Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой русская народная сказка «Сивка-Бурка» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование эмоционально-образного восприятия сказки «Сивка-бурка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_skazka_sivka-burka.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой русская народная сказка «Сивка-Бурка» старшая группа
Автор: Бондаренко Наталия Валерьевна
Организация: ГБДОУ д/с №32 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Цель: Формирование эмоционально-образного восприятия сказки «Сивка-бурка»
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками,
- продолжать формировать и совершенствовать связную речь.
- Учить подбирать синонимы, антонимы: послушный– непослушный, трудолюбивый- ленивый, добрый-злой, смелый- трусливый
- Формировать представление об основных особенностях русских народных сказок: зачин, троекратность, конец.
- Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Послушному сыну отцов приказ не в тягость»
Развивающая:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением
- вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.
- развивать умение вступать в диалог с взрослым и сверстниками;
- развивать инициативу и самостоятельность в общении;
Воспитательная:
- Воспитывать желание слушать сказки (на примере русской народной сказки «Сивка – Бурка»), сопереживать героям произведения;
- воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
- Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела
Материал: текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, разрезные картинки, атрибуты к сказке (лукошко, веревка с петлей – аркан, кольцо, несколько предметов из других сказок) , изображение лошадей (сивая, бурая, каурая, иллюстрация Сивка-бурка), изображение картины М.В. Васнецова «Сивка-бурка», изображение бабушки, рассказывающей сказки.
Предварительная работа: Основная часть сказки читается заранее, до слов «На третий день братья поехали на праздник…». Словарная работа с архаизмами
Организационный момент
Ход занятия:
В.:- Здравствуйте дети! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.
Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «волшебный клубочек». Нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени.
Волшебный клубочек подарил нам хорошее настроение. Он к нам пришел из сказки.
Ребята, а вы любите сказки?
Ответы детей
Вводная беседа
В.: А как вы думаете, откуда берутся сказки?
Ответы детей
В.: (обобщая ответы детей) Когда-то, давным-давно на Руси не было ни книжек, ни интернета, ни телевизора, вечерами дети собирались около бабушек и дедушек и они им рассказывали сказки. Потом дети вырастали и рассказывали сказки своим детям. Народ их передавал «из уст в уста»- как раньше говорили. Устами называли губы. Как называются сказки, которые придумал народ?
Ответы детей
В.:(обобщая ответы детей)
Загадка
В.: Ребята, отгадайте загадку, которая поможет вам вспомнить одну русскую народную сказку
1.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
Ответы детей
В. А как вы догадались? Какие слова вам подсказали? Повторите их. Мы начали с вами читать эту сказку.
А кто такой Сивка-бурка?
Ответ детей
В.: Ребята, а вам понравился Иванушка? Какие качества вам в нем понравились? (характеристика характера) Какие его поступки?
Ответы детей
Игра-антонимы Клубочек
В.: Иван был трудолюбивый, а его братья…(ленивые)
Смелый-…(трусливые)
Умный-….(глупые)
Послушный- ….непослушные
В.: есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете? А как вы думаете, к какому герою сказки она относится и почему?
Ответы детей
Словарная работа
В.: А как вы думаете, почему коня звали Сивка-Бурка»? Давайте послушаем, как про него написано в сказке. «Одна шерстинка золотая, одна-серебряная».
- Сивый — это означает «серый» или «седой»; (картинка)
- Бурый — о нем говорится как о «черном цвете с красноватым отливом»; (картинка)
Мы назвали часть имени. Давайте вспомним, как полностью звали коня
Сивка-бурка вещий каурка
- Каурый — это «светло-каштановый и рыжеватый без видимых пятен».
- Вещий – умеющий разговаривать
Давайте повторим вместе
А как вы думаете, может ли быть Сивка-бурка на самом деле? А чем еще отличается сказочный конь от настоящего?
Ответы детей
Ребята, а вы запомнили, какое заклинание надо было сказать, чтобы вызвать коня? Сколько раз?
Ответы детей
В.: Предлагаю вам поиграть (встаем)
Речевая игра.
- Давайте позовем Сивку-бурку разными способами.
Сложим руки рупорм и позовем громко и четко
А теперь , приложите палец к губам и попробуем шепотом)
В.: « Прибежал Сивка- бурка и встал, как вкопанный,»
Как вы думаете, а что это значит?
Ответы детей
В.: (обобщая ответы детей) А давайте попробуем, сможете ли вы так сделать.
Подвижная игра
(движение друг за другом, медленно, высоко поднимая колени, ускорение темпа,2-3 раза
Один ребенок-Иванушка выбирает себе коня.)
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет, по полям
Тут и там! тут и там!
Раз, два, три – замри.
Чтение
В.: А хотите узнать, чем закончилась сказка? Тогда давайте сядем в кружок, и я вам прочитаю. Помните, на чем мы с вами остановились? Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос чему нас учит эта сказка?
(дочитывается окончание сказки)
Анализ восприятия
В.:Понравилась вам сказка?
Чем она закончилась? Кто герои этой сказке? (выкладываются оставшиеся картинки)
Давайте вспомним с чего она началась? (с опорой на иллюстрации и вопросы)
Ответы детей
Троекратность
В.: Ребята, давайте проверим вашу внимательность. В русских сказка очень часто повторяется одно число. Какое?
Ответы детей (если дети затрудняются с ответом воспитатель задает вопросы, если ответ есть, то давайте проверим)
Сколько было у отца сыновей? Сколько ночей охраняли поле? Сколько раз надо свиснуть, чтобы появился конь? Сколько раз Иванушка ездил ко дворцу царевны?
Ответы детей
Атрибуты из сказки Игра «Найди лишнее»
В.: Ребята, у меня есть для вас задания. перед вами предметы. Какие из них не встречались в сказке «Сивка-бурка»?
дети убирают лишние предметы, один ребенок перечисляет оставшееся предметы
В.: Почему вы решили, что в сказке была пшеница? – Иван ее охранял, стерег
Напомните, кто пользовался лукошком и для чего – Иван ходил за грибами
А веревка для чего была нужна - Сивку поймать
А где и как (с чьей помощью) Иван добыл кольцо - Допрыгнул на коне
А как Ивана узнала царевна - по кольцу.
Разрезные картинки
Ребята , вам надо поделится на две команды. Каждая команда должна собрать свою часть сказки. (работа с разрезными иллюстрациями)
Дети выполняют задание.
В.: Подскажите, где начало, а где конец сказки? А как вы догадались?
Какими словами начиналась сказка? Ребята, а вы помните, каким словом называют начало русской народной сказки?
Ответы детей
В.: (если нет ответа, подсказать – зачин, попросить повторить)
В.: Какими словами закончилась сказка? А какими словами еще заканчиваются русские народные сказки?
Ответы детей
В.: А теперь самый главный вопрос, как вы думаете, чему нас учит эта сказка?
Ответы детей
В.: (обобщая ответы детей) Родителей надо слушаться, надо не бояться работать, трудится (работа с пословицами и поговорками)
- Доброе дело без награды не останется
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость
В.: Вот и нашей сказочке конец, а кто слушал-молодец! Вы у меня сегодня большие молодцы! И наше путешествие по русским народным сказкам только начинается. А я предлагаю вам дома нарисовать, что вам понравилось в этой сказке.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)
Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы. Русская народная сказка "Снегурочка"
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....
Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Русская народная сказка «Сивка – Бурка».
Цели:· Образовательные:1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка - Бурка»;2. учить д...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....
КОНСПЕКТ по ознакомлению с художественной литературой Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой “Заюшкина избушка”.Задачи: Ø Продолжать приучать детей внимательно слушать литературные произведения и эмоциональ...
Конспект НОД чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Старший дошкольный возраст.
Конспект НОД чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Старший дошкольный возраст.Выполнила: воспитатель Сорокина А. А....