Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности
рабочая программа (старшая группа)
знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по региональному компоненту для воспитателей | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патриотических чувств, используя башкирское устное творчество, которое имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развития связной речи и становлении личности ребенка.
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Цель программы:
- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей знания об истории родного края, национальной культуре; продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством и особенностями этикета башкирского народа;
Развивающие:
-развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний о столице РБ- городе Уфа, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знают герб, флаг Башкортостана и своего города.
Имеют представление о родном крае; о природе родного края, о людях разных национальностей, обычаях, о традициях, искусстве, фольклоре, праздниках башкирского народа, о знаменитых людях и исторических личностях Башкортостана.
Формы и режим занятий:
Программа составлена на старшую группу (5-6 лет),согласно учебному плану МБДОУ Детский сад №4 г.Туймазы. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год
Форма проведения занятия: групповое.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти
методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации
рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей.
Тематическое планирование деятельности по программе
№ | Месяц | Тема | Содержание и формы работы с детьми | Цель |
1. 2. 3. 4. 5. 6 7 8 9. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Декабрь Февраль март апрель май | Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа Природа родного края. О родном крае, образ жизни, занятия населения Башкортостана Башкирское устное народное творчество Представители литературы башкирского народа. Прошлое башкирского народа. Знаменитые люди Башкортостана Искусство башкирского народа Традиции и обычаи, праздники башкирского народа. | 1.Диагностика по разделу «Патриотическое воспитание» 2. Изучение символики Республики Башкортостан. 3.ООД. Рисование «Флаг РБ» 4. Презентация «Мой край-Башкортостан» 1.Беседа о жизни людей, животных, птиц, насекомых и растений осенью» 2.ООД. Тема: «11октября-День Республики Башкортостан» 3.Дидактическая игра «Кто где живет?» 4.Аппликация «Золотая осень» 1.ООД. Тема: «Уфа – столица Республики Башкортостан» 2.Дидактическая игра «Достопримечательности города Уфа» 3.Беседа о занятиях жителей нашей республики. Презентация. 4.Сюжетно-ролевая игра «Пчеловоды» 1.Знакомство с народной сказкой «Курай». 2.Знакомство и организация башкирской народной игры «Капка сыгышы», «Гургурлю», проведение игры «Медведь и пчелы», «Юрта» 3-4. Слушание народных песен, разучивание башкирских народных потешек, считалок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок. 1. Беседа о прошлой жизни народа. 2.Беседа о славных сынах башкирского народа. Салават Юлаев. 3-4.Знакомство детей с народным поэтом Башкортостана Мустай Карим. 1.Беседы о прошлой жизни народа, рассказ воспитателя о земляках-героях (презентация) 2.Знакомство с Народным артистом –Арсланом Мубаряковым. 3. Знакомство со знаменитыми кураистами (Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов). 4. Организация башкирских народных игр. 1.Экскурсия в библиотеку. Башкирский национальный костюм. 2.Аппликация Украшение одежды башкирским национальным орнаментом. 3.ООД.Умельцы нашего города. 4.Знакомство с башкирской кухней. Выставка. 1.Знакомство детей с праздниками «Сабантуй», Воронья каша», Кукушкин чай». 2.Рисование «Праздник «Сабантуй» 3. Беседы о религиозных праздниках. Гостеприимство башкир. 4.Организация игр, которые проводятся во время проведения праздника «Сабантуй» 1-2Обобщающие занятия. 3-4.Диагностика. | Продолжать знакомить детей с символикой РБ и расширять кругозор о родном крае; Закрепление знаний об осени в родном краю, о животных, растениях; Закреплять знания детей о символике РБ, воспитывать чувство гордости за свою Родину; Расширять знания детей о городе Уфа- столице РБ, продолжать знакомить с достопримечательностями города; Продолжать знакомить детей с жизнью людей родного края и их деятельностью; Продолжать знакомить детей башкирскими народными сказками и народными играми, пословицами, поговорками. Обогащать и активизировать словарь, развитие и совершенствование речевого навыка слушания и понимания художественных текстов различных жанров воспитывать интерес к башкирскому устному народному творчеству. знакомить с национальным героем Салаватом Юлаевым, с народным поэтом Мустаем Каримом. Рассазать детям о земляках-героях РБ, с народным артистом Арсланом Мубаряковым, со знаменитыми кураистами. Продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми и обыгрывать их; Организовать экскурсию в библиотеку; продолжать знакомить детей с башкирским национальным костюмом, орнаментом; развивать у воспитанников умение увидеть практичность и красоту национальных костюмов. Продолжать знакомить детей с башкирскими национальными блюдами и напитками. Дать понятие о значении народных праздников «Сабантуй», «Карга бутканы».Обучение новым играм по программе этих праздников. Познакомить с детей с правилами башкирского гостеприимства. Обобщение знаний детей, проведение диагностики. |
Содержание программы
1.Вводные занятия «Мой край- республика Башкортостан.
2. Природа родного края.
3. Образ жизни, занятия населения Башкортостана.
4.Бащкирское устное народное творчество.
5.Прошлое башкирского народа. Исторические личности.
6. Представители литературы.
7. Традиции, праздники и обычаи башкирского народа.
8. Искусство башкирского народа.
9. Знаменитые люди Башкортостана.
Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- ИКТ;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- художественная литература;
- видеозаписи и аудиозаписи ;
- карты, атлас Республики Башкортостан;
- символика Республики Башкортостан и города Туймазы;
- различные виды театра.
- макеты
Список литературы:
- «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
- «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
- Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
- «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
- Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
- Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
- 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
- Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
- Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.стр.125.
- «Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.стр.624.
11.Галяутдинов И.Г.Башкирские народные детские игры.-Уфа: Китап, 2006.
12.Агишева Р.Л. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан»: Учебно- практическое пособие для воспитателя детского сада и учителя начальных классов.-Уфа: БИРО,2005.
13. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий,- М.: ТЦ «Сфера», 1999.
14. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа.-2004
15.Гасанов Р.Х., Гасанова Л.Н. «Фольклор в воспитании дошкольников: методические рекомендации.- Уфа: Издательство ИРО, 2017.
16.История и культура Башкортостана. Хрестоматия. / Сост. В.С. Мавлетов. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2008
17.Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.
18.Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.
19.Молчева «Декоративно- прикладное искусство Башкортостана дошкольникам.-Уфа: Башкирское издательство «Китап»,- 1995.
20.А.В. Колбина Аппликация в детском саду: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских обр. учреждений.-Уфа, 2014.
21.Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г
22.Фазлыева Ф.Н Мой край-Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.-Уфа: Китап, 2003.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ
детского сада №4 г. Туймазы
___________ Такашова Л.Г.
Пр. № ___ от __ 09.2020 г.
Рабочая программа
старшей группы №2 «Лисичка»
на 2020-2021 учебный год
Составила воспитатель
Фарухшина Г.Н.
Рассмотрено на педагогическом совете
МАДОУ детского сада №4 г. Туймазы
Протокол №1 от 30.08.2020 г.
г. Туймазы,2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.
рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"
Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...