Петр Первый основатель Санкт-Петербурга
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Шмелева Светлана Викторовна

Материал для ознакомления дошкольников с историей жизни основателя города Санкт-Петербурга.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр I – основатель Санкт - Петербурга.

Слайд 2

Родился будущий император 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре

Слайд 3

Отец Царь Алексей Михайлович Тишайший (1629 -1676) - второй русский царь из династии Романовых. Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1645 по 1676 год. Мать Наталья Кирилловна Нарышкина (1651 - 1694) - дочь мелкопоместных дворян, русская царица, вторая жена царя Алексея Михайловича.

Слайд 4

Никита Зотов

Слайд 5

В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр провозглашен царём. И з-за возраста не мог участвовать в борьбе за власть. И фактически управление взяла на себя их старшая сестра — царевна Софья Алексеевна В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.

Слайд 7

Петра с детства отличала тяга к знаниям. Он не переставал учиться всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках. Был и кораблестроителем, плотником, кузнецом. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.

Слайд 8

Ботик, который построил Петр I сохранился до наших дней. Этот ботик называю «дедушкой русского флота».

Слайд 10

Пётр в Англии изучает навигацию - науку о вождении кораблей Пётр в Голландии провел многие дни на верфях .

Слайд 11

Северная война

Слайд 12

Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным. «Государев указ вышел. Спешно строиться будем» – так говорили в народе.

Слайд 15

Смерть и наследие Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря . Решением Сената трон наследовала жена Петра, Екатерина Алексеевна, ставшая 28 января (8 февраля) 1725 года первой российской императрицей под именем Екатерина I. Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.

Слайд 17

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ :

Слайд 18

Что считают «дедушкой русского флота»? Почему?

Слайд 19

Ботик, который построил Петр I сохранился до наших дней.

Слайд 20

Зачем Петру I нужно было строить флот?

Слайд 21

Какой новый город решил построить Петр I ?



Предварительный просмотр:

Тема 2. Петр I – основатель Санкт - Петербурга.

Теория: 

Основатель города – царь Петр I. Необходимость создания города. Северная война. Выбор места для строительства города.

Практика: 

Дидактические игры: «Узнай и назови».

Подвижная игра «По болоту Петр пошел».

Работа с картой – схемой.

Чтение рассказа «Петр I» из книги «Детям о Санкт-Петербурге».

Творческое задание:

Начало создания «Петербургской азбуки»  (портрет Петра I, Дата Дня рождения города).

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня1672 года — 28 января [8 февраля1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Слайд 2.

Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Родился будущий император 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре

Слайд 3.

В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.

Слайд 4

С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.

Слайд 5

В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна. В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.

В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.

Слайд 6.

Царь Петр жил в загородном имении Алексея Михайловича — селе Преображенском. Царь Пётр  жил здесь под присмотром верных людей, иногда отправляясь в Москву для участия в церемониях, обязательных для царской особы.

В Преображенском Наталья Кирилловна поставила задачу организовать военную школу для сына.

Первый «потешный» отряд царевич получил осенью 1683 года. К следующему году в Преображенском рядом с царским дворцом уже отстроили «потешный город» Пресбург. Петр получал военную подготовку наравне с остальными подростками. Он начал службу маршируя впереди Преображенского полка в качестве барабанщика, и со временем дослужился до бомбардира.

Слайд 7.

Петра с детства отличала тяга к знаниям. Он не переставал учиться всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках.

Был и кораблестроителем, плотником, кузнецом.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.

Слайд 8.

Будучи маленьким, Петр I обнаружил  в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и   рулем на корме. Она называлась ботик. Ботик отремонтировали, и Петр начал учиться судовождению.

Ботик, который построил Петр I сохранился до наших дней. Этот ботик называю «дедушкой русского флота».

Слайд 9.

Острая необходимость в торговых путях черноморской акватории для экономики государства была одним из факторов, повлиявших на желание Петра I распространить свое влияние на побережья Азовского и Черного морей. Вторым определяющим фактором была страсть молодого царя к кораблям и мореплаванию.

После смерти матери не осталось людей способных отговорить Петра от возобновления борьбы с Турцией в рамках Священной Лиги. Однако, вместо ранее провальных попыток походов на Крым, он решает наступать на юг, под Азов, который не покорился в 1695 году, но после дополнительной постройки флотилии, отрезавшей снабжение крепости с моря, в 1696 Азов был взят.

Слайд 10

Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.

В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Петровские реформы начались с приказа сбрить бороды всем, за исключением духовенства и крестьян, а также с введения иностранного платья. В 1699 была произведена также реформа календаря. Юноши из знатных семей по приказу царя отправлены были для обучения за границу, чтобы у государства появились собственные квалифицированные кадры. В 1701 году в Москве создана была Навигационная школа.

Слайд 11.

 

В 1700 году Россия, пытаясь закрепиться на Балтике, потерпела поражение под Нарвой. Петр I понял, что причина этой неудачи крылась в отсталости русской армии, и приступил к созданию регулярных полков, введя в 1705 году рекрутскую повинность. Начали строиться оружейные и металлургические заводы, которые поставляли для армии стрелковое оружие и пушки. Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц.

Слайд 12.

В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

Слайд 13.

На работы сгоняли ежегодно более 40 000 человек со всей России. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи, мостили топкие улицы. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжелых условий тысячи людей умирали. На их место привозили новых.

Слайд 13.

После победы в Великой Северной войне, которая позволила расширить территории России в Прибалтийском регионе, Петр I по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого в 1721 году.

В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был принят титул императора.

Слайд 15.

Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря. Престол перешел к его жене – императрице Екатерине I.

Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.

Именем Великого императора после его смерти были названы города.

Слайд 16.

Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.

Слайд 17.


Вопросы для повторения.

Слайд 18.

Что считают «дедушкой русского флота»? Почему?

Слайд 19.

Зачем Петру  I нужно было строить флот?

Слайд 20.

 Чтобы превратить Россию в морскую державу,  и иметь выход к морю и свой флот на Балтийском море.

Слайд 21.

Какой новый город решил построить Петр I?

Слайд 22.

Город Санкт – Петербург.

Слайд 23.

Молодцы.

Пётр I Великий

 Пётр I Алексе́евич прозванный  Вели́ким (30 мая [9 июня1672 года — 28 января [8 февраля1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).Пётр I Великий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр I Великий (1672-1725), основатель Российской империи." ("История Санкт-Петербурга в памятниках и портретах") ч.1. материал к занятию в виде презентации

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

"Петр I Великий (1672-1725), основатель Российской империи." ("История Санкт-Петербурга в памятниках и портретах") ч.2. материал к занятию в виде презентации

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

"Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...

Презентация "Царь Пётр I - основатель города Санкт - Петербурга"

Презентация составлена для детей 6- 7 дошкольного возраста  и  начальной школы. Представлена краткая биография Царя и его не утомимое стремление создать Красивый город значимый для...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Пет...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «Царь Пётр великий – основатель города Санкт-Петербурга» в подготовительной гуппе общеразвивающей направленности

Поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события. Активизировать познавательную деятельность детей.Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразите...

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербург» - город святого Петра – как нельзя лучше подходил для крепости,

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербу...