Досуг по ознакомлению дошкольников с историей русского быта «Красна изба углами!» (старшая группа).
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный материал может быть использован педагогами вне основной учебной деятельности или на занятиях в объединении дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_krasna_izba_uglami.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг по ознакомлению дошкольников с историей русского быта «Красна изба углами!» (старшая группа).
Цель: Познакомить детей с русской избой, с некоторыми предметами старинного быта.
Задачи:
- Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами «ухват», «чугунок» и др.
- Воспитывать в детях гордость за свой народ и желание узнавать еще больше о жизни, быте, обычаях и праздниках.
- Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр, создать положительный эмоциональный настрой в ходе игры.
Предварительная работа: повторение русских народных сказок, пословиц и поговорок, заучивание загадок о предметах русского быта; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах, с изображением деревенских изб, теремов.
Материалы и оборудование: презентация на тему «В русской избе»; дидактические картинки с изображением предметов быта; атрибуты для подвижных игр (ободки с изображением бублика, пирога, калача), лента.
Ход мероприятия:
Дети рассаживаются полукругом на ковре.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я познакомлю вас с особенностями русского быта, с образом жизни наших с вами предков. Но в начале предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Надежды Лыковой, которое называется «Русские традиции».
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло
Мы, славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего…
Как бабки шили дочкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.
А на столах – то пироги да булки,
Блины, оладьи, шаньги, калачи.
И аромат такой по закоулкам
От каждого двора шёл из печи…
Под звуки деревенской балалайки
На край села сбегается народ,
Где старики рассказывают байки,
А молодёжь заводит хоровод.
У нас гостей встречают хлебом - солью
И, чтоб красу России показать,
Идут гулять в берёзовом раздолье,
Где трели соловья везде слыхать.
Воспитатель: Вот так весело и раздольно жили люди в давние времена на Матушке - Руси. И пока мы, ребята, будем помнить и чтить русские традиции, наша Родина останется единой великой страной. Ну что же, как говорится в русских пословицах, «В умной беседе быть - ума прикупить. Сядем рядком да поговорим ладком».
- Как и сейчас, в давние времена у каждого человека было место, где его ждали, любили, где он жил и жила его семья. Как вы думаете, что это за место? (Ответы детей).
- Правильно, этим местом был родной дом. Именно о доме в народе было сложено множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. («Дома и стены помогают», «Гость на порог – счастье в дом», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Все дороги ведут к дому», «Хорошо тому, кто в своём дому» и др.)
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку дом? Почему люди говорили «Мой дом – моя крепость»? (Ответы детей).
- Да, ребята, даже в стародавние времена люди строили себе жилище, где можно было отдохнуть, погреться у огня очага, спрятаться от непогоды. Дом тесно был связан с понятием «родина». Любовь к родному дому, забота о нем считались обязательными для всех, кто в нём живет. На Руси дом имел много названий: хата, терем, хоромы, изба. В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений семьи – дедушки и бабушки, их дети и внуки.
- Как вы думаете, а из чего люди чаще всего делали избы? (Ответы детей). Верно, из дерева.
Воспитатель включает детям презентацию «В русской избе».
(Слайд 1). Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы видим дом из бревен. У него есть окна со ставнями, крыльцо и сени. В русской избе все было деревянным: пол и потолок, стены и двери, мебель, утварь и посуда. Самая большая и светлая комната в доме называлась горницей.
- А сейчас послушайте загадку и отгадайте, какой предмет был в горнице самым главным?
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (Ответы детей: печь).
(Слайд 2). Воспитатель: Правильно, это печь. Как вы думаете, ребята, для чего нужна была печь в избе? (Ответы детей).
- Однако печь не только согревала жилище и служила местом приготовления еды. На ней спали старики и дети, в ней мыли зимой малышей. На печи сушили вещи зимой, а летом и осенью - грибы, ягоды, зерно. «Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди и называли печку «матушкой», «кормилицей».
(Слайд 3). Воспитатель: Из чего же люди делали печи? (Ответы детей).
- Верно, ребята, из кирпича, а потом обмазывали глиной. Сначала в русских избах были печи, которые топились по-черному. Печь тогда не имела трубы, и дым выпускался через дверь или отверстие в стене. Позже печи стали строить белыми – то есть стали делать трубу, через которую выходил дым. Однако черная печь, хоть была и не очень красива, давала больше тепла, чем белая.
- Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей).
Воспитатель: В печном углу всегда распоряжались женщины. Здесь они не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. И сейчас мы поиграем с вами в русскую народную игру, которая называется «Калачи».
Правила игры «Калачи»: Воспитатель выбирает троих детей, надевает им ободки с изображением бублика, пирожка, калача. Остальные дети делятся на три команды и каждая образуют свой круг вокруг одного из «калача». Дети берутся за руки и по сигналу начинают двигаться в своих кругах, произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны, горячи.
Воспитатель говорит: «Налетели тут грачи, похватали калачи». По окончании слов игроки разбегаются врассыпную и замирают по одному по площадке. На слова воспитателя «Найди свой калач!» дети возвращаются каждый в свой круг. Чей кружок соберётся быстрее, те и победили.
После игры дети рассаживаются на свои места.
(Слайд 4). Воспитатель: Угол напротив от печки (левый) назывался «красный угол», «красный» значит красивый, главный. Он был освещен солнцем лучше всех других углов в доме. В красном углу размещалась божница – полочка с иконами, украшенная нарядным полотенцем – рушником. В красном углу сажали самых почетных гостей, тут обычно стояли широкие лавки и стол.
(Слайд 5). Воспитатель: В старину стол в избе всегда стоял на постоянном месте. Здесь члены семьи и их гости принимала пищу, отмечали все главные события в жизни: дни рождения, Рождество, свадьбу, проводы в армию. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться и спорить. Женщины, готовя еду, использовали такие предметы быта и посуду, которые сейчас мы с вами можем увидеть только в деревнях или в музеях. Давайте же поближе познакомимся с некоторыми из этих предметов.
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать выученные ими заранее загадки о предметах русского быта и показывает картинки – отгадки.
Загадка 1. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где та, в печке уголёк?
Кашу сварит… (Ответы детей: чугунок).
Воспитатель: (Показывает картинку с изображением чугунка). Эта очень тяжелая кастрюля называлась «чугунок». Он был незаменим в хозяйстве, мог выдержать огонь в печи и никогда не бился. Как же горячий чугунок с кашей или щами доставали из печи? Здесь был нужен …. Слушайте следующую загадку.
Загадка 2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет (Ответы детей: ухват).
Воспитатель: (Показывает картинку с изображением ухвата) Возле русской печки в избе всегда стоял ухват. Но не только вкусной ароматной кашей из чугунка подчивали хозяйки своих домочадцев и дорогих гостей.
(Слайд 6). Воспитатель: В русской избе на столе всегда должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». А для того, чтобы хозяйка могла сделать тесто для хлеба, пирога или каравая, необходим был следующий предмет…
Загадка 3. Скажу вам так: легко могу
Ягоду перетереть, муку
Просеять, если будет нужно.
А кто же я? Скажите дружно! (Ответы детей: сито)
Воспитатель: Правильно, ребята, это сито. Без него невозможно просеять муку, а без этого тесто не получалось пышным и мягким. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть сито и сравнить его с решетом). А теперь отгадайте еще одну загадку.
Загадка 4. Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Ответы детей: самовар).
Воспитатель: (Показывает картинку с изображением самовара). Самовар был символом домашнего уюта. Особенно хорошо было собираться всей семьёй возле самовара длинными, зимними вечерами и пить чай с пирогами, медом, баранками. После чая наши предки пели песни, рассказывали сказки, водили хороводы и играли. Вот и я предлагаю вам немного поиграть. А игра наша называется «Ленточка».
Правила игры «Ленточка». Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом против его движения и поют.
Вышел (имя мальчика) погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать (дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.
Итог: - Вот мы и познакомились с бытом русской избы. Русские люди всегда славились своим гостеприимством. И мне так хочется вас угостить вкусными баранками.
Под весёлую музыку воспитатель угощает детей баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности
Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия....
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? старшая группа
Конспект ООДпо ознакомлению дошкольниковс окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? Старшая группа работающая по адаптированной программе...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы
Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...
Сценарий образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к ИРНК «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Методическая разработка...
План-конспект интегрированной деятельности, направленной на решение задач ознакомления дошкольников с геометрическими формами и фигурами для детей старшей группы.
Задачи:Развивать умение выбирать предмет по признакам из множества других.Различать геометрические фигуры и делить их на части.Стимулировать активные высказывания детей.Воспитывать теплые эм...
Семинар-практикум на тему: «Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси» воспитателя старшей группы
Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси...
Перспективно-тематическое планирование ознакомления дошкольников 5-6 лет с ОБЖ и ЗОЖ (СТАРШАЯ ГРУППА)
В основной образовательной программе , разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, прописана часть, формируемая участниками образовательны...