«Семена проснулись» конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиваниии. Дать представлениео семени готового, к посеву. Познакомить с ролью и значением корня для растения. Учить подготавливать почву к посеву семян. Формировать представление о процессе посадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semena_prosnulis.docx | 111.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семена проснулись»
конспект непосредственно образовательной деятельности
старшая группа
Задачи. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании. Дать представление о состоянии семени, готового к посадке: познакомить с ролью и значением корня для растения: учить подготавливать почву к посеву семян: познакомить с процессом посадки.
Материал. Стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода; семена гороха, фасоли, бобов и т.д.
Земля, песок, торф, известь, суперфосфат, мерная емкость (банка, стакан и т.п.), большая емкость для почвенной смеси; детский садовый инвентарь (маленькие совки, тяпки), вода, ящики для посадки, проросшие семена овощных культур, клеенка, тряпочки, фартуки, лейки и т.д.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами продолжим свою работу в нашей лаборатории, а для этого превратимся опять в любознательных, многознающих экотошек. Надеваем шапочки, закрываем глаза; считаем 1,2,3 - экотошками стали мы. Вот какие замечательные получились экотошки. Давайте с вами пройдем в нашу лабораторию.
Педагог. В лаборатории мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. (Рассыпает на подносе семена разных растений.) Что же это?
Дети. Семена.
Педагог. Посмотрите, какие они разные.
Дети рассматривают семена, сравнивают их.
Педагог. (кладет на ладонь несколько семян). Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети. Это семена разных растений.
Педагог. Правильно. Эти семена разных растений, но они из одного семейства. Какого?
Дети. Семейство бобовых
Педагог. Все семена разные, и все они живые. Сейчас семена "спят". Это может продолжаться целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная "сила жизни". Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести, принести плоды.
Какие условия необходимы для того, чтобы оживить семена?
Дети. Нужна вода, земля, тепло, свет.
Педагог. Каким будет растение, и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.
Дидактическая игра.
Цель. Познакомить детей с этапами роста и развития овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения). Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
Материал. Серии карточек (по 7 штук) с изображением стадий роста овощных культур (фасоли, гороха).
Ход игры.
На столе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем.
Внимательно рассматривают карточки и раскладывают их по фазам роста растения. Рассказывают о выполнении задания.
После игры подводится итог и продолжается занятие.
Педагог. Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном еще холодно и земля не прогрелась. Но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить». Чтобы они «проснулись», поместить их в «волшебные» баночки.
Дети рассматривают баночки, описывают их.
Педагог. На дно положим круглый мягкий фильтр и увлажним его. Семена разместим так, чтобы они не соприкасались - не мешали друг другу «просыпаться». Закроем баночку. Зачем закрываем баночку крышечкой (пленкой)?
Дети. Чтобы семенам было тепло.
Через несколько минут крышка запотеет. На это обязательно надо обратить внимание детей.
Педагог. Почему крышка запотела?
Дети. Потому что наши семена дышат, они же живые.
Педагог. Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена "просыпаться".
Педагог. Ребята, а я для вас приготовила сюрприз в нашей лаборатории, заранее поместила в баночки семена овощей, а что необычное произошло, мы сейчас с вами увидим.
ФИЗМИНУТКА.
Я - росток, и ты - росток.
Раз - листок, два - листок.
Подрастем еще чуток, и чего же проще.
Ты - дубок, и я - дубок
Вот и будет роща
Дети подходят к другому столу, рассматривают набухшие семена. У большинства из них появился белый "хвостик".
Педагог. Как вы думаете, что это за белый хвостик?
Дети. Да это же корешок!
Педагог. Вы правильно догадались, конечно, это корешок, Семена показывают нам, что «проснулись» и пора сажать их в землю.
Дети. Давайте посадим.
Педагог. Семенам нужно приготовить мягкую, "вкусную" и влажную почву. Зачем им нужна такая почва? (Предположения детей.)
Дети. Чтобы растения лучше росли, чтобы вода и воздух хорошо проходили к корням.
Педагог. Давайте проведем опыт «Какая почва лучше пропускает воду, воздух».
Опыт (две баночки с почвой рыхлой и плотной, палочки, лейка с водой)
Педагог. Что находится в баночках?
Дети. Почва.
Педагог. Да, в баночках почва. Давайте рассмотрим ее и сравним. Чем она отличается друг от друга?
Дети сравнивают почву, пробуют проткнуть палочкой, поливают водой.
Педагог. Какая почва в первой баночке? Какая почва - во второй.
Дети. Рыхлая и плотная.
Педагог. В какой почве лучше будут расти растения?
Дети. В рыхлой почве.
Педагог. Почему?
Дети. Потому что рыхлая почва лучше пропускает воду и воздух.
Педагог. Да, ребята мы выяснили, что рыхлая почва лучше пропускает воду и воздух, чем плотная. И растения в рыхлой почве будут развиваться быстрей.
Педагог. Чтобы корешок мог быстро расти, впитывая воду и растворенные в ней полезные вещества. Займемся приготовлением почвы. Нам понадобятся торф, земля, песок и удобрения.
Дети под руководством педагога, используя мерную емкость, берут две части просеянного торфа, две части песка, одну часть земли (стерилизованной). Все смешивают.
Педагог. Хорошая почва получилась, но чего-то не хватает. Чего же?
Дети. Питательных веществ.
Педагог. Добавим, (Добавляет удобрения - 10-12 г извести и 5-6 г суперфосфата на 10 кг смеси.) Что еще нужно добавить?
Дети. Наверное, воды.
Педагог. Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? (Предположения детей.)
Педагог. Семечко и корешок живые, значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтобы воздух свободно проходил.
Приготовили землю, переложили ее в ящичек, а теперь пора сажать наши семена. Как мы будем это делать?
Дети обсуждают различные варианты. Например, Олег предложил сделать большую ямку в земле и положить туда все семена, чтобы им было не скучно. Полина выбрала из всех семян только одно и решила его посадить посередине ящичка. Наконец, Аня предложила сделать в земле небольшие канавки и разложить семена. На этом варианте и остановились.
Педагог. Семена будем класть по одному в небольшие канавки, на расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали, друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? (Предположения детей.) Чтобы выяснить, кто прав, я познакомлю вас с одним мальчиком, которого звали Павлик.
О нем написал известный детский писатель Н. Носов в рассказе "Про репку".
Павлик на даче вместе со своими друзьями посадил семена репки, которые ему купила бабушка. "...Они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.
-Что же это такое? - говорили ребята. - Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили - вот они и растут вниз, а не вверх.
Вскоре ребята перестали поливать огород. Никто уже не верил Павлику, что из маленьких семян может вырасти репка
Павлик подумал: "Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!"
Еще два дня он поливай огород, а потом тоже бросил.
Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.
- Ну вот, - сказал он, - уже наш огород зарастает травой!
Тут он заметил, что травка растет правильными рядами, будто ее кто-то нарочно посадил.
-Да это ведь наша репа растет! - закричал Павлик".
Педагог. Мальчики не знали, что семечко в земле само поворачивается нужной стороной. Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно.
Дети старательно выбирают семена и сажают.
Педагог. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить. Теперь осталось только их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и расти.
Педагог накрывает землю полиэтиленом и ставит ящик поближе к свету. Подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности группы кратковременного пребывания «Кроха» Тема: «С музыкой мы дружим» (1.5-3 года)
Конспект непосредственно-образовательной деятельностигруппы кратковременного пребывания «Кроха»Тема: «С музыкой мы дружим»(1.5-3 года)...
«Дружная семья матрёшек» (конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе)
конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социальному миру в первой младшей группе Д/И «Кукла Таня проснулась».14.02.2017
Д.И " Кукла Таня проснулась".14.02.2017...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (рисование)» с использованием игровой технологии в первой младшей группе «Солнышко проснулось»
Цель: Закреплять у детей знания основных цветов, умение группировать предметы по цвету; познакомить с новым способом рисования; вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.Задачи:·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе тема: «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
Аппликация с использованием салфеток....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
1.Организационная часть.(слайд лес, солнце, туча) Воспитатель: Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое,Доброе, лучистое!Давайте позовем солнышко, чтобы оно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, аутизмом
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.Интеграция видов деятельности: игровой, познавательной, конструктивной, ком...