Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Хайруллина Галина Михайловна

Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности.

  Обращение к истории русского народа, его народно-прикладному искусству, традициям стало традиционным для использования в практике патриотического развития дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная педагогами, воспитанниками и родителями в подготовительной группе нашего детского сада в рамках проекта «Русская изба».    

Исследовательско – творческий проект «Русская изба» посвящен ознакомлению старших дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Данный проект является необходимым, т.к. дети проявляют интерес к данной теме. Проект построен с учетом доступности, стимулирования активности, культуросообразности.

Цель проекта: ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства.

Задачи проекта:

* Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.

* Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

* Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-художественной деятельности.

* Создавать необходимую предметно-развивающую среду.

 

Для реализации проекта был разработан план мероприятий (приложение 1).

            Реализация проекта включала в себя 3 этапа и проходила в течение месяца.

Триада вопросов, направляющих проект:

1.Как жили люди раньше?

2.Что означают слова «изба» и «деревня»? Что представляет собой русская изба? Устройство русской избы и назначении ее частей.

3.Для чего нужен дом? Как и из какого материала строятся избы?  Для чего были нужны предметы быта и как ими пользовались люди?

В детском саду были оформлены: мини-музейная экспозиция «Русская изба», выставка «Наша Родина – Россия», выставка «Из собраний Третьяковской галереи» с репродукциями картин русских художников, систематически проводятся выставки изделий народных промыслов -  «Золотая хохлома», «Дымковские игрушки», «Синие цветы гжели».

Основная форма организации работы с детьми – игра, театрализованные экскурсии – путешествия и продуктивная деятельность.

Задания для детей были составлены так, чтобы каждый ребенок был способен выполнить их, но каждый на своем уровне. Таким образом, проект направлен на личностно – ориентированное  обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

В ходе реализации проекта воспитанники использовали полученные умения, знания и навыки в различных видах детской деятельности: изготавливали макеты и поделки, отражали в продуктивной деятельности характерные особенности народных промыслов, инсценировали русские народные сказки, проводили элементарные опыты с природными материалами (глина, солома, дерево), составляли описательные рассказы по предметам быта, одежды, народных изделий. Придумывали сказки;  использовали устное народное творчество в игровой и коммуникативной деятельности.

В ходе занятий-игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее.

Свои впечатления дети выражают в рисунках, лепке, поделках.

В процессе проектной деятельности дети погружались в прошлое русского народа: разучивали потешки, поговорки,  заклички; играли в русские народные игры, знакомились с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми изготавливали макеты и поделки по теме проекта; принимали участие в фольклорных праздниках. Как вершина творческого достижения дошкольников – участие в постановке театрализованного представления «В гостях у тетушки Аленушки», в котором представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Успех реализации проекта был достигнут потому, что педагоги обладали определенным объемом  знаний по истории России.

Для педагогов были проведены консультации по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма», «Семейный уклад в русской деревне».  

В рамках работы над проектом воспитатели разработали конспекты экскурсий, бесед, игр.

Педагоги использовали технологию работы с дошкольниками, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей работы фантазии, воображения. Педагоги сделали вхождение в прошлое страны для детей интересным, занимательным.

Реализация проекта велась в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей группы «Приобщение детей к истокам русской культуры»; организованы фотоконкурсы «Домик в деревне» и «Как я провел лето»; для мам и бабушек была организована выставка «Из бабушкиного сундука». Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении экспозиций мини-музея. Многие родители вместе со своими детьми посетили музей этнографического костюма на куклах и Центральный музей древнерусской культуры и искусства.

До работы над проектом дети имели слабые представления о  жизни людей на Руси в прошлом.  

Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре. В ходе проекта дети получили возможность практического применения предметов домашнего обихода. После проекта дошкольники получили обширные знания об устройстве русской избы и быте крестьян. У детей  расширился и обогатился словарный запас. Проект стимулировал развитие творческих способностей воспитанников.

Атмосфера мини-музея «Русская изба» позволяет дошкольникам впитывать в себя народную мудрость, воспитывать доброту, любовь к Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

              Конспект занятия в подготовительной к школе группе «В гости к хозяюшке»

                                            Занятие проводится в «Русской избе».

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в нашу избу!

                     Наша изба ровно тепла,

                     Домом жить – не лукошко шить,

                     Дом вести – не лапти плести.

Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

                       Она прибирает,

                       Она подавает,

                       Одним одна за всех отвечает.

Не хочешь ли, Хозяюшка, наши загадки про твою избу послушать?

Дети: Стоит копна

           Вся в дырках,

           На копне гора,

           Из горы дым идет. (изба)

Хозяюшка: Вот вам моя отгадка:

                    Стоит бычище –

                    Проклеваны бочища.

Дети: Дарья да Марья

          Друг на друга глядят. (пол, потолок)

Хозяюшка: Ой, да это те два братца,

                    Которые глядятся,

                    А вместе не сойдутся!

Дети: Набита пухом.

          Лежит под ухом. (подушка)

Хозяюшка: Ах, вот она:

                    Два брюшка, четыре ушка.

Кто будет играть в интересную игру? Солнце разгорается, игра начинается.

                                            Игра «С бубном»:

Считалка: Ты катись, веселый бубен,

                   Быстро, быстро по рукам.

                   У кого веселый бубен,

                   Тот загадку скажет нам.

Ребенок, у которого в руках оказывается бубен, загадывает загадку, остальные дети ее отгадывают.

                                    Слышится чихание из мешка.

Хозяюшка: Кто, ребята, из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся, поиграть с вами хочет.

Воспитатель: Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке – бобы, горох?

Хозяюшка: Что за чудо

                    Скок да скок

                    Гляньте, тронулся мешок!

                                      Мешок шагает по избе.

Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорее мешок держите!

Давайте развяжем мешок да посмотрим, что он нам сегодня приготовил.

                                     Открывает мешок. Он пуст.

Что-то он пуст. Что же он хочет?

Мешок: Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.

                       Дети загадывают загадки, Хозяюшка складывает отгадки в мешок.

Ребенок: Черная, на длинной ручке,

                 С загнутым носом,

                 Всегда мешает угли в печи. (кочерга)

Хозяюшка: Ах, так это черный конь,

                    Что скачет в огонь! (берет кочергу и кладет в мешок)

Ребенок: Толстый, пузатый

                 Стоит и пыхтит. (самовар)

Хозяюшка: Сверху – дыра,

                    Снизу – дыра,

                    А посередине – огонь да вода! (кладет самовар в мешок)

Ребенок: Стоит на деревянных ногах,

                Всю комнату занял. (ткацкий станок) (в мешок складывают игрушечный станок)

Ребенок: Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею? (веретено) (в мешок кладут веретено)

Ребенок: Маленький, горбатенький все поле обскакал,

                Домой прибежал, весь год пролежал. (серп) (в мешок кладется серп)

Ребенок: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (печь)

Хозяюшка: (подходит к печи и гладит ее) Мать толста, дочь красна, сын – сокол под небеса ушел. (обращается к мешку) Вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок из печки.

                                     Мешок кивает, потом раскачивается из стороны в сторону.

Что-то он хочет сказать! (Хозяйка слушает его) Повеселить ребят хочет пляской.

                                                  Пляска мешка вместе с детьми

                              Хозяюшка вынимает из мешка стержень карусели.

Мой веселый мешок предлагает поиграть в игру «Пирог».

                                                          Игра «Пирог»:

 

По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:

Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

Экий он мягонький. (руками гладят живот)

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».

 

Хозяюшка: А сейчас, гости дорогие, прошу всех к столу, откушать горячих пирожков.

             

                                                                                                                                  Приложение 1

   

                                    План реализации проекта «Русская изба»

 

                      Мероприятия проекта

         Ответственные

1 этап – подготовительный:

1.Консультации для педагогов:

«Народные праздники и обычаи», «Семейный уклад в крестьянской семье».

2.Пополнение коллекций мини-музея «Русская изба»

3.Организация выставки «Наша Родина – Россия»

4.Оснащение педагогического процесса методическими пособиями по теме проекта

5.Организация выставки «Из собраний Третьяковской галереи»

2 этап – основной:

1.Двигательная деятельность:

Русские народные игры (подвижные, хороводные, обрядовые)

2.Игровая деятельность:

*Театрализованные игры «Морозко», «По щучьему велению»

*Драматизация «Пузырь, соломинка и лапоть»

*Сюжетные «Семья», «Как на нашем на дворе»

*Дидактическая игра «Подбери и опиши»

3.Продуктивная деятельность:

*Лепка из соленого теста «Хлеб – всему голова!»

*Рисование по мотивам дымковской, гжельской и филимоновской игрушки

4.Чтение художественной литературы:

*Чтение русских народных сказок и былин

*Разучивание  русских народных потешек, пословиц, песенок

5.Музыкально-художественная деятельность:

*Слушание и пение русских народных песен

*Исполнение народных плясок

6.Познавательно-исследовательская деятельность:

*беседа «Устройство русской избы»

*игра-путешествие «Как жили люди на Руси?»

*интегрированное занятие «В гостях у народных мастеров»

*экспериментирование «Свойства глины, дерева, соломы»

7.Коммуникативная деятельность:

*Составление описательных рассказов по предметам старинной одежды и посуды  

*Придумывание сказок

8.Труд:

*Изготовление макетов «Дома на деревенской улице»

9.Взаимодействие с родителями:

*Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

*Экскурсии в музей этнографических костюмов на куклах

*Выставка «Из бабушкиного сундука»

*Фотоконкурс «Домик в деревне»

*Изготовление макетов «Горница», «Как у наших у ворот»

*Сбор экспонатов для мини-музея «Русская изба»

3 этап – заключительный:

* Презентация проекта

*Фольклорный праздник «В гостях у тетушки Аленушки»

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Воспитатели

Старший воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

 Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели

Список литературы:

1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.

2.Калашникова Н.М. «Народный костюм». – М., «Сварог и К», 2002.

3.Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». – М., «Сфера», 2006.

4.Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс», 1998.

5.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с.с. 83 - 140 .

6.Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.

7.Кульчинская Н.Л. «Русь. Альбом для развития творческих способностей дошкольников и младших школьников». – М., «Гном и Д», 2001.

8.Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». –  СПб., «Детство-Пресс», 2004.

9.Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003, с. 66.

10.Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М., «Элизе трейдинг», 2004.

11.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.

12.Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников). Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей». – М., «Гном-Пресс», 2000, с.15; с.24.

13. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа, конспекты занятий, сценарии праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». – СПб., «Детство-Пресс», 2009, с. 126; с. 170.

14. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей». – М., «Сфера», 1998, с. 102.

15. «Российский этнографический музей – детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». Авторский коллектив. – СПб., «Детство-Пресс», 2001, с. 37, с. 55; с. 83.

16. «Русский праздничный народный костюм». Редактор-составитель Дорофеев Ю. – М., «Мозаика-Синтез».

17.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребенка в русских традициях». – М., «Айрис-Пресс», 2003.

18.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба…». – СПб., «Детсво-Пресс», 2004.

19.Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание». – М., «Прометей Книголюб», 2003, с. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА

Цель:          Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...

ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Хуторок – история русского быта»

Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа....

Досуг по ознакомлению дошкольников с историей русского быта «Красна изба углами!» (старшая группа).

Данный материал может быть использован педагогами вне основной учебной деятельности или на занятиях в объединении дополнительного образования....