Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка.
консультация по теме
Выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка.
В дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации в окружающем мире, в себе самом и регулирует его деятельность.
Речь - яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, т.к. из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога. В традиционной школьной методике развития речи основной формой является обучение на занятиях. Но практика и многочисленные исследования доказали, что овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности лучше чем на занятиях. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Одним из средств познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого большое значение уделяется пополнению словарного запаса и на русском языке, и на мордовском.
В детском саду дети знакомятся с культурой и традициями мордовского народа, с мордовским языком, природой, с фольклором, с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии, играми, бытом.
Художественная литература и фольклор являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.
Начиная со второй младшей группы, дети учатся слушать мордовские сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки. А в старших группах они уже учатся выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывается артистизм, умение правильно исполнять фольклорные формы, через них дается представление о красоте, трудолюбии, храбрости, добре и зле.
При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов, орнаментов, вышивкой деревянными игрушками, проводятся экскурсии в музеи.
Декоративно – прикладное искусство Мордовии является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.
Эта неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Происходит и познание, и пополнение словарного запаса детей: панар – рубаха, сапоня – передник, руця – платок, панга – головной убор, пулай – набедренное украшение и т.д.
При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытия, орудий труда.
Большую роль в познавательно – речевом развитии играет ознакомление детей с окружающим миром. Дети узнают о природных условиях мордовского края, о народах, населяющих ее. Знакомятся с историей своего города, с некоторыми отраслями промышленности республики, с национальными особенностями мордовского народа (традициями, обрядами, праздниками и т.д.).
Необходимо познакомить с разнообразием животного мира мордовского края, где обитает лоси, кабаны, волки, лисы, белки, бобры и другие животные. И детям интересно слышать, как эти названия звучат на мордовском языке.
Старшие дошкольники знакомятся с гербом и флагом Республики Мордовия.
Как утверждают исследователи дошкольного детства, ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Важнейшая деятельность для дошкольного образования – игра, а главнейшая потребность – общение. Мордовские народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа («Тканье полотна»; «В базар» и т.д.), подражание повадкам животных и птиц («В волков»; «В журавлей»; «В зайчиков»). Многие игры сопровождаются текстом («В ворону», «Тканье полотна» и др.), для выбора ведущего используются считалки.
Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии и речи и воображения, обогащает представление.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Воспитывать интерес и уважение к своей малой Родине и осознавание причастности дошкольника к языковому и культурному сообществу через знакомство с мордовским фольклором, традициями и обычаями, детской литературой и искусством, знаменитыми культурно – историческими памятниками. И наконец, деятельность педагога должна побуждать интерес детей к будущему знакомству с мордовским языком в начальной школе.
Литература:
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». Москва ОАО «Гамма» №9 2010г.
- журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2009 г. №8, 2012 г.
- Программа «Валдоня» Саранск 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
"Развитие познавательно - речевой деятельности у детей дошкольного возраста"
Родителям на заметку....
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА.
Консультация для педагогов ДОУ на тему "Воспитание детей дошкольного возраста средствами родного языка." В качестве основных средств воспитания, педагогика издавна использует такие компоне...
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой деятельности...
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные игры»
В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к и...
Самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"
самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"...