Знакомство с Петербургом
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом
Подготовила:
Воспитатель ГБДОУ № 32
Аксенова Е.Б.
Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом
Одна из важнейших задач педагогов дошкольного воспитания – развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города.
Изучая историю Санкт-Петербурга, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, способствует формированию общих учебных умений и комплексному изучению разных сторон окружающего мира.
«Люблю тебя , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…» (А.С.Пушкин)
Академик Дмитрий Лихачев сказал: «Хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».
Тема «Город», очень актуальна в наше время, когда взрослые и дети сталкиваются с грубостью, жестокостью, насилием, невниманием друг к другу, к своему городу и Родине.
Поэтому необходимо обращать особое внимание на воспитание у детей нравственных качеств, которые традиционно были свойственны петербуржцам. Это станет основой для формирования следующих задач:
- вызвать у детей интерес к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;
- вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;
- закреплять знания о поведении в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца;
- прививать желание изменить город к лучшему;
- познакомить детей с основными памятниками архитектуры, истории,
узнавать объекты, высказывать свое впечатление, давать оценку действиям и событиям;
- обогатить знания о районе, о его роли в городе, формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;
- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.
Для детей, имеющих диагнозы: дизартрия, ОНР, иногда задержку психического развития, а также сопутствующие диагнозы неврологического характера и проблемы в личностной сфере, традиционные формы работы не всегда дают возможность вызвать живой интерес к данной теме, а тем более сделать разработанную программу программой каждого ребенка. Ведь она ориентирована на передачу дошкольникам необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Использование в работе инновационных технологий: ТРИЗ, методики интеллектуального развития А.З.Зака, сказкотерапии, арт-терапии, психогимнастики , муз – терапии, мнемотехники, компьютерных технологий, фоторамки, DVD, а также практических формы работы интересных для детей: выжигание по дереву, тиснение на фольге, баррельф- ной лепки, создание коллажей, строительных и сюжетно- ролевых игр, создают большое поле деятельности для развития умения использовать информацию, развивают и корректируют психические процессы, благоприятно влияют на развитие эмоциональную сферу ребёнка.
Именно эти технологии позволяют педагогу организовать интересную совместную деятельность.
Проведённый мониторинг показывает что дети дошкольного возраста плохо знакомы с ближайшим окружением: не знают состава семьи, своего адреса, не могут назвать общественных зданий, имеют слабое представление о достопримечательностях города.(ФГТ)
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольный возраст– это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека, что обеспечивает общую и специальную готовность ребёнка к переходу к школьному обучению. В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Все написано правильно. Почему тогда возникает проблема?
Целевая установка школьного курса "Истории и культуры Санкт-Петербурга" - помощь учащимся в становлении их духовно-ценностной и практической ориентации в мире города, то какой должна быть целевая установка петербурговедения в ДОУ, чтобы соблюдалась идея преемственности "детский сад-школа" ? Над этим вопросом следует задуматься всем участникам образовательного процесса. Размышляя ,необходимо определить степень важности изучения этой дисциплины в дошкольном возрасте, и возможности ее дальнейшего изучения в школьном курсе. Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что является приоритетным в данном направлении. Следовательно для изучения курса петербурговедения в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к Санкт-Петербургу.
Дошкольное детство- время становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста не могут осознать суть исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Представляется целесообразным знакомить детей с городом, используя локальный материал, то есть привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают, и на что не обращают внимания. Целенаправленное развитие интереса к истории и культуре родного города открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание , доступное пониманию детей дошкольного возраста , пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории города необходимо начинать с "собирательного образа" Санкт- Петербурга, у которого как и у ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их небольшой жизненный опыт, реализация этого подхода позволит установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой детей на его познание.
Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств, и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях, и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь , городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, её красотой и многообразием.
Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе ( город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению, умения и навыки продуктивной деятельности.
Заинтересовать каждого ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге -это и есть цель данного направления по развитию дошкольников, которая найдет свою реализацию в школьном курсе изучения данного учебного предмета. «Петербурговедение» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:
-познакомить дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
-дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе;
-приобщить дошкольников к современной жизни города;
-способствовать формированию этики поведения петербуржца.
В целях приобщения детей дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности могут быть выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления, которые найдут отражения в дальнейшем изучении истории и культуры Санкт-Петербурга.
-создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группе детского сада, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
-разработка и внедрение системы петебурговедческого образования в условиях ДОУ;
-приобщение воспитанников к различным видам национального, в т. ч. петербургского, искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
-планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
-воспитание культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.
Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе. Но следует признать, что все они требуют уточнения применительно к конкретному возрасту и постоянного обновления содержания с учетом особенностей современных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с памятниками культуры и архитектуры Санкт -Петербурга с одновременным развитием мелкой моторики рук
Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробуждение интереса и желания детей-дошкольников ознакомиться и изучить достопримечательности Санкт -Петербурга. Используемый подход...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Статья по социально - коммуникативному развитию, по Петербурговедению. «Знакомство с Петербургом детей с задержкой психического развития»
Предлагаю педагогам - дошкольникам компенсирующих групп статью по обоснованию необходимости воспитания любви детей к родному городу....
Первое знакомство с Петербургом
Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...
Знакомство с Петербургом. Практика работы с детьми подготовительной группы.
Проектная деятельность краеведческой направленности отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни...
Первое знакомство с Петербургом
Данный материал поможет познакомить детей с историей Санкт-Петербурга, символами города на Неве: ангелом на шпиле Петропавловской крепости, корабликом на шпиле Адмиралтейства, Медным всадником и други...
Первое знакомство с Петербургом
Кружок по истории Санкт - Петербурга в средней группе....