Первое знакомство с Петербургом
рабочая программа (средняя группа)

Колпакова Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

№ занятия.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ       ЗАНЯТИЯ.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

№1.

Давайте познакомимся.

Город.

Назови свое имя и отчество. Имя нашего города. Наш Детский сад.

Рассказ воспитателя. Ролевая игра «Семья». Просмотр презентации о современном С-Петербурге.

№2.

Наш район - Красносельский.

Центр и окраина. Новостройки. Главный проспект нашего района.История и достопримечательности.

Сюж.р.игра «Центр и окраина».Просмотр презентации о Красносельском районе. Рассказ воспитателя.

№3.

Хорошие манеры.

Будем вежливыми (хорошие слова и манеры).

Сюж.р.игра «Скажи вежливое словечко». Рассказ воспитателя. Фея вежливости.

№4.

Город на берегах Невы.  

Петр Первый – основатель Санкт -Петербурга. Покровитель города.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. Учимся составлять описательный рассказ по портрету Петра.

№5.

Удивительный Санкт- Петербург.

  Назови свой возраст.Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. Столица.

Показ символов города(слайды). Рассказ воспитателя.  Показ презентации.

№6.

Петропавловская крепость.

Закладка крепости па Заячьем острове.

Показ презентации. С.р.и. «По болоту Петр шел». Рассказ воспитателя. Читаем стихи.

№7.

Петропавловский собор

 Новое название крепости.

Ангел на шпиле - символ города.

Рассказ воспитателя. Просмотр слайдов. Раскрашивание по контуру фигуры ангела. Читаем стихи.

№8.

Первые городские постройки

Домик Петра Первого.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. С.р.и. «По болоту Петр шел».

№9.

Здание Адмиралтейства.

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение названия. Кораблик на шпиле  -символ С-Петербурга.

Рассказ воспитателя. Чтение стихов. Показ презентации.

№10.

Дворцовая площадь.

Главная площадь города. Александровская колонна.  

Рассказ воспитателя. Чтение стихов. Показ презентации. Д\и « Какой?»

№11.

Дворцовая площадь.

Зимний дворец Петра Первого. Эрмитаж - символ города.

Рассказ воспитателя. Показ слайдов. Чтение стихов. Игра «Море волнуется…»

№12.

Река Нева.

Река Нева. 5 рукавов Невы. Река -кормилица. Характер Невы. Наводнения.

Рассказ воспитателя. Рассматривание карты СПб. Чтение отрывка «Медный всадник».

№13.

Стрелка Васильевского острова.

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны – символ города.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. Д\и «Какой?» Учимся составлять описательный рассказ.

№14.

Исаакиевская площадь

Исаакиевский собор. Памятник Николаю Первому.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. Читаем стихи. Игра «Море волнуется…»

№15.

«Подвиг нашего города в дни блокады».

Блокада. « Дорога жизни». «Все для фронта…» Памятники защитникам .

Рассказ воспитателя. Показ слайдов. Словесные игры: «Где я был?», «Что я видел?»

№16.    

Невский проспект.

Главная улица  - Невский проспект – символ города.

Показ презентации. Рассказ воспитателя.

№17.    

Казанский собор.

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

Рассказ воспитателя. Показ слайдов. Учимся составлять описательный рассказ.

№18.      

Летний сад.

Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история. Лебяжья канавка.

Просмотр слайдов. Словесные игры: «С какой ветки детки?», «Чей лист?». Рассказ воспитателя.

№19.    

Летний сад.

Статуи Летнего сада. Памятник И.А.Крылову. Басни.

Показ слайдов. Рассказ воспитателем биографии И.А.Крылова. чтение басен «Квартет», «Слон и моська»…

№20.    

Сенатская площадь.

«Медный всадник» и другие памятники Петру.

Показ слайдов. Чтение стихов. Рассказ воспитателя.

.№ занятия.

         ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЯ,

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

№21.    

Город музеев.

Кунсткамера. Зоологический музей и т.д.

Показ слайдов. Рассказ воспитателя . Д\и «Какой?»,  «Где я был?»

                                

№22.    

Марсово поле.

Самая большая площадь города. Памятник Суворову.

Показ слайдов. Рассказ воспитателя .Рассматривание памятника. Игра «Море волнуется…»

№23.    

«Мосты повисли над Невой…»

Мосты С-Петербурга. Аничков мост.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. Рассматривание скульптур. Чтение стихов.

№24.    

Храмы Санкт-Петербурга.

Троицкий собор, Храм Спаса на крови, мечеть, католические соборы.  

Показ слайдов. Рассказ воспитателя. С.р.и. «По болоту Петр шел».

№25.    

Город рек и каналов.

Реки и каналы нашего города.

Рассматривание карты С-Петербурга. Показ слайдов. Рассказ воспитателя.

№26.    

Транспорт Санкт-Петербурга.

Метро, пассажирский транспорт. Вежливый пешеход (ПДД).

Рассматривание с\к. Рассказ воспитателя. «Уроки безопасности с тетушкой совой».

№27.    

Знаменитые петербуржцы.

А.С.Пушкин. Квартира на Мойке,12. Отрывки стихов о Санкт-Петербурге.

Показ слайдов. Рассказ воспитателя. Чтение стихов А.С.Пушкина.

№28.    

Знаменитые петербуржцы.

К.И.Чуковский и С.Я.Маршак. Петербург в их произведениях.

Рассказ воспитателя. Читаем отрывки из произведений.

№29.    

Символы Санкт- Петербурга.

Вспоминаем символы города. Кораблик Адмиралтейства (раскраска).

Показ слайдов. Раскрашивание по контуру кораблика.

№30.    

Город- герой Ленинград!

Наш город в годы ВОВ. Памятники. Почему так названы улицы?

Показ слайдов. Рассказ воспитателя.

№31.

Знакомство с Петергофом.

Строительство Петергофа. Петергоф при Петре и в наши дни.

Показ презентации. Рассказ воспитателя. Д\и «Какой?»,  «Где я был?»

№32.      

Итоговое занятие.

День Рождения города. Викторина« Знаешь ли ты свой город?»

Показ слайдов. Загадки про Санкт-Петербург.



Предварительный просмотр:

Используемая литература:

1.Смирнова Н.Т. Знакомство с Санкт-Петербургом. - Санкт-Петербург, 1997.

       2.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. – СПб., Норинт, 1996.

3. Махинько Л.Н. Город как мир: учебно-методическое пособие. История и культура Санкт-Петербурга. – СПб., Питер, 1997

4. Вежель Г.С. Взрослеем вместе с городом; Общие положения программы дошкольно-школьного образования. СПб., 1995.

5. Алифанова Г.Т.  Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб., Паритет, 2008.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Наш город всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние малолетние его жители должны стать достойными их преемниками. Для этого наших детей нужно подготовить.

   Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города. Рожденный трудом людей, город становится помощником, защитником горожан. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения.

   Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

Знакомство с городом формирует познавательные процессы, способствует развитию речи (особенно формированию понятий, обогащению словаря, обучению рассказыванию). Занятия по истории города дают почву для развития элементарных математических представлений, так как описывая облик здания или играя с архитектурной мозаикой, не обойтись без различения и называния геометрических фигур, цвета, величины, без использования порядкового и количественного счета.

Главная идея программы – это передать ребенку новые знания о родном городе через игру. 

Актуальные проблемы:

- Знакомство с городом нужно начинать до школы.

- Дети дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны.

- Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, позволяет создавать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.

Основные принципы программы:

• Активная позиция ребенка
• Наглядность обучения (использование большого количества наглядных материалов)
• Доступность (соответствие материала возрасту)
• Практические задания (развитие мелкой моторики руки)


Основные задачи:

1. Формирование начальных знаний о Санкт-Петербурге.
2.Пробуждение интереса к истории города и архитектуре.
3. Воспитание маленьких петербуржцев(приобретение навыков культурного поведения петербуржцев – быть добрыми, коммуникабельными, внимательными и доброжелательными).
3. Развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, воображение и т. д.)

4.Развитие познавательно-речевых навыков.

Цель программы:

1. Через знакомство детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание)

При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили) . Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.

2. Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу.

3. Развитие познавательной деятельности, речи, ФЭМП, сенсорики, культуры речи через историю СПб.

4. Формирование представления о понятии истинного петербуржца. (Воспитание культуры поведения)

Эти цели реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (т. е. город, как среда обитания) : дом, здание, транспорт, улица, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного.

-ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры.

- обогащение знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, свои впечатления, учить высказывать свое мнение.

-закрепление у детей знаний о правилах поведения в общественных местах (на экскурсиях, выставках, музеях, театрах)

- ознакомление детей с  начальными знаниями о знаменитых людях в прошлом и интересных людях в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.

Целевые ориентиры:

- Развитие представлений детей о том,  в каком городе они живут, чем отличается город от деревни.

- Овладение сведениями о своём районе: название района, моя улица, мой дом (адрес).

- Формирование познавательного элементарного интереса к родному городу и положительного эмоционального отклика при знакомстве с ним.

 Методы и приемы реализации программы:

- наглядно-зрительный (рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций);

- словесный (объяснение, беседа, прослушивание аудиозаписи) 

Виды деятельности ребенка на занятиях:

•Познавательная деятельность (активное слушание).
•Игровая деятельность (ролевые, командные игры).
•Практические работы (обведение по контуру, изготовление поделок,рисунки).
       Важное место, в детском саду, отводится 
работе с родителями. С помощью родителей мы начинаем знакомить детей с «ближним» городом. В дальнейшем, наша работа по ознакомлению детей с городом, а особенно с некоторыми его достопримечательностями невозможна  без участия родителей, так как исторический центр города очень удален от нашего района.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в средней группе (с 4-5лет). Занятия подгрупповые, по 20-25минут.

Срок реализации программы – октябрь-май (2015-16гг), всего 32 занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по социально - коммуникативному развитию, по Петербурговедению. «Знакомство с Петербургом детей с задержкой психического развития»

Предлагаю педагогам - дошкольникам компенсирующих групп статью по обоснованию необходимости воспитания любви детей к родному городу....

Первое знакомство с Петербургом

Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...

Первое знакомство с Санкт-Петербургом

Стимулом для того чтобы начать углубленную работу введению ребёнка в пространство города как образовательную площадку стало то, что на данный момент мы сталкиваемся с тем, что видна потребность воспит...

Знакомство с Петербургом. Практика работы с детьми подготовительной группы.

Проектная деятельность краеведческой направленности отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни...

Знакомство с Петербургом

Статья "Знакомство с Петербургом"...

Петр Первый основатель Санкт-Петербурга

Материал для ознакомления дошкольников с историей жизни основателя города Санкт-Петербурга....

Первое знакомство с Петербургом

Данный материал поможет познакомить детей с историей Санкт-Петербурга, символами города на Неве: ангелом на шпиле Петропавловской крепости, корабликом на шпиле Адмиралтейства, Медным всадником и други...