Проект «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»
проект (старшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

проект по нравственно - патриотическому воспитанию разработан детьми старшей группы, их родителями и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narody_kraya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка»

Проект

«Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Номинация: «Родной свой край люби и знай!»

                                                         

                                                         

Автор проекта: воспитатель

                                                  старшей группы

«Веселые человечки»

                  Паршина Т.В.

Лесосибирск, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Информационная карта проекта

3

Актуальность проекта

5

Цели и задачи проекта

5

Содержание проекта

6

Алгоритм  реализации проекта

7

Перспективы развития и возможности использования проекта

8

Список использованной литературы

9

                         

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта

«Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Автор и руководитель проекта

Паршина Татьяна Валерьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка»

Территория, представившая проект

 Г. Лесосибирск, Красноярский край

Юридический адрес организации

662543 Красноярский край, г. Лесосибирск,

ул. Белинского 5

Название организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Улыбка» г.Лесосибирска»

(далее МБДОУ «Детский сад № 7»)

Телефон (факс)

8 (39145) 6-29-15

Цель проекта

создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями.

Задачи проекта

  1. Сформировать у детей целостную картину о жизни малочисленных народностей  нашего края; бытом и традициями. Создать условия для получения знаний о коренных народах края;
  2. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умения добывать знания; способствовать расширению кругозора детей;
  3. Воспитывать уважительное отношение к малочисленным народностям нашего края, их традициям;
  4. Привлечь родителей к совместной реализации проектных идей, мероприятий.

Актуальность проекта

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края». Данный проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Ожидаемые результаты

1. Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края - дети обладают развитым интеллектом, который реализуется в разных видах исследовательской и творческой деятельности, в интеллектуальной игре, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения той или иной задаче; дети склонны наблюдать, экспериментировать.

2. Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми - дети участвуют в совместных видах деятельности, творческих начинаниях, имеют навыки работы с различными источниками информации.

3. Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру, выполняют поставленные задачи, контролируют собственные действия - способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты; способны к принятию собственных познавательных и творческих решений, опираясь на свои знания и умения.

4. Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению - проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах.

Сроки реализации

с 14.01. по 28.01.2020 года

Механизм реализации

I. Информационно-накопительный

- Изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ информации взрослыми и детьми.

II. Организационно-практический

- Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края»;

- Оформление альбома  «Народы Красноярского края»;

- Выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет» (совместно с родителями);

III. Завершающий

- Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;

- Презентация альбома «Малые народы Красноярского края»

- Оценка этапов реализации проекта детьми;

- Подведение итогов;

- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Место реализации

МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Лесосибирска

Актуальность проекта.

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект по этой теме.

Проблема. Принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства является основополагающим принципом в законе «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования ,  поэтому изучение дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных. Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет. Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

Целью проекта является создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями.

Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач:

  1. Сформировать у детей целостную картину о жизни малочисленных народностей  нашего края; бытом и традициями. Создать условия для получения знаний о коренных народах края;
  2. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умения добывать знания; способствовать расширению кругозора детей;
  3. Воспитывать уважительное отношение к малочисленным народностям нашего края, их традициям;
  4. Привлечь родителей к совместной реализации проектных идей, мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Направления проектной деятельности:

- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов о городах Красноярского края.

- Технологический блок: создание альбома «Малые народы Красноярского края».

- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы и социальным миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность).

 

Методы проекта:

-словесные  -  беседа «Наш край»; рассказ ребенка о поездке в краеведческий музей г. Красноярска, дискуссия «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»;

-наглядные - рассматривание с детьми фотоальбома «Сибирь», рассматривание и описание кукол в национальной одежде; демонстрация достопримечательностей Красноярского края; виртуальный тур по музею г. Дудинка.

-практические - оформление альбома  «Народы Красноярского края», выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет» (совместно с родителями);  оформление и презентация альбома «Малые народы Красноярского края»;

продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические) - изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ информации взрослыми и детьми.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

- данный проект будет проводиться в течении двух недель с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;

- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

- самостоятельной детской деятельности;

- деятельности детей и родителей.

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Краткое описание деятельности

Перечень продуктов по реализации проекта

I этап Информационно-накопительный

(с 14.01. по 20.01.2020)

 Сбор и анализ информации при изучении методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по краеведению взрослыми и детьми.

Готовая информация для альбомов «Путешествие по родному краю», «Малые народы края»

Организация деятельности группы.

План работы, сбор практического и методического материала

Мониторинг знаний детей о Красноярском крае, о народах, проживающих в нем.

 Анкетирование детей, аналитическая справка

Разработать план мероприятий на 2 практический этап.

План мероприятий

II этап Практический

(с 21.01. по 27.01.2020)

Изготовление альбома «Малые народы Красноярского края»

Презентация, сообщение, картинки.

 

Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края»

Конспекты НОД

Рисунки и аппликации на тему «Красноярскому краю 85 лет»

Выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет» (совместно с родителями)

Лепка, рисование, оригами на тему «Достопримечательности Красноярского края»

Выставки для родителей, фотоотчёт

Оформление альбома «Малые народы Красноярского края»

Информационный альбом для детей старшего дошкольного возраста «Малые народы Красноярского края»

Разработать план мероприятий на 3 этап

 План мероприятий

III этап Обобщающий (Завершающий)

(28.01.2020 года)

Оформление выставки продуктов детской деятельности

 Выставка продуктов детской деятельности

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Подведение итогов

Презентация проекта, отчёт о проделанной работе

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Аналитическая справка

ЦЕЛЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатель (результат-эффект)

Критерии

Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края

Обладает развитым интеллектом, которое реализуется в разных видах

исследовательской и творческой

деятельности, в интеллектуальной игре,

задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными

связями, пытается самостоятельно

придумывать объяснения той или иной

задаче; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать

Сформированы коммуникативные навыки у

детей на основе сотрудничества со

сверстниками и взрослыми.

Участвует в совместных видах деятельности,

Творческих начинаниях, имеет навыки

работы с различными источниками информации

Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру,

выполняют поставленные задачи,

контролируют собственные действия

Способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,

адекватно проявляет свои чувства,

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

способен к принятию собственных познавательных и

творческих решений, опираясь на свои знания и умения.

 Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению

Проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»

Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»...

Презентация проекта «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Цель проекта -  создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями....

Практико-ориентированный подход в работе с детьми с нарушениями речи в дошкольном учреждении

В статье говорится о том, что коррекционная помощь детям требует поиска эффективных подходов, инноваций в работе. Одним из таких методов может быть использование практико – ориентированного подх...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Россия конца ХХ - начала ХХ! веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание свои...

"Любимые игры мой малой Родины" (Красноярский край)

Хороводные, подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваиват...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию. «Моя малая Родина Красноярский край, г.Лесосибирск» для детей старшего дошкольного возраста

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Основы патриотизма начинают формироваться в дошко...