Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_kruzhok.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 44
Приморского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» «Утверждаю»
На педагогическом совете ГБДОУ №44 Заведующий ГБДОУ №44
Протокол от 31.08.2017 №1 ______________ Т.С. Санталова
Рабочая программа
Дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников
с историей и архитектурой Санкт-Петербурга
«Прогулки по Петербургу»
Составитель:
Старший воспитатель
Молодцова Е.Н.
Санкт-Петербург
2017
Содержание
I. Целевой раздел..............................................................................................3
1.1.Пояснительная записка……………………...………………………………..3
1.2. Целевые ориентиры………………………………………………………….4
II. Содержательный раздел…………………………………….…………………5
2.1. Комплексно – тематическое планирование………………………...………5
2.2. Методы и приемы реализации программы………………………………7
2.3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников…………………10
III. Организационный раздел…………………………………………………....11
3.1. Технологии реализации рабочей программы …………….………..……..11
3.2. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса……………………….…………………………..…11
3.3. График работы …………………………...…………………..……………..12
Список литературы………………………...…………………………………….13
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Мы живем в славном и замечательном городе Санкт – Петербурге. Мы гордимся своим городом и любим его, поэтому и решили начать знакомство с городом раньше, до школы. Дети - дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Знакомство с городом формирует познавательные процессы, способствует развитию речи (особенно формированию понятий, обогащению словаря, обучению рассказыванию). Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор, развивать креативные способности, творческое мышление, умения и навыки в продуктивной деятельности.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы Г.Т. Алифановой «Первые шаги», основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада №44 Приморского района Санкт- Петербурга
Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебный год (с 01.09.2017 по 31.05.2018). Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, составлена с учетом возрастных особенностей детей. Длительность занятий 25 минут, количество - 1 занятие в неделю.
Цель программы: дать детям возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга;
-помочь почувствовать красоту и неповторимость архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и исторических памятников.
- реализация регионального компонента основной общеобразовательной программы
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к изучению архитектурных и исторических
достопримечательностей города;
-развитие познавательно-речевых навыков, логического мышления;
-знакомство с историческими событиями;
-развитие пространственного ориентирования.
1.2. Целевые ориентиры
К концу обучения у детей старшего дошкольного возраста:
- Формируются ключевые общечеловеческие ценности;
- Знают историю Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев;
- Формируется мировоззрение через постижение истории мировой культуры ;
- Формируются способности к исследовательской деятельности,
- Проявляются в познавательной деятельности навыки культуры мышления;
- Происходит осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.
II. Содержательный раздел
2.1. Комплексно – тематическое планирование
Месяц | Тема | Неделя |
Сентябрь | Наш дом Россия. | 3 неделя |
Визитная карточка Санкт-Петербурга | 4 неделя | |
Октябрь | Полет над городом | 1 неделя |
Заячий остров. Петропавловская крепость | 2 неделя | |
Березовый остров | 3 неделя | |
Васильевский остров | 4 неделя | |
Ноябрь | Ансамбль Стрелки В.О. | 1 неделя |
Петербургские сказки. Сказки Васильевского острова | 2 неделя | |
Личность Петра I | 3 неделя | |
Памятники Петру I в Петербурге | 4 неделя | |
Декабрь | Петербургские сказки. Путешествие к ботику. | 1 неделя |
Визитная карточка Санкт-Петербурга | 2 неделя | |
Из истории новогоднего праздника | 3 неделя | |
Январь | Блистательный Санкт-Петербург (дворцы города) | 2 неделя |
Самое, самое в Петербурге | 3 неделя | |
27 января. Никто не забыт, ничто не забыто | 4 неделя | |
Февраль | Великие люди города. А.С. Пушкин | 1 неделя |
Петербург – город рек и каналов | 2 неделя | |
Разноцветные мосты | 3 неделя | |
Петербургские сказки. «Как царь Петр помирил мосты» | 4 неделя | |
Март | Ансамбль Дворцовой площади | 1 неделя |
Богатство Санкт-Петербурга – Эрмитаж | 2 неделя | |
Тайна купола Исаакиевского собора | 3 неделя | |
Тайны Адмиралтейства | 4 неделя | |
Апрель | Легенды Казанского собора | 1 неделя |
День космонавтики в Петербурге | 2 неделя | |
Прогулка по Летнему саду. Летний дворец Петра I | 3 неделя | |
Петербургские сказки. «Легенда о Летнем саде» | 4 неделя | |
Май | «Потешное поле». Марсово поле | 1 неделя |
Петербургские сказки. «Меч Суворова» | 2 неделя | |
Приключения Чижика | 3 неделя | |
С днем рождения, Санкт-Петербург | 4 неделя |
2.2. Методы и приемы реализации программы
Название метода | Определение метода | Рекомендации по применению |
Наглядный | Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. | Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом, слайдов, мульфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ПООП дошкольного образования. |
Словесный | Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. | Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям. |
Практический | Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. | Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности , но и в самостоятельной деятельности. |
2.3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Мероприятие | Цель |
Выступление на родительских собраниях | Формировать у родителей воспитанников ГБДОУ представления о направлении работы кружка, о форме проведения занятий. |
Оформление информационных стендов краеведческого характера | Закрепить у детей знания, полученные на занятиях. Воспитывать интерес к изучению истории и архитектуры Санкт-Петербурга. |
Индивидуальное консультирование | Формировать устойчивый интерес со стороны родителей к работе кружка в условиях ГБДОУ |
Участие в совместных проектах в рамках праздничных мероприятий ГБДОУ | Поддерживать интерес педагогов и воспитанников ГБДОУ к изучению истории города через культурно-массовые мероприятия. |
III. Организационный раздел
3.1. Технологии реализации рабочей программы
- просмотр и проблемное обсуждение мультимедиа презентаций;
- рассказывание детям дидактических сказок и историй;
- организация игр-путешествий и экскурсий по городу в виртуальном пространстве
- игровые технологии: игры-экспериментирования, словесные игры, игры-фантазии,
- праздничный событий календарь.
3.2. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
- проектор,
- ноутбук,
- экран для проекции;
- ЭОР: мультимедийные презентации по программе;
- комплекты игр краеведческого содержания;
- коллекция аудио- и видеозаписей по программе;
- коллекции арт-объектов, иллюстраций.
3.3. График работы
День недели | Группа | Время |
Вторник | Старшая группа №1 | 15.10. – 15.35 |
Старшая группа №2 | 15.40. – 16.05 | |
Страшая группа №3 | 16.10 – 16.35 |
Список литературы
1.Алифанова Г.Г. Петербурговедение для малышей. Пособие для воспитателей и родителей.- СПб.: Паритет, 2008.
2.Борчанинова К.В. Педагогические основы развития у старших дошкольников интереса к архитектуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 4.
3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М ., 2008.
5. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. Научнометодический журнал. 2011. - № 6.
6. Вербенец А.М. Маршрутные листы и детские путеводители как средство развития интереса к посещению музея у старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. Научно-методический журнал. 2011. - № 3.
7. Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения // Краеведение. – 1924. - №3.
8. Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание – 2003.№ 5.
9. Евдокимова Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. — Волгоград, 2001.
10. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.
Коробова Е.Н., Шейко Н.Г., Виниченко В.В. Антология детских открытий. Методический сборник / Е.Н. Коробкова, Н.Г. Шейко, В.В. Виниченко. – СПб., 2006.
11. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 1973. - №11.
12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.
13. Савенков А.И. «Маленький исследователь». М. Академия Развития, 2003.
14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.
рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"
Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....