Семинар-практикум на тему: «Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси» воспитателя старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ямалеева Наталия Александровна

Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_evolyuts_transporta_1_1.docx90.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему: «Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси» воспитателя старшей группы Ямалеевой Н.А.

Тема: «Методика ознакомления дошкольников с эволюцией транспортных средств на Руси».

Вступление: Приветствие коллег. Анонсирование небольшой исторической справки, по части истории развития транспорта, прежде чем перейти в детальному разбору методологии преподавания заданной темы (в формате презентации).

Цель: Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи  

Образовательные
1) Ознакомление дошкольников с историей транспорта в России, в том числе с некоторыми русскими изобретателями;
2) Знакомство с видами существующего  транспорта и целями его использования (предназначения);
3) Формирование  понимания у детей, что многие технические изобретения впервые  были придуманы русскими учеными.

Развивающие
1) Развитие фантазии ребенка в рамках раскрытия темы деятельности изобретателей техники через дидактические и подвижные игры;
2) Развитие речи ребенка в ходе обсуждения сказок (рассказов) на тему русского транспорта;
3) Развитие мелкой моторики при выполнение творческой работы: рисунок/аппликация/поделка/лепка

Воспитательная 
1) Создание условий для работы в команде, в парах.

Прежде, чем приступать к изучению методологии преподавания заданной темы по возрастам, озвучивается момент, что объем информации и сроки изучения этой информации определяются непосредственно педагогом, основывающегося на уровне развития и заинтересованности дошкольников.

Возраст

Цель

Предметное изучение

Особенности

Младший возраст

Знакомство с историей транспорта

Сани,
повозка/телега (гужевой транспорт),
современная машина с мотором

Рассматриваем последователь-ность: сначала были  полозья, заправленные животными (лошади, олени, мулы, быки, собаки) – затем повозка на колесах, заправленная животными – в итоге мы имеем современный автомобиль с мотором

Средний возраст

Знакомство с:
1) историей транспорта;
2) видами транспорта, в т.ч.
- рельсовый
- безрельсовый
- водный

+
ладья и
паровой поезд

Добавляется ладья – первый водный транспорт на Руси и рельсовый транспорт – паровой поезд.
Приведение примеров современного поезда, корабля и машины.

Старший возраст

Знакомство с:
1) историей транспорта;
2) видами транспорта;
3)разновидностью транспорта в зависимости от его предназначения;

4) учеными-изобретателями

++
Виды транспорта:
- наземный,
- подземный,
- водный,
- рельсовый,
- воздушный (самолет/
вертолет);
Группы транспорта:
- легковой (легковая машина),
-пассажирс-кий (трамвай/
автобус),
- грузовой (грузовик),  
- специальный
(машина скорой помощи, пожарная машина и т.д.)

Добавляется:
- воздушный транспорт; понятия разновидности
- легкового,
- пассажирского,
- грузового  
- специального транспорта.  Добавляются 1-2 имени русских изобретателей.

Подготовительный возраст

Знакомство с:
1) историей транспорта;
2) видами транспорта;
3)разновидностью транспорта в зависимости от его предназначения;

4) учеными-изобретателями

+++
- космический корабль

- Добавляется космический транспорт, как разновидность воздушного.
- Добавляются больше имен русских изобретателей
(2 – 4)

Материалы, для проведения занятий:

  1. Литература для детей
  1.  «Что было до…» (игры путешествия в прошлое предметов)
    Дыбина О.В. (3-7 лет)
  2. «Едем, плаваем, летаем» Арон К. и Сахарнов С.
  3. «Время моих почему. Транспорт. Энциклопедия», Оникс 2014
  1. ДИ

2.1 настольная игра «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» (5-9 лет)

2.2 Рыжий Кот Настольная игра Школа малыша «Транспорт»
2.3 Настольную игра-ходилка «Фотовикторина. Транспорт»

  1. Подвижные игры и разминки
    3.1 Логоритмическая игра «Самолет»
    3.2 Упражнение-игра «Санки»
  2. Творческие работы
    4.1 Машинки из спичечных коробков и бумаги;
    4.2 Аппликация «Воздушный шар»
  3. Методическая литература
    5.1 «Дошкольникам о транспорте и технике» Е.А. Алябьева
  4. Конструирование

         
  5. Тетради: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет,
    Альбом 3, Н.Э. Термоковой содержат раздел «Транспорт»

Биографическая краткая справка об ученных-разработчиках
(в формате презентации).

Для проведения практической части семинара, слушатели делятся на 4 группы дошкольного возраста. «Игра изобретатели». Каждой группе дается задание придумать и построить транспорт (любой) из предоставленного материала:
- мл.возр.: большие поролоновые кубы
- сред.возр.: напольный конструктор «Томмик»
- старш.возр.: конструктор среднего размера
- подготов.возр.: настольный конструктор «Томмик»
(очень здорово для проведения таких игр давать детям атрибутику маленьких ученых: очки, халаты, перчатки и т.д., если есть такая возможность).
По итогу выполнения задания дети рассказывают о своих творениях отвечая на вопрос: как называется созданный ими транспорт? что это за транспорт? Что он может? Кого он перевозит? Что он перевозит? Для чего он нужен? Хотелось бы еще что-нибудь добавить этому творению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Консультация для воспитателей на тему "Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой"

редварительный просмотр: Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой» Актуальная проблема современного общества — приобщение детей ...

Консультация на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает дет...