышей этих диких животных?
Ребенок: Тамиланкие, шоврие, пупие, неп, пешие. Это бельченок, зайчонок, медвежонок, лосенок, олененок.
(За каждое правильный ответ по 1 баллу).
Воспитатель: Мама приготовила для Нины и ее братика обед. Что она поставила на стол?
Ребенок: Тами анат, нялет, лэтан. Это чашки, тарелки, ложки.
Воспитатель: Нявремат муй лэтлан? Что кушают дети?
Ребенок: Нина па пух лантлэтлан. Нина и мальчик кушают суп. Нявремат нянь лэтлан. Дети кушают хлеб.
Воспитатель: Нявремат муйясьлан? Что пьют дети?
Ребенок: Нявремат шайясьлан. Дети пьют чай.
(За каждое правильный ответ по 1 баллу).
3 часть: Выявление знаний по теме «Рыболовство»
Воспитатель: Нинин аси вернулся с рыбалки. Какую рыбу он поймал?
Ребенок: Тамил ар, паннэ, маланхул, ев, сорт. Это ерш, налим, карась, окунь, щука.
Воспитатель: Чем ловил асихул? Чем ловил папа рыбу?
Ребенок: Тами аси холуп, няш, тухал хулешапаватсан. Папа поймал рыбу сеткой, удочкой, неводом.
Воспитатель: На чем папа плавал по воде?
Ребенок: Тами хоп. Это лодка.
4 часть: Выявление знаний по теме «Вопросительные слова»
Проверяется умение задавать вопросы. Оценивается каждый вопрос. Вопрос правильный – 2 балла, условно-правильный – 1 балл, нет вопроса – 0 баллов.
Критерии оценки:
Высокий уровень ЗУН – 30 баллов и выше.
Оптимальный уровень ЗУН – 18баллов и выше
Низкий уровень ЗУН – ниже 18 баллов.
Список литературы
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. Москва, 1994. – 152с.
- Ефремов А.В. Этномир: образование и культура/ Сборник научно-методических работ.- Вып.1.-Х-М: Полиграфист,2007.-308с.Попова С.А., Решетникова Р.Г. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком.-М.: Издательство ИКАР. 1999, - 116с.
- Соловар В.Н. Картинный словарь хантыйского языка: Казымский диалект: Пособие для уч-ся нач. кл.- СПб,: ТОО «Алфавит»,1997.-159с.
4. Ядрошникова Л.А. использование обско – угорского фольклора на уроках чтения, родного языка, экологии: Методичекое пособие.- Ханты – мансийк: Полиграфист, 2004.- 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка.
Выступление...
Программа познавательно – речевого развития детей через игры – эксперименты.
Учиться играя и экспериментируя - эта идея увлекала многих педагогов. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми и разнообразными умениями и навыками, а также и речью, - их этому надо уч...
Авторская программа познавательно-речевого развития детей «Мир информатики»
Актуальность программы состоит в том, что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, в...
Индивидуальная программа по Речевому развитию детей 3-5 лет
Содержание1. Речевое развитие детей как средство общения в разных видах деятельности2. Основны задачи речевого развития3. Введение4. Воспитание звуковой культуры речи5. Формирование грамматического ст...
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...