Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых вещах.
Основная задача программы- это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку.
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду- научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ДОД | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 комбинированного вида»
Принято:
Протокол педсовета № ___
«____» ________2015 г.
Утверждаю:
Заведующий МДОУ № 33
Баженова Е.А.
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности
«Радуга творчества: Мастерская пчелки»
(художественно – эстетическое развитие)
срок реализации – 1 год.
Составитель:
Сиземова С.С.
г.о. Электросталь 2016 год
Пояснительная записка.
Современное общество требует людей творческих. Дети имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее человека и общества в целом.
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых вещах.
Основная задача программы- это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку.
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду- научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.
Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встречи с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества. Кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: социализация личности ребенка через освоения знаний и навыков по созданию изделий декоративно-прикладного искусства и их применению.
Задачи:
- формирование первых трудовых умений и навыков;
- формирование умений работать с бумагой: сгибать лист пополам, вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке, создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
- развивать и совершенствовать технические навыки - закреплять умение правильно пользоваться ножницами, карандашами, красками и т. д.
- социальная адаптация и развитие его творческих способностей;
- формирование чувства ответственности, культуры труда;
- привитие любви к нетрадиционной форме работы;
- воспитание эстетической культуры;
- прививание экологической культуры.
- развитие художественно - творческих способностей воспитанников;
- развитие мышления;
- формирование положительных качеств личности.
Направление программы: традиционные и нетрадиционные формы работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов, а так же скорости и возможности усвоения именно нашими детьми, с учетом их индивидуальных особенностей, программного материала. Работа ведется с детьми, желающими рисовать, лепить и т.д. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся в старшей группе. Количество детей от 10 человек в группе. Количество учебных часов в году 32 (одно занятие в неделю).
Рабочая программа составлена на основе парциальной программы: «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2007.
Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- правила композиционного построения изображений.
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
Контроль за эффективностью проведения занятий проводится в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же материал предоставляется на городские и другие конкурсы. В конце года проводится диагностика уровня усвоения поставленных задач.
Программа реализуется на платной основе.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество занятий | Количество минут |
1 | Цветные ладошки (фантазийные композиции) | 1 | 25 |
2 | Деревья в нашем парке | 1 | 25 |
3 | Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты) | 1 | 25 |
4 | Осенний натюрморт | 1 | 25 |
5 | Осенний натюрморт (продолжение) | 1 | 25 |
6 | Сова | 1 | 25 |
7 | «Осень на опушке краски разводила» | 1 | 25 |
8 | «Ничего себе картина, ничего себе жара!» | 1 | 25 |
9 | Ветка рябины | 1 | 25 |
10 | Овечка с ягненком | 1 | 25 |
11 | Волшебные снежинки (краски зимы) | 1 | 25 |
12 | Снегири и яблоки | 1 | 25 |
13 | Звездочки танцуют (зимнее окошко) | 1 | 25 |
14 | Звонкие колокольчики | 1 | 25 |
15 | Звонкие колокольчики (продолжение) | 1 | 25 |
16 | Веселый клоун (с передачей мимики и движения) | 1 | 25 |
17 | Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши) | 1 | 25 |
18 | Наша группа (оформление альбома) | 1 | 25 |
19 | Дружные ребята (оформление альбома) | 1 | 25 |
20 | Брелок для ключей | 1 | 25 |
21 | Весенний букет (настенная открытка, этикет) | 1 | 25 |
22 | Мимоза | 1 | 25 |
23 | Солнечный цвет | 1 | 25 |
24 | Космический пейзаж | 1 | 25 |
25 | Космический пейзаж (продолжение) | 1 | 25 |
26 | Весенний ковер (плетение из жгутиков) | 1 | 25 |
27 | Весенний ковер (продолжение) | 1 | 25 |
28 | Веселые кляксы | 1 | 25 |
29 | Праздничный салют над городом | 1 | 25 |
30 | Наш аквариум | 1 | 25 |
31 | Муравьишки в муравейнике | 1 | 25 |
32 | Витражи для терема Лета | 1 | 25 |
ВСЕГО | 32 | 800 |
Перспективное планирование
№ | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | |
Октябрь | ||||
1 | Аппликация силуэтная с элементами рисования | Цветные ладошки (фантазийные) композиции Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с. 24 | Вырезание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов | |
2 | Рисование по представлению | Деревья в нашем парке Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.32 | Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны | |
3 | Аппликация из осенних листьев | Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.56 | Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян | |
4 | Лепка предметная из соленого теста | Осенний натюрморт Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.40 | Лепка фруктов из солёного теста; создание объемных композиций; знакомство с натюрмортом | |
Ноябрь | ||||
1 | Декоративное рисование на объёмной форме | Осенний натюрморт (продолжение) | Декоративное оформление вылепленных фруктов | |
2 | Конструирование лесной скульптуры | Сова Т.Ф. Панфилова «Обучение детей работе с природными материалами» 2004 с.33-35 | Создание образов путем «опредмечивания», соединение деталей в конструкцию путем вставления их друг в друга и с помощью клея | |
3 | Нетрадиционное рисование (печать листьев) | «Осень на опушке краски разводила» Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.4-8 | Ознакомить с новым видом изобразительной техники | |
4 | Лепка рельефная по содержанию небылицы | «Ничего себе картина, ничего себе жара!» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.82 | Создание фантазийных композиций по содержанию шутки – небылицы; развитие воображения и чувства юмора | |
Декабрь | ||||
1 | Рисование пальчиками | Ветка рябины Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.9 - 13 | Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук | |
2 | Аппликация | Овечка с ягненком А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду 2005 с.120 | Учить выполнять сюжетную аппликацию, используя трафарет; распределять декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта | |
3 | Рисование декоративное | Волшебные снежинки (краски зимы) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.94 | Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам | |
4 | Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги | Снегири и яблоки Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.98 | Моделирование птиц из ваты и бумаги; изготовление игрушек –подвесок для новогодней елки | |
Январь | ||||
1 | Аппликация из фольги и фантиков | Звездочки танцуют (зимнее окошко) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.96 | Вырезание звездочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали; освоение прорезного декора | |
2 | Лепка из соленого теста | Звонкие колокольчики Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.104 | Создание объемных полых (пустых внутри) поделок из соленого теста | |
3 | Декоративное рисование на объёмной форме | Звонкие колокольчики (продолжение) | Декоративное оформление по замыслу | |
4 | Рисование по замыслу | Веселый клоун (с передачей мимики и движения) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.120 | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех) | |
Февраль | ||||
1 | Аппликация коллективная | Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.122 | Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы) | |
2 | Рисование сюжетное | Наша группа (оформление альбома) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.126 | Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество | |
3 | Аппликация ленточная | Дружные ребята (оформление альбома) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.124 | Оформление самодельного коллективного альбома; расширение изобразительных и смысловых возможностей ленточной аппликации | |
4 | Лепка из соленого теста | Брелок для ключей Анистратова А.А., Гришина Н.И. поделки из соленого теста - 2010.с. 29 | Лепка брелоков из солёного теста по шаблону | |
Март | ||||
1 | Аппликация коллективная | Весенний букет (настенная открытка, этикет) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.146 | Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование цветка разными приемами | |
2 | Аппликация | Мимоза Малышева А.Н. Аппликация в детском саду 2006. с.118 | Наклеивание комочков из бумаг, симметричное вырезание; объемное наклеивание | |
3 | Рисование - экспериментирование | Солнечный цвет Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.154 | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков (желтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) | |
4 | Граттаж (нетрадиционный способ изображения) | Космический пейзаж Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.100 | Научить новому способу получения изображения – граттажу; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент | |
Апрель | ||||
1 | Граттаж (нетрадиционный способ изображения) | Космический пейзаж (продолжение) | Передавать в рисунке картину космического пейзажа; | |
2 | Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста | Весенний ковер (плетение из жгутиков) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.166 | Лепка коврика из жгутиков разного цвета способом простого переплетения | |
3 | Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста | Весенний ковер (продолжение) | Поиск аналогий между разными видами народного искусства | |
4 | Нетрадиционное рисование (кляксография) | Веселые кляксы Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.23 | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности; дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения | |
Май | ||||
1 | Нетрадиционное рисование (проступающий рисунок) | Праздничный салют над городом Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.41 | Закрепление свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки; усвоение навыка проведения непрерывных линий | |
2 | Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная) | Наш аквариум Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.194 | Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников) | |
3 | Лепка из бумажной массы (папье – маше) | Муравьишки в муравейнике Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.128 | Знакомство с новой техникой папье – маше (лепкой из бумажной массы); развитие мелкой моторики | |
4 | Нетрадиционное рисование (витражи – клеевые рисунки) | Витражи для терема Лета Г.Н. Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.45 | Знакомить детей с понятием витраж, техникой его выполнения |
Литература
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2007. – 208 с.
- Панфилова Т.Ф Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004 – 48 с.
- Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014 – 112 с.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 114 с.
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. поделки из соленого теста. – 3-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании им.Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. – 32. + 32 с. вкл.: ил. – (Развиваем творческие способности0.
№ | Фамилия, Имя ребенка | Дата рождения |
1 | Артамонов Влад | 29.04.2010 |
2 | Доронкова Любовь | 16.03.2010 |
3 | Лапкина Валерия | 15.01.2011 |
4 | Лебедев Артемий | 25.12.2010 |
5 | Лошкарева Светлана | 11.02.2011 |
6 | Мандровская Карина | 18.08.2009 |
7 | Романцова Мария | 15.02.2011 |
8 | Торова Ольга | 28.09.2010 |
9 | Файкова Лилия | 19.06.2010 |
10 | Фокин Дмитрий | 29.06.2010 |
11 | Фомичева Арина | 07.06.2010 |
12 | Чигарева Екатерина | 30.11. 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).
Данная программа является авторской и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...