Знакомство с Петербургом
статья (средняя группа)

Аксенова Елена Борисовна

Статья "Знакомство с Петербургом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом

Подготовила:

Воспитатель ГБДОУ № 32

Аксенова Е.Б.        

Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом

 

       Одна из важнейших задач педагогов дошкольного воспитания – развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города.

       Изучая историю Санкт-Петербурга, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, способствует формированию общих учебных умений и комплексному изучению разных сторон окружающего мира.

     

                                                           «Люблю тебя , Петра творенье,

                                        Люблю твой строгий, стройный вид,

                                        Невы державное теченье,

                                        Береговой ее гранит…»  (А.С.Пушкин)

        

           Академик   Дмитрий  Лихачев сказал: «Хорошие манеры могут быть  очень  внешними,  но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».                

        Тема «Город»,  очень актуальна в наше время, когда взрослые и дети сталкиваются  с грубостью, жестокостью,  насилием, невниманием  друг к другу, к своему городу и Родине.

          Поэтому необходимо  обращать особое внимание на воспитание у детей нравственных качеств, которые традиционно были свойственны петербуржцам.  Это   станет основой для формирования следующих задач:

- вызвать у детей интерес к нашему городу, который  является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

 - вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;

- закреплять знания о поведении в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца;

- прививать желание изменить город к лучшему;

- познакомить детей с основными памятниками архитектуры, истории,

 узнавать объекты, высказывать свое впечатление, давать оценку действиям и событиям;

- обогатить знания о районе, о его роли в городе, формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;

- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

       Для детей, имеющих диагнозы: дизартрия, ОНР, иногда задержку психического развития, а также  сопутствующие диагнозы неврологического характера и проблемы в личностной сфере, традиционные формы работы не всегда дают возможность вызвать живой интерес к данной теме, а тем более сделать разработанную программу программой каждого ребенка. Ведь она ориентирована на передачу дошкольникам необходимой суммы знаний,  на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.

         Использование  в работе инновационных технологий:  ТРИЗ, методики интеллектуального развития А.З.Зака,  сказкотерапии,  арт-терапии, психогимнастики ,  муз – терапии,  мнемотехники, компьютерных технологий, фоторамки,  DVD, а также практических формы работы интересных для детей: выжигание по дереву, тиснение на фольге, баррельф- ной лепки, создание коллажей,  строительных  и сюжетно- ролевых  игр, создают большое поле деятельности  для развития умения использовать информацию, развивают и корректируют психические процессы, благоприятно влияют  на развитие эмоциональную сферу ребёнка.

      Именно эти технологии  позволяют  педагогу организовать интересную совместную деятельность.

      Проведённый  мониторинг показывает  что дети дошкольного возраста  плохо знакомы  с ближайшим окружением: не знают  состава семьи, своего адреса, не могут назвать общественных  зданий,  имеют слабое представление  о  достопримечательностях города.(ФГТ)

      Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. 


       Дошкольный возраст– это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).               Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

        Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека, что обеспечивает общую и специальную готовность ребёнка к переходу к школьному обучению. В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Все написано правильно. Почему тогда возникает проблема?

         Целевая установка школьного курса "Истории и культуры Санкт-Петербурга" - помощь учащимся в становлении их духовно-ценностной и практической ориентации в мире города, то какой должна быть целевая установка петербурговедения в ДОУ, чтобы соблюдалась идея преемственности "детский сад-школа" ? Над этим вопросом следует задуматься всем участникам образовательного процесса. Размышляя ,необходимо определить степень важности изучения этой дисциплины в дошкольном возрасте, и возможности ее дальнейшего изучения в школьном курсе. Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что является приоритетным в данном направлении. Следовательно  для изучения курса петербурговедения в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников  к Санкт-Петербургу.

          Дошкольное детство- время становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста  не могут осознать суть  исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Представляется целесообразным знакомить детей с городом, используя локальный материал, то есть привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают, и на что не обращают внимания. Целенаправленное развитие интереса к истории и культуре родного города открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание , доступное пониманию детей дошкольного возраста , пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории города необходимо начинать с "собирательного образа" Санкт- Петербурга, у которого как и у ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их небольшой жизненный опыт, реализация этого подхода позволит установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой  детей на его познание.

         Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств, и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях, и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь , городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, её красотой и многообразием.
Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе ( город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать  способности  к творческому мышлению, умения и навыки продуктивной деятельности.
         Заинтересовать каждого  ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому  индивидуальный подход, чтобы он  захотел узнать о Санкт-Петербурге -это и есть цель данного направления по развитию дошкольников, которая найдет свою реализацию в школьном курсе изучения данного учебного предмета. «Петербурговедение» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:
-познакомить дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
-дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе;
-приобщить дошкольников к современной жизни города;
-способствовать формированию этики поведения петербуржца.

В целях приобщения детей   дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  могут быть выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления, которые найдут отражения в дальнейшем изучении истории и культуры Санкт-Петербурга.

-создание целеполагающей, педагогически обоснованной,  развивающей среды в группе детского сада, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

-разработка  и внедрение системы петебурговедческого образования в условиях ДОУ;

-приобщение воспитанников  к различным видам национального, в т. ч. петербургского,  искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

-планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

-воспитание  культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками,  игры,  чтение литературы,  экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе. Но следует признать, что все они требуют уточнения применительно к конкретному возрасту и постоянного обновления содержания с учетом особенностей современных детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с памятниками культуры и архитектуры Санкт -Петербурга с одновременным развитием мелкой моторики рук

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробуждение интереса и желания детей-дошкольников ознакомиться  и изучить достопримечательности  Санкт -Петербурга. Используемый подход...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Статья по социально - коммуникативному развитию, по Петербурговедению. «Знакомство с Петербургом детей с задержкой психического развития»

Предлагаю педагогам - дошкольникам компенсирующих групп статью по обоснованию необходимости воспитания любви детей к родному городу....

Первое знакомство с Петербургом

Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...

Знакомство с Петербургом. Практика работы с детьми подготовительной группы.

Проектная деятельность краеведческой направленности отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни...

Первое знакомство с Петербургом

Данный материал поможет познакомить детей с историей Санкт-Петербурга, символами города на Неве: ангелом на шпиле Петропавловской крепости, корабликом на шпиле Адмиралтейства, Медным всадником и други...

Первое знакомство с Петербургом

Кружок по истории Санкт - Петербурга в средней группе....