Первое знакомство с Петербургом
картотека

Ярмонова Татьяна Николаевна

Данный материал поможет познакомить детей с историей Санкт-Петербурга, символами города на Неве: ангелом на шпиле Петропавловской крепости, корабликом на шпиле Адмиралтейства, Медным всадником и другими достопримечательностями и шедеврами мирового значения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_znakomstvo_s_peterburgom.docx.docx83.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВОЕ

ЗНАКОМСТВО

С ПЕТЕРБУРГОМ

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ.

Главная площадь Санкт-Петербурга – Дворцовая. Когда-то рядом с Зимним дворцом был зеленый луг, на нем водились зайцы.

Позднее площадь перед Зимним дворцом была расчищена и застроена домами, расположенными полукругом.

В 1819-1829 годах русский архитектор Карл Иванович России объединил постройки на площади и возвел грандиозное здание. Оно состоит из двух корпусов, соединенных триумфальной аркой.

В западном корпусе этого здания размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в восточном – два министерства: иностранных дел и финансов.

Корпуса здания, похожие на крылья, обрамляют Дворцовую площадь. Их фасады украшены величественными портиками. Они придают площади особую торжественность. Через триумфальную арку с Дворцовой площади можно пройти на Невский проспект.

Арка Главного штаба создавалась как памятник торжества победы Росси в Отечественной войне 1812 года. Высота арки – 28 метров. Она украшена декоративными скульптурами, боевыми доспехами. На верху арки – триумфальная колесница, запряженная шестеркой лошадей. Воины в римских шлемах ведут их под уздцы. В колеснице стоит богиня Победы – Ника. Она держит в руках венок, протягивает его вперед, словно венчает Зимний дворец.

Здание Главного штаба было построено на 70 лет позднее Зимнего дворца. Но вместе они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль.

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна. Это величайший в мире гранитный монолит. Колонна построена по проекту Огюста Монферрана, создавшего Исаакиевский собор. Этот памятник воздвигнут в честь победы России над армией Наполеона.

Колонна получила свое название в честь императора Александра Первого.

Огромный монолит из красного гранита добыли в каменоломне недалеко от города Выборга. Обтесанную колонну весом 600 тонн по настилам скатили к берегу Финского залива и доставили в  Петербург на специальной барже.

Под основанием памятника было забито 1250 сосновых свай, поверх которых положили гранитные блоки. Колонна высотой 25,5 метра никак не закреплена и сохраняет устойчивость только благодаря своему весу.

На вершине колонны помещена бронзовая фигура ангела, попирающего крестом змею. Это символ победы добра над злом. Александровская колонна – очень высокая. Общая высота памятника – 47,5 метра.

На гранях высокого пьедестала размещены четыре бронзового барельефа, украшенных фигурами.

Позднее около колонны были установлены декоративные фонари.

Дворцовая площадь имеет выход к Неве и связана с Невским проспектом. На Дворцовой площади проводятся праздничные гулянья и концерты. Летом, в пору белых ночей, на Неве проходит праздник выпускников «Алые паруса».

В любое время года здесь много туристов из всех стран мира. Дворцовая площадь привлекает гостей нашего города своим простором и красотой.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

За многолетнюю историю в Санкт-Петербурге существовало несколько зимних  императорских дворцов. Они росли вместе с городом, превращаясь из небольшого деревянного дома в огромный дворцовый комплекс.

Первый Зимний дворец Петра Первого был слишком мал. Второй Зимний дворец строили по проекту Георга Иоганна Маттарнови. Особой пышностью царский дворец не отличался. В нем Петр Первый прожил последние годы.

По распоряжению Екатерины Первой Трезини в 1726 году перестроил и расширил старый дворец. Он не сохранился. Сейчас на этом месте стоит Эрмитажный театр.

При императрице Анне Иоанновне архитектор Франческо Расстрелли еще раз перестроил дворец. Он был значительно больше предыдущих. В здании появились новые корпуса, которые были оформлены в едином стиле. Затем для царской семьи был построен четвертый Зимний дворец, временный. А в это время шло строительство пятого Зимнего дворца, который существует сейчас.

Дворец был великолепен! В новом здании было 3 этажа, 1057 комнат, 117 лестниц, 1786 дверей, 1945 окон. На каждом этаже окна были по размеру. Вокруг окон – затейливые лепные украшения: завитки, листики, розетки. Главный карниз, окаймлявший здание, протянулся почти на 2 километра. А на парапете крыши было установлено 176 скульптурных фигур, чередующихся с вазами.

Внутри дворца парадная Иорданская лестница ведет в Большой Тронный зал (сейчас он называется Георгиевским). Каждый зал дворца великолепен по-своему, у каждого из них своя история.

Георгиевский зал получил свое название в честь святого Георгия Победоносца. В этом зале стоял царский трон, а над ним помещен барельеф Георгия Победоносца. Рядом с Георгиевским залом в 1826 году по проекту России построили военную галерею в честь героев Отечественной войны 1812 года.

В Зимнем дворце русские цари и царицы жили зимой. Здесь издавались указы, проходили встречи с послами из других стран. Богатых и знатных горожан приглашали во дворец на балы и праздники. Сейчас Зимний дворец и Эрмитаж составляют единое целое. Название «Эрмитаж» произошло от французского слова уединение. Императрица Екатерина Вторая любила часы своего отдыха проводить там.

Она и положила начало собраниям Эрмитажа.

Дворцовые покои вскоре стали тесны для такой огромной коллекции. Для нее стали строить новые здания сейчас в дворцовый комплекс входят пять зданий, соединенных висячими переходами: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Последний из зданий был построен Новый Эрмитаж. Его подъезд украсили десять огромных атлантов, высеченных из гранита скульптором А.И. Теребеневым. Кажется, что атланты держат не балкон Нового Эрмитажа, а низкое петербургское небо. Согласно мифу, атлант-великан в наказание за борьбу с богами был приговорен вечно поддерживать на плечах небесный свод.

Сейчас Эрмитаж стал одним из лучших музеев мира. Если осматривать все экспонаты, то путешествие по залам, галереям и лестницам составит 22 километра. И если проводить в Эрмитаже по 8 часов и возле каждого экспоната останавливаться лишь на одну минуту, то на осмотр всех собраний музея понадобиться 11 лет.

Коллекции Эрмитажа продолжают пополняться. Каждый день сюда приходят тысячи посетителей. Петербуржцы и гости города с восхищением осматривают удивительные коллекции.

МАРСОВОЕ ПОЛЕ

Рядом с Летним садом находится самая большая площадь Санкт-Петербурга. Сейчас она называется Марсово поле. При Петре Первом поле называлось Потешным. На нем проводились строевые занятия воинских частей, а в праздничные дни зажигали фейерверки – потешные огни. Затем поле стали называть Большой луг. А позже – Царицын луг.

В 1740 году здесь был устроен прогулочный сад, который получил название Променад, что в переводе с французского языка означает «прогулка». Но сильное наводнение 1777 года, сопровождавшееся бурей, уничтожило красивый сад.

А потом Царицын луг, на котором постоянно стали проводить военные парады и смотры гвардейских полков, был назван марсовым полем в честь древнеримского бога войны Марса. Здесь проходили военные парады.

Почти двести лет на Марсовом поле устраивали народные гулянья с каруселями, шарманками, состязаниями, выступлениями акробатов. Марсовое поле – не только одна из площадей города. В 1920-х годах в центре Марсового поля в братских могилах были похоронены герои, погибшие в годы гражданской войны и революции. В 1957 году на Марсовом поле был зажжен первый в нашей стране вечный огонь. От него 10 лет спустя зажгли факел и торжественно доставили его в Москву, к могиле Неизвестного солдата.                          

Зелень газонов и кустарников, цветы подчеркивают простор площади, где единственным возвышением стал памятник борцам революции. Жители города превратили Марсовое поле в прекрасный благоустроенный сквер.

Часть Марсова поля у Троицкого моста называется Суворовской площадью. В центре ее – отлитый в бронзе памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову в виде бога войны - Марса. Правая рука скульптуры решительно сжимает обнаженный меч – символ надежной охраны Родины от врагов. Скульптор Козловский показал в этом памятнике непобедимость, отвагу, решительность и мудрость Суворова.

В дни вражеской блокады жители города укрыли все скульптурные произведения города, а памятник Суворову оставили открытым. И каждый раз, когда мимо него проходили войска, направляясь на фронт, бойцы замедляли шаг и отдавали почести славному полководцу.

В настоящее время Марсовое поле служит не только местом отдыха горожан. В памятные дни монументу возлагают цветы.

«СПАС НА КРОВИ»

(ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА)

Храм Воскресения Христова хорошо виден с Невского проспекта – от Дома книги или от Казанского собора. Этот нарядный собор словно появился из русской сказки. Его яркие красочные купола сверкают на солнце золотом и разноцветной эмалью.

Храм построен на том месте, где 1 марта 1881 года бомбой террориста был смертельно ранен император Александр Второй – царь-реформатор. Поэтому у храма есть и второе название – Спас на Крови».

Строили прекрасный храм более 20 лет. Для того, чтобы место ранения императора находилось в стенах храма, его пришлось строить на самой кромке набережной. Для колокольни храма сделали специальный выступ, который выдвинули в русло канала на 8 метров. Здесь предполагалась построить мост, который так и не был сооружен. На колокольне собора с трех сторон из мозаики выложены гербы городов и губерний России.

Снаружи стены храма украшены керамической плиткой и мозаикой. На стенах храма помещены памятные доски из мрамора, рассказывающие о важнейших событиях царствования Александра Второго, о его добрых делах.

Мозаичные украшения являются главной художественной особенностью Храма. Это единственное в нашей стране собрание произведений русского мозаичного искусства.

В настоящее время – это храм-музей, открытый для посещения.

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Екатерина Вторая поручила найти скульптора, способного создать монумент Петру Первому и остановила свой выбор на французском скульпторе Этьене Фальконе.

Фальконе приехал в Петербург уже с готовым проектом памятника. Скульптор задумал изобразить Петра Первого не как великого полководца и победителя, он хотел показать личность созидателя, законодателя и благодетеля своей страны.

Фальконе создал для всадника «свою» одежду. «Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен – одним словом, костюм героический». По замыслу скульптора царь не держит в руках символ власти – жезл, он простирает руку над своим городом, своей страной. Лавровый венок на голове Петра – символ славы. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздернувшего на дабы скачущего коня, полна героизма.

Второй компонент памятника – конь. Во дворе мастерской скульптора построили помост, на который взлетали лучшие наездник. Фальконе их старательно зарисовывал.

Скульптор мечтал, чтобы пьедесталом памятника стала скала, камень-великан. Недалеко от Петербурга нашли такой камень, назывался он «Гром-камень» на камне была глубокая трещина, по преданию, от удара молнии.

Работы по обработке монолита началась еще в пути, а затем уже велась на месте. Монолиту придали форму скалы.

Императрица повелела поставить памятник у Невы.

У памятника было три точки опоры: задние ноги коня и змея.

Монумент открыли 7 августа 1782 года. Это был первый скульптурный памятник в России.

Открытие монумента было многолюдным, с музыкой, барабанным боем, пальбой из пушек и подъемом флагов на кораблях. Но на торжестве не было человека, чьим трудом и талантом был создан памятник. Фальконе покинул Санкт-Петербург.

Позже были поставлены другие памятнике Петру Первому, но ни один из них не сравниться с Медным всадником. Этот замечательный памятник является одним из символов Санкт-Петербурга. «Медным всадником» памятник Петру Первому назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР.

Петр Первый родился в день святого Исаакия Далматского. В честь этого святого, своего покровителя, в 1710 году Петр выстроил деревянную Исаакиевскую церковь.

Строение быстро обветшало, и в 1717 году заложили новую церковь на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Но в 1735 году она сильно пострадала при пожаре. Церковь разобрали.  В 1768 году в центре площади начали строить третью по счету Исаакиевскую церковь. Церковь достраивали в спешке, и поэтому она тоже скоро начала разрушаться. В 1818 году начали строить новый собор. Автором проекта стал молодой архитектор из Франции Огюст Монферан. Он украсил храм колоннами. Строили собор очень долго – 40 лет, с частными остановками.

Собор поражает своим величием. В основании фундамента при строительстве забили более 10 тысяч свай. Через 3 года началась установка колонн. Стены возводили после того, как со всех четырех сторон были поставлены гранитные колонны.

На самом верху металлического купола собора находится маленькая башня-фонарик с шаром-яблоком и крестом. Над кровлей собора по сторонам от купола возвышаются 4 колокольни с открытыми звонами и малыми золоченными куполами. На углах здания расположены ангелы со светильниками.

Собор снаружи украшен скульптурами, а внутри – картинами известных художников и мозаичными работами из смальты (кусочков цветного стекла)

Золоченный купол Исаакиевского собора был виден за десятки километров. Поэтому во время Великой Отечественной войны его покрасили в серый камуфляжный цвет.

После открытия собор стал главным храмом столицы. В 1931 году Исаакиевский собор был превращен в музей. Сейчас он используется и как музей, и как храм. С его верхней смотровой площадки можно полюбоваться панорамой города.

Исаакиевский собор – одно из самых больших купольных зданий в мире и второе по высоте архитектурное сооружение в Петербурге.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР.

Старейший драматический театр в Санкт-Петербурге - Александрийский. Он получил свое название в честь Александры Федоровны, жены императора Николая Первого.

Это величественное каменное здание построил архитектор Карл Иванович Росси.

Фасады театра выглядит торжественно и нарядно. На крыше расположена скульптурная группа: покровитель искусств бог Аполлон – юный сын верховного бога Зевса – управляет четверткой лошадей, стоя во весь рост в колеснице. Он словно парит над площадью.

В нишах театра помещены статуи музы танца Терписихоры и музы трагедии Мельпомены. На противоположной стороне здания находятся статуи музы истории Клио и музы комедии Талии.

Перед Александрийским театром, на площади разбит сквер, в центре которого установлен памятник Екатерине Второй.

На высоком постаменте стоит величественная императрица. В правой руке она держит скипетр, в левой – лавровый венок. У ног Екатерины лежит корона. Бронзовая императрица окружена скульптурными портретами выдающихся людей ее времени.

Вокруг памятника установлены фонари. При установке памятника в фундамент в специальном ящичке были замурованы образцы золотых и серебряных монет и медалей. Сквер, где был установлен памятник, назвали Екатерининским.

ГОСТИНЫЙ ДВОР

Когда-то на том месте, где сейчас расположено здание Гостиного двора, росла березовая роща. Когда появился Невский проспект, купцы разместили здесь свои лавки и стали торговать. На Руси купцов называли «гости» - отсюда и название.

Позднее лавки были снесены, а на их месте построили двухэтажный каменный дом. Это здание состоит из четырех корпусов, внутри которых есть большой квадратный двор.

Во дворе раньше купцы и хранили свои товары. А снаружи все четыре корпуса окружают крытые галереи-линии.

Каждая линия имеет свое название: Невская, Перинная, Ломоносовская, и Садовая. Названия линий универмага соответствуют названию улиц, вдоль которых они расположены. Еще со времен Петра Первого существовал порядок – продавать тот иной товар в специально для него отведенном месте – определенном ряду.

По галереям можно было переходить от одного продавца к другому, рассматривать товары и не бояться промокнуть под дождем или снегом.

Со стороны Невского проспекта перед галереей выложили тротуар, сделали газоны и высадили деревья.

Гостиный двор стал главным торговым центром города. Он занимает квартал. Протяженность четырех линий составляет целый километр. Каких только товаров здесь нет!

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ. АНИЧКОВ МОСТ

Аничков дворец находится на углу Невского проспекта и реки Фонтанки. Раньше это была настоящая загородная усадьба. В саду располагались павильоны, беседки, скульптуры. В 1778 году архитектор Старов перестроил дворец.

Во дворце устраивались балы и приемы, в нем жили царствующую особы.

В 1917-1935 годах во дворце располагался Музей города, затем здание было перестроено для дворца пионеров. Сейчас он называется Дворец творчества юных. В нем дети занимаются в кружках по интересам: танцами, музыкой, биологией, краеведением, спортом. Во дворце проводятся различные интересные выставки, концерты, праздники, новогодние представления. Это дворец увлекательных дел и веселого отдыха.

Аничков дворец получил свое название по имени моста через Фонтанку, рядом с которым он расположен, а сам мост назван по фамилии командира строительного батальона М.О. Аничкова.

Аничков мост – один из самых известных и красивых мостов нашего города. Сначала он был деревянный, его приходилось часто перестраивать. Аничков мост находился на границе города. Здесь был шлагбаум, солдаты проверяли документы.

В 1842 году мост построили на кирпичных сводах и облицевали розовым гранитом.

Но самое главное отличие – знаменитые кони Клодта. Скульптор Петр Иванович Клодт создал четыре группы укротителей коней. Скульптуры разные, они показывают, как постепенно конь подчиняется человеку. Аничков мост стал знаменитым и является одним из символов нашего города, которым гордятся жители.

ДОМ КНИГИ.

На углу канала Грибоедова и Невского проспекта стоит красивое здание с башней, на верху которой помещен стеклянный шар-глобус. Это – Дом книги. В нем много лет размещается самый крупный книжный магазин.

Здание было построено по проекту архитектора Павла Юрьевича Сюзора.

Большой стеклянный глобус стал еще одним символом Санкт-Петербурга, он заметен издалека. Огромный глобус поддерживает две скульптурные группы. Они символизирует мореплавание. На угловой части фасада помещены бронзовые фигуры валькирий – героинь скандинавских мифов.

Через огромные сверкающие окна-витрины видны стеллажи с книгами. Они привлекают и детей, и взрослых.

Здание построили для американской компании швейных машин «Зингер».

Этот замечательный дом называют по-разному: Дом Зингера, Дом книги, Дом с шаром.

19 декабря в этом здании открылся «Дом книг» - один из лучших книжных магазинов России.

Для того, чтобы победить неграмотность, в первые годы работы магазина книги в нем раздавали бесплатно.

Прекрасный книжный магазин почти сто лет верно служит людям. Его знают не только петербуржцы, но гости нашего города. Это один из центров культурной жизни Санкт-Петербурга.

КАЗАНСКИЙ СОБОР.

Самое величественно сооружение на невском проспекте - Казанский собор. Раньше на этом месте стояла небольшая церковь, в которой икона Казанской Божией Матери. Икона и дала название собору.

Казанский собор должен был стать украшением Невского проспекта и главным храмом. Лучшим проектом будущего храма был признан проект архитектора Андрея Воронихина.

Собор, построенный Воронихиным, внешне не был похож на православный. Православные церкви чаще строили с пятью куполами, в Казанском соборе один купол. Нет у собора и колокольни. Она находится в крыльях колоннады. Под фундаментом было вбито свыше 18000 свай. Кирпичные стены здания облицованы пудостским камнем. Из него же вырезали все наружные барельефы и орнаменты, а также колонны.

Все работы в то время выполнялись вручную. На строительстве собора трудилось очень много рабочих. Строили храм 10 лет. Наверху купола установили маленькую башеньку-фонарик, а на ней укрепили шар-яблоко и позолоченный крест.

Войти в храм можно с трех сторон. У каждого входа с широкими ступенями установлено по 6 колонн. Колоннада собора состоит из 96 колонн, поставлены из известняка. Архитектор создал не только величественный собор. Грандиозная колоннада образует площадь и связывает Казанский собор с Невским проспектом. Внутри собора – величественный зал, в котором гранитные колонны поддерживают огромный купол.

Казанский собор начали строить незадолго до Отечественной войны 1812 года. Тогда весь народ поднялся на защиту родины. Русскими войсками командовал полководец М.И. Кутузов. Прославленного полководца похоронили в Казанском соборе в 1813 году.

В соборе разместили военные трофеи русской армии: ключи взятых городов и крепостей, и знамена побежденных войск. Постепенно собор превратился в памятник воинским подвигам. В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над войсками Наполеона, на площади перед собором поставили памятники полководцам, которые одержали победу в Отечественной войне 1812 года - Кутузову, Барклаю-де-Толлли.

С другой стороны Казанского собора разбит сквер. Его ажурная чугунная решетка, по праву считается одной из лучших в Петербурге. В центре сквера установлен фонтан.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ.

Чтобы доставлять материалы к строящимся в Адмиралтействе кораблям, был необходим короткий путь от верфи к старой Новгородской дороге, которая проходила вдоль современного Лиговского проспекта. Тогда и была прорублена просека, ставшая теперь Невским проспектом. Длинная и широкая аллея соединила Адмиралтейство с Александро-Невским монастырем.

Здесь был главный въезд в город, и каждый приезжающий, видя вдали башню Адмиралтейства, понимал, что это не просто город, а морской порт. Из-за ошибки в расчетах прямая дорога в районе площади Восстания имеет излом.

Петр Первый старался сделать новый город красивым, строгим, величественным.

Главной улицей Санкт-Петербурга стал Невский проспект. Он тянется на четыре с половиной километра. На Невском проспекте сначала строили и красивые каменные дома, и простые деревянные. Вокруг домов устраивали большие сады. Позднее все деревянные заменили каменными, а дома стали строит сплошным фасадом.

Начинается проспект у Адмиралтейства, а заканчивается на площади Александра Невского. Невский проспект пересекает реку Мойку, канал Грибоедова и реку Фонтанку.

Вдоль широкого проспекта знаменитые архитекторы строили дворцы, дома, сады, храмы.

Часть главного проспекта города за площадью Восстания называют «Старый Невский». Он заканчивается на площади Александра Невского. Это название возникло, когда к Александро-Невскому монастырю проложили новую трассу и назвали ее новой Першпективной дорогой.

Шли годы, облик проспекта менялся, но Невский всегда оставался главным проспектом города. И в наши дни, выходя с Московского вокзала на Невский проспект, можно увидеть вдали башню и шпиль Адмиралтейства с золотым корабликом наверху – одним из символов Санкт-Петербурга.

Невский проспект стал не просто главной улицей города, не только деловым, но и культурным центром. Это улица известных театров и музеев, храмов и архитектурных памятников, магазинов банков, жилых домов и уютных скверов. Невский проспект – это сердце Петербурга, его визитная карточка.

СМОЛЬНЫЙ.

Историко-архитектурный ансамбль Смольного состоит из зданий Смольного монастыря и Смольного института.

Еще при Петре Первом на набережной Невы находился Смоляной (или Смольный) двор. Здесь стояли амбары, в которых хранились запасы смолы для строительства кораблей.

В 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны архитектор Расстрели начал строить монастырь, который был назван Смольный.

Смольный собор имеет в плане форму креста. Он состоит из нескольких двухэтажных корпусов. На углах которых расположены 4 церкви. В центре монастырского двора находится здание Смольного собора. Красивое бело-голубое здание с пятью куполами видно издалека. Высота собора – 93 метра. Здание в стиле барокко выглядит очень торжественно и празднично.

Внутри собора находится огромный церковный зал, в котором в наши дни проводятся концерты классической музыки и организуются выставки.

Собор окружает красивая ажурная решетка.

Воспитательное общество благородных девиц было основано еще в 1764. Для него в начале восемнадцатого века архитектор Дж. Кваренги построил Смольного института в стиле классицизма. Центральную часть здания украшают 8 белых колонн. Перед институтом разбит сад, отделяющий его от площади.

Смольный институт стал первый в России женским учебным заведением. В него принимали девочек от шести до восемнадцати лет из дворянских семей.

Учебное заведение стали называть Смольный институт благородных девиц, а воспитанниц называли «смолянками». Лучших из них принимали на придворную службу.

В октябре 1917 года в здании Смольного институту располагался штаб революции. В нем размещалось советское правительство до перевода столицы в Москву.  

В наши дни здесь работает Правительство и Администрация Санкт-Петербурга.

КУНСТКАМЕРА.

При Петре Первом в Санкт-Петербурге был создан самый первый музей не только в столице России, но и самый первый в нашей стране – Кунсткамера.

Из-за границы Петр Первый привозил модели кораблей и машин, приборы и инструменты, редкие книги, карты, глобусы, чучела животных, увеличительные стекла и многое другое. Из поездок по России он привозил одежду и предметы быта различных народностей, золотые самородки и другие предметы.

Собрание редкостей Петр Первый разместил в своем Летнем дворце, в специальном помещении, названном Кунсткамерой (от немецких слов «конст» - искусство, «камер» - комната). Его также называли «Кабинетом редкостей» и «палатой чудес».

Петр Первый издал указ, чтобы жители России за вознаграждение приносили и сдавали все, что было необыкновенно. Коллекция быстро росла, поэтому император решил создать доступный для всех музей. Для этого на Стрелке Васильевского острова было построено новое здание.

Здание Кунсткамеры состоит из двух трехэтажных корпусов, соединенных высокой многоярусной башней. Верхняя башенка завершается куполом со стеклянным шаром для наблюдения за звездами.  Она была предназначена для первой русской обсерватории.

В башне установили Готторпский глобус. На наружной стороне глобуса изображена поверхность Земли, а на внутренней - карта звездного неба. Внутри глобуса есть стол и скамья, где могут поместиться 10 человек.

В восточном корпусе Кунсткамеры размещается библиотека, в западном – музейные коллекции.

Коллекция Кунсткамеры постепенно становилась все больше. Поэтому в 1830 году ее разделили на четыре музея: Зоологический, Минералогический, Ботанический и Этнографический. Этнография – это наука о народах мира, их культуре и быте.

В настоящее время Кунсткамера – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Там хранятся и предметы петровской Кунсткамеры.

Кроме музея в этом здании долгие годы помещалась Российская Академия наук. Здесь много лет работал великий ученый – М.В. Ломоносов. Он был первым русским ученым мирового значения.

Петр Первый приучал русских людей ходить в музей. Существует предания, что посетителям давали бесплатное угощение. сейчас и дети, и взрослые с интересом посещают Кунсткамеру, где размещен не один, а несколько музеев.  

СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА.

Васильевский остров начал застраиваться еще в петровские времена. Стрелка Васильевского острова – мыс, где река делится на Большую и Малую Неву. Здесь соорудили портовые сооружения – биржу, таможню, склады, маяки.

Сюда на судах прибывали купцы из разных стран. Они привозили заморские товары. А увозили из России хлеб и мед, лес и канаты, железо и парусину. Товары хранили на особых складах.

Здесь можно было купить все. Чтобы удобнее было договариваться о ценах, о покупке и продаже товаров, на Стрелке Васильевского острова построили особое здание – Биржу. Проект здания разработал архитектор Тома де Томон.

Величественное здание Биржи напоминает храм Древней Греции. Прямоугольное здание расположено на высокой каменной платформе. Со всех сторон Биржу окружают 44 колонны. Ко входу ведет широкая лестница. Над главным входом в здание расположена скульптурная группа «Нептун с двумя реками». Она не только украшает фасад, но и символизирует значение этого места.

Перед этим зданием была сооружена полукруглая площадь. Для этого берег подсыпали и выдвинули в Неву на 100 метров. зимой на огромной ледяной площади Невы устраивали гулянья, санные бега.

По плану архитектора Тома де Томона у здании Биржи, ближе к воде, построили две колонны. Они воздвигнуты в честь морских побед российского флота. Колонны служили маяками для кораблей, идущих в порт. На вершинах колонн были установлены треножки с чашами, в которых горело масло.

Колонны названы Ростральными потому, что их украшали скульптурные изображения ростров – носов кораблей. У подножия колонн находятся скульптуры, символизирующие реки Неву, Волхов, Днепр и Волгу.

Ростральные колонны – один из символов нашего города. На площади перед Биржей часто проходят праздники и народные гулянья. В праздничные дни на Ростральных колоннах зажигаются яркие факела.

От Ростральных колонн к Неве идут спуски, украшенные львиными масками, а у самой воды находятся знаменитые гранитные шары.

ЛЕТНИЙ САД.

Всего через год после основания Санкт-Петербурга – в 1704 – по указанию Петра Первого началось создание Летнего сада.

Это было невиданное диво для прежней России. Выбранный для сада участок земли был сильно заболочен. Чтобы осушить болото, прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой. Берег Невы укрепили бревнами. Так появился искусственный остров, на территории которого и расположен сейчас Летний сад. Он со всех сторон окружен водой – река Нева, река Мойка, река Фонтанка и Лебяжья канавка.

Царь Петр сам составил первый проект планировки сада и сам руководил его устройством. Был прорыт Поперечный канал. Он разделил Летний сад на три территории. Сейчас на месте прежнего канала проходит широкая центральная аллея.

Первая территория сада предназначалась для высшего общества, там посадили деревья и цветы. В Петербург привозили разные деревья: липы, клены, вязы, ели, дубы. Красивые, прямые аллеи делили сад на участки геометрической формы, в которых деревья и кустарники были подстрижены в форме кубов, шаров, пирамид.

Для Летнего сада Петр выписывал тюльпаны из Голландии, розы из Германии, сирень из Гамбурга и цветы из Москвы. Цветы высаживали рисунком, похожим на кружево, создавая сказочные живые ковры.

На второй территории летнего сада построили каменную оранжерею, скульптурную мастерскую, теплицы, амбар. Здесь вырыли Карпиев пруд, в котором кроме карпов и рыб редких пород, плавали утки, гуси и лебеди. В саду стали выращивать яблоки, груши, вишню, смородину. На грядках сажали овощи, зелень.

На третьей территории был устроен фруктовый сад с деревьями и грядки с овощами. В пяти прудах стали разводить живую рыбу для царского стола. В оранжереях выращивали бананы и ананасы.

Особую роскошь придавали фонтаны. Их было более 60.

Сады в то время обязательно украшали скульптурой. Первые статуи привезли из Италии. Мраморные статуи и бюсты расставили вдоль главных аллей. Скульптуры были не только украшением,  но и учебным пособием. Они были посвящены какой-нибудь теме или герою мифа. Под скульптурами поместили таблички с описанием изображенного античного бога, героя. Человек, гуляя по аллеям сада, пополнял свои знания.

Для царя и его семьи в Летнем саду был построен летний дворец. Это единственное здание в Летнем саду, которое сохранилось с петровских времен.

Внутри дворца расположен длинный ряд комнат. Дворец украшают мраморные и паркетные полы, прекрасные печи, множество зеркал. Внутренняя планировка обоих этажей одинакова. Наверху жила царица с детьми, а внизу – царь. Здесь же у него была мастерская. В ней стояли станки. Петр был мастер на все руки: пилил, строгал, ковал железо, точил на станке. Помогали ему другие мастера-умельцы.

Со стороны Невы Летний сад украшает ограда, известная во всем мире. Гранитные столбы с вазами соединяет красивая чугунная решетка. Декоративные элементы решетки – кисти копий, розетки, орнамент, цветочные гирлянды – позолочены. Со стороны Мойки решетка Летнего сада сделана из щитов, в середине которых изображено лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей. Согласно мифу, древнегреческий герой Персей отрубил голову Медузы. Каждый, посмотревший на это чудовище, превращался в камень.

В Летнем саду построили Кофейный и Чайный домки. На берегу пруда у южных ворот много лет стоит огромная ваза - подарок шведского короля. Во время блокады Ленинграда даже после бомбежек ваза оставалась невредимой.

На одной из площадок Летнего сада установлен памятник И.А. Крылову. Великий русский автор басен изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Гранитный пьедестал памятника украшен горельефами на сюжеты известных басен. Он служил в Публичной библиотеке, а в свободные часы любил гулять в Летнем саду. Сидя в тенистой аллее, Крылов сочинял свои басни.

Сейчас Летний сад – любимое место отдыха взрослых и детей.

АДМИРАЛТЕЙСТВО.

Одной Петропавловской крепости было недостаточно для того, чтобы защитить вход в Неву. Поэтому напротив Петропавловской крепости, на другом берегу Невы, возвели еще одно укрепление – Адмиралтейство. При необходимости перекрестный огонь пушек мог бы потопить любое вражеское судно, вошедшее в Неву.

Петр Первый выбрал место для верфи, чтобы строить корабли. Верфь и крепость получили название Адмиралтейства.

Оно было построено всего за два года. Берег Невы перед Адмиралтейством был сильно заболочен, и для его укрепления зибили более двух тысяч свай.

Адмиралтейство было хорошо защищенной крепостью.

Здания Адмиралтейства были выстроены в виде буквы «П». Они окружали с трех сторон большой двор. Во дворе Адмиралтейства прорыли канал, на котором устроили стапели – сооружения для строительства кораблей.

Первый корабль, построенный в Адмиралтействе – «Полтава». В строительстве корабля принимал личное участие Петр Первый.

По берегу Невы проложили набережную, а во дворе построили жома. Посередине главного корпуса над проездными воротами построили башню, на верхушке которой был золоченый купол и шпиль с корабликом флюгером.

Позднее по проекту архитектора Захарова Адмиралтейство было перестроено. При этом прежнее строение не было нарушено. Захаров оставил башню в новых стенах, но украсил ее колоннадой – 28 колонн под общим перекрытием. Над каждой колонной - статуя. Они символизируют четыре времени года, ветры и земные стихии: огонь, воду, землю и воздух – то, что связано с мореплаванием. На четырех углах основания башни восседают полководцы и герои древности: Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахилл.

В настоящее время в здании Адмиралтейства располагается Главный штаб Военно-Морского флота России, а на башне с золотой адмиралтейской иглой плывет по синему небу легкий воздушный кораблик – еще один символов нашего города.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ.

Первым сооружением нового города стала Петропавловская крепость.

Об основании города существует легенда. Осматривая Заячий остров, Петр Первый вырезал два куска дерна, сложил их крестом и сказал: «Здесь быть городу». В это время над островом парил орел.

Петр, считая это счастливым знаком, срубил две тонкие березы и связал их верхушки. Таким образом,  он обозначил место для ворот будущей крепости.

Место для новой крепости выбрано удобное. Остров Заячий со всех сторон защищен водами реки Невы и протокой, которая огибает остров. Нева делится здесь на Большую и Малую Невку. местность открытая. Крепость не позволила бы вражеским кораблям незаметно проходить по Неве.

План крепости нарисовал сам Петр Первый. Она повторяла очертания острова. По углам ее предполагалось возвести шесть бастионов. Бастионы должны были соединяться прямыми станами, которые называются куртинами.

Крепость на Заячьем острове была заложена 27 мая 1703 года. Этот день считается днем рождения города.

Берега острова были укреплены деревянными срубами, заполненными землей. На этом основании возводились земляные бастионы и стены крепости.

Бастионы были названы по именам сподвижников Петра, которые наблюдали за их сооружением: Государев (за его строительством следил сам царь), Нарышкин, Меншиков, Зотов, Трубецкой, Головкин. Бастионы позволяли вести прямой и боковой огонь по подступам к крепости.

В России такая система строительства применялась впервые. Главные крепостные ворота защищали треугольные укрепления – равелины, а в одном из бастионов сделали постройку для стрельбы – кавальер – в виде подковы. Если враг все же проникнет в крепость, то в кавальере сможет укрыться весь гарнизон.

По указу Петра со всей России прибыли рабочие для возведения крепости. Выстрел пушки крепости означал начало и конец работы. Строительство проходило в тяжелых условиях. Царь Петр работал вместе со всеми. Когда основные земляные укрепления были построены, Петр Первый устроил праздник для рабочих. Для всех участников строительства было приготовлено угощение, а в крепости зажгли маячный фонарь.

Так как земляные валы являлись не очень грозной преградой, Петр принял решение перестроить крепость в камне.

Строить каменное укрепление было поручено архитектору Трезини. Государь внимательно следил за постройкой каменной крепости. Ведь для него крепость была не только защитой нового города, но и символом победы над врагом.

Высокие и широкие крепостные стены теперь стали двойными. Пространство между стенами заполняли песком или щебнем. Внутри крепости были устроены казармы для солдат.

Вход на территорию крепости был оформлен парадно. Деревянные Петровские ворота были украшены большой статуей Святого Петра с ключами в руке, фигурами ангелов с трубами, скульптурами, олицетворяющими Веру и Надежду.

Через 10 лет на месте деревянных ворот были поставлены каменные. Над аркой ворот помещен двуглавый орел. Он держит в когтях скипетр и державу – символы царской власти. Ниши ворот украшают статуи, изображающие богинь мудрости и войны.

В крепости были возведены склады, Комендантский дом, гауптвахта (караульное помещение), Инженерный дом, в котором жили инженеры и строители.

Когда Петр отогнал вражеский флот от города, крепость из оборонительного сооружения превратилась в место наказания, тюрьму.

С самого основания крепости на Неве появилась пристань. Сначала это были деревянные мостки, идущие от крепостных ворот. Но со временем их заменили мостом с тремя спусками к воде.

На вечерней и утренней заре с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости холостым зарядом била пушка, отмечая подъем и спуск флага. А еще она извещала людей о наводнении.

Позднее ввели полуденный выстрел, и по нему узнавали время: ведь часы были не у всех. Затем полуденные выстрелы прекратились, а в канун празднования 250-летия Санкт-Петербурга традиция возрождена. И сейчас каждый день ровно в полдень раздается пушечный выстрел.

После окончания строительства в крепости заложили деревянную церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. И назвали ее Петропавловской, а вскоре и крепость стала так называться.

Через десять лет на мете деревянной церкви началось строительство каменного собора. Главной деталью собора был острый шпиль колокольни.

В соборе хранились экспонаты, рассказывающие о русской военной славе: знамена, взятые при штурмах, военные трофеи, ключи от захваченных городов, пушки, щиты. Но самое главное отличие от всех остальных храмов: Петропавловская крепость - усыпальница русский царей и членов их семей.

Колокольня собора состоит из нескольких ярусов-этажей, украшенных завитками. А завершает ее высокий шпиль, на вершине которого прикреплен круглый шар-яблоко, крест и флюгер в виде летящего ангела. На башне укреплены часы-куранты. Флюгер поворачивает и указывает направление ветра.

Шпиль колокольни стал самой высокой (122,5 метра) точкой города.

По приказу Петра Первого из Москвы в Петропавловскую крепость перевели Монетный двор. Петр решил, что золотые монеты необходимо делать именно в крепости, так как «монетное дело соблазнительное, а крепость – место самое охраняемое»

Позднее для Монетного двора построили специальное здание.  Монетный двор стал одним из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга и одним из крупнейших в мире.

На Монетном дворе чеканились не только серебряные и медные монеты, но и наградные ордена и медали.

Монетный двор на территории Петропавловской крепости продолжает работать и сейчас.

С 1924 года Петропавловская крепость стала музеем. На ее территории находятся экспозиции и выставки Музея истории Петербурга, проводятся конкурсы ледяной и песчаной скульптуры.  

НЕВА.

НАВОДНЕНИЯ.

Нева – стремительная и полноводная река. При впадении в Финский залив Нева разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Санкт-Петербург стоит на островах. Нева не разливается весной и не высыхает летом. Но Нева не всегда спокойно и плавно течет. Осенью в Балтийском море образуется волна, которая движется к Финскому заливу и входит в Неву. А ведь Нева течет навстречу, но волна и ураганный ветер с моря сильнее.

В такие дни объявляется штормовое предупреждение. Сильный ветер гонит воду обратно в Неву, она замедляет свое течение, выходит из берегов и затопляет набережные.

За 300 лет в Санкт-Петербурге произошло более трехсот наводнений. Во время наводнений всегда отмечают подъем воды. Если вода поднимается на 160 сантиметров выше среднего уровня, то это считается наводнением, если более 300 сантиметров, то наводнение может стать катастрофическим, вода может затопить некоторые улицы, нанести разрушения.

В наши дни есть хорошая защита от балтийских волн - дамба, перегораживающая Финский залив. Она спасает Петербург от наводнений.

ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГА 

В начале 17 века Россия занимала огромную территорию, но не имела удобного выхода к морю. Петр Первый хотел, чтобы Россия стала морской державой. Чтобы открыть выход к морю, надо было освободить русские земли от иноземного владычества. Тогда Петр приступил к созданию военного флота. Флот нуждался в командном составе, знающем военно-морское дело, и царь посылал за границу молодых дворян для изучения морского дела. Сам Петр обучался в Англии и Голландии.

Между реками Охтой и Невой стояла шведская крепость Ниеншанц. После взятия этой крепости Петр получил то, к чему стремился – выход к Балтийскому морю. Чтобы закрепится на балтийских берегах, Петр Первый решил построить на Заячьем острове новую крепость.

Пограничные крепости строили на островах или на вершинах холмов. Такое выгодное расположение делало крепости неприступными.

В то время территория, на которой позднее вырос прекрасный город, была низменной, болотистой местностью. Здесь было несколько селений, жители которых занимались рыболовством, охотой и земледелием.

Столица могучего государства должна быть многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом. Нов России нет такого города. Нет? Значит, надо построить. А коли царь Петр решил, значит, городу быть!

За 300 лет своего существования город несколько раз менял свое имя: с 1703 года он назывался Санкт-Петербург, в 1914 году его переименовали в Петроград, в 1924 году он стал Ленинградом, а в 1991 году ему было возвращено первоначальное название.

ПЕТР ПЕРВЫЙ.

Город Санкт-Петербург основал царь Петр Первый.

С самого детства в распоряжении царевича находилось множество игрушек – деревянные лошадки, барабаны, пушки. Часто во дворец приглашали дворовых мальчишек, чтобы царевич не скучал.

Увлечение военным делом началось еще с игрушечных ружей и пушек, луков и стрел. Позже им на смену пришли настоящие. Кроме игрушечных солдатиков, у юного Петра было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из мальчишек. Но ребята по-настоящему учились ходить в строю, строить преграды и брать их. Петр рос, а вместе с ним росли мальчишки из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, его «потешное войско» превратилось в гвардейские Преображенский и Семеновский полки, а сверстники Петра стали его первыми сподвижниками и всегда были верной опорой.

В юные годы в подмосковном селе Измайлово Петр нашел старый ботик – небольшое судно с парусом. Плавая на ботике, Петр мечтал превратить Россию в морскую державу, обладающую большим количеством кораблей.

Петр легко овладевал различными ремеслами, и в зрелые годы мог выполнять работу мастером многих специальностей: плотника, каменщика, кузнеца, штукатура, кораблестроителя, токаря и сапожника. Ему был по силам любой труд.

Петру нравились те занятия, в которых он сам мог участвовать, и оставался равнодушным, если ему отводилась роль зрителя или неподвижно сидящего участника. Петр окружил себя людьми, умевшими быть полезными делу. У одних он учился, других учил сам.

Царь Петр много сделал для России: создал флот, построил новую столицу, ввел новый календарь, основал школы и академии. При Петре в России начали газеты и журналы. Петр Первый был сильным и умным государем – хозяином и правителем России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по социально - коммуникативному развитию, по Петербурговедению. «Знакомство с Петербургом детей с задержкой психического развития»

Предлагаю педагогам - дошкольникам компенсирующих групп статью по обоснованию необходимости воспитания любви детей к родному городу....

Первое знакомство с Петербургом

Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...

Первое знакомство с Санкт-Петербургом

Стимулом для того чтобы начать углубленную работу введению ребёнка в пространство города как образовательную площадку стало то, что на данный момент мы сталкиваемся с тем, что видна потребность воспит...

Знакомство с Петербургом. Практика работы с детьми подготовительной группы.

Проектная деятельность краеведческой направленности отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни...

Знакомство с Петербургом

Статья "Знакомство с Петербургом"...

Петр Первый основатель Санкт-Петербурга

Материал для ознакомления дошкольников с историей жизни основателя города Санкт-Петербурга....

Первое знакомство с Петербургом

Кружок по истории Санкт - Петербурга в средней группе....