Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы «Край мой родной и любимый»
план-конспект занятия (старшая группа)

Усанькова Светлана Михайловна

Почему нужно знать историю, традиции и обычаи своего края? Это далеко не праздный вопрос. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.  В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kray_moy_rodnoy_i_lyubimyy.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для старшей группы  «Край мой родной и любимый»

Цель:  развитие интереса детей к культурному наследию коми народа.

 Задачи:

  1. Определить эффективные педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к Республике Коми.
  2. Изучить особенности предметно-пространственной развивающей среды, способствующие развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию коми народа.
  3. Закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о  культурных традициях народа коми.
  4. Воспитывать  любовь  к своей малой Родине.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие: развивать навык обобщения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме, побуждать детей участвовать в беседе; отвечать на вопросы полным предложением; развивать диалогическую, монологическую речь; обогащать и активизировать словарь.

Социально-коммуникативное развитие: формировать потребность детей  делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине.

Художественно-эстетическое развитие: прививать любовь  к творчеству коми писателей и композиторов, формировать певческие навыки, умение петь легким звуком.         

     Тип занятия: интегрированное, итоговое по теме «Мой дом, мой город, моя страна».

     Материалы и оборудование: аудиозапись песен Л. Вавиловой «Что такое Родина», Л. Вавиловой «Песня о Сыктывкаре», мультимедийное оборудование для показа презентаций: «Любимый город Сыктывкар»,  к стихотворению С. Попова «Родной край» («Чужан му»),  коми музыкальные инструменты.

План проведения непосредственно образовательной деятельности

Этапы непосредственно образовательной деятельности

Временная реализация

 I. Организационный момент.

1. Прослушивание аудиозаписи песни «На родной земле » муз. М. Оверина, ст. Г. Юшкова («Ас чужан мы вылан»).

2. Вступительная беседа педагога.

4 мин.

II. Беседа о родной республике, о родном городе.

1.Беседа о столице Республики Коми, о малой родине.

2. Исполнение песни Л. Вавиловой «Что такое Родина».

3.Чтение стихотворений о Республике Коми, о Сыктывкаре. Просмотр презентации.

4.Музыкальная игра  «Олень».

5.Чтение стихотворения С. Попова «Родной край» на коми языке («Чужан му»). Просмотр презентации.

6. Рассматривание коми музыкальных инструментов  и исполнение танца «Зиль-зёль».

18 мин.

III Заключительная часть.

Рефлексия 

3 мин.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

        Дети слушают  аудиозапись песни «На родной земле » муз. М. Оверина, ст. Г. Юшкова («Ас чужан мы вылан»).

Педагог. Мы много знаем о Родине, о стране, в которой живем, но  есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина?»

- Это место, где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, улица, дом и детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей  огромной страны.

     2. Беседа о родной республике, о родном городе.

- Ребята, скажите, а в какой Республике вы живете?

Дети. Мы живем в Республике Коми.

Педагог.  А как называется столица Республики Коми?

Дети. Столица нашей республики называется Сыктывкар.

Педагог.

В раздольях Сысолы стоит столица,

Гордится городом и млад, и стар.

И в ночи  белые наш город снится,

Звучит по-коми просто – Сыктывкар.

- Ребята, все мы родились в Республике Коми и поэтому ее можно назвать нашей малой родиной.

        В нашей республике живет много людей, среди которых есть и мастера своего дела. Одни из них коми поэты и композиторы,  прославляющие наш коми край в стихах и песнях.  Послушайте стихотворения поэтов, которые описывают наш северный край.

Реб.

Мы живем на севере

В далеком Коми крае

Где бывает холодно

И пурга метет.

Реб.

Здесь олени быстрые

Их красивей нет.

Мчат по тундре утренней

Нас в седой рассвет.

Реб.

Красоты северного края

Нельзя словами описать.

И даже если бы смогла я

Не хватить слов мне рассказать.

Педагог. Ребята, давайте споем песню «Что такое Родина».

§ Сл. и муз. Л. Вавиловой «Что такое Родина».

Педагог. Мы с вами уже говорили, что столица нашего Коми края называется Сыктывкар. А раньше наш городок сначала был селом (это место, где живет мало народу). Но приезжали новые люди, образовывались новые семьи, они строили новые дома. Постепенно село разрасталось и превратилось в город Усть-Сысольск, затем и в город Сыктывкар. И теперь наш город стал большим и красивым. И с каждым годом он становится все краше.

        Педагог предлагает ребенку выйти и рассказать о городе, в котором он живет.

Реб. Я живу в городе Сыктывкаре, который очень люблю. В нашем городе есть музыкальный и драматический театры, много памятников и музеев, а также парки отдыха.  В нашем городе есть железнодорожный вокзал и аэропорт.

        Очень часто я хожу с родителями гулять по улицам нашего города. Мне нравится гулять возле музыкального театра, где построили красивые фонтаны и в парках.  

        В процессе рассказа ребенка идет показ презентации «Про город Сыктывкар»

Педагог. Ребята, давайте  расскажем, как описывают нашу столицу коми поэты.

Реб.

Город мой необозримый

В свете солнечного дня

Красотой неповторимой

Тешит, радует меня.

Реб.

Парки, улицы, бульвары

Взгляд ласкают много лет.

Для меня роднее Сыктывкара

Города на свете нет!

Реб.

Не узнать нам Сыктывкар

Как он вырос – чудеса!

На местах домишек старых

Новых зданий корпуса.

Педагог. Ребята, давайте споем песню о нашем городе Сыктывкаре.

§ Сл. и  муз. Л. Вавиловой «Песня о Сыктывкаре».

Педагог. Ребята, вы знаете, дети в коми селеньях любили  играть в разные народные игры. Давайте с вами поиграем в  коми народную  игру «Олень».

§ Музыкальная игра «Олень»

Олень, ты олень

Золотые рога.

Принаденьте меня,

Принакутайте.

С мужичка-добрячка опоясочку,

С красной девицы платок с головицы.

Педагог. Мы живем  в Республике Коми, где народ разговаривает не только на русском, но и на своем родном языке – коми. Коми язык мелодичный,  выразительный.  

        Послушайте стихотворение коми поэта Серафима  Попова «Чужан му», что в переводе на русский язык обозначает «Родной край».  

        В данном стихотворении поэт С. Попов говорит о том, что каждый сильно любит свой родной край. Золотое солнце его греет, моет чистый дождь. Пусть будет цвести и дальше наш северный край. На этой земле будут счастливы девочки и мальчики, и  они сумеют сохранить свою родную землю.

        Параллельно с чтением стихотворения идет показ презентации (Приложение 2 к конспекту).

Реб.

С.  Попов.    Чужан му.

Мыйла мусса да зэв дона

Вöр и эзысь ю?

Быдöн радейтö зэв ёна

Ассыс чужан му.

Зарни шондi сiйöс шонтö,

Мыськö сöстöм зэр,

Медым дзоридзавны пондас

Миян войвыв эрд.

Тайо му вылас век шуда

Лоас ныв и пи:

Сiйöс, донаöс, пыр кужас

Видзны налöн ки.

  1. Рассматривание коми музыкальных инструментов  и исполнение танца «Зиль-зёль».

Педагог. Наша республика богата не только поэтами и композиторами, но и народными мастерами, которые изготавливали коми народные инструменты. Они деревянные, так как основным материалом для творчества был лес.

Давайте познакомимся с ними.

        Дети выходят с коми национальными инструментами и рассказывают, как называется  их инструмент.

- У коми народа есть свои музыкальные инструменты:

шумовые инструменты: трещотка («Сярган»), шуршайка («Шур-шар»), постучалочки («Тутш-татш»), звон (например, сравнивается со звуками ручья,  «Зиль-зёль).

Педагог.  А какие веселые и  чудесные танцы с коми народными инструментами танцевал коми народ.  

Реб.

Расцветай мой край родной,

Сыктывкар любимый,

Удивляй нас коми пляской

Радостной, счастливой.

§ Танец «Зиль-зёль» (муз. и сл. народные, исполняет Л. Логинова)

Реб.

Я узнал, что у меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.

Речка, небо голубое – это все мое, родное.

Это Родина моя.

Всех люблю на свете я.

  1. Рефлексия.

- О чем мы беседовали?

- Что вы сможете рассказать о нашем городе приезжему человеку?

- Какие музыкальные инструменты использует коми народ в своем творчестве?

- Какие песни мы сегодня исполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи  "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме  "Овощи"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".

Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....

«Семена проснулись» конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа

Задачи: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиваниии. Дать представлениео семени готового, к посеву. Познакомить с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа Игра «Что? Где? Когда?»

данное занятие направлено на формирование у детей интереса к театральному искусству и приобщению к театрализванной деятельности и любви к устному народному творчеству....