Практико-ориентированный подход в работе с детьми с нарушениями речи в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике
В статье говорится о том, что коррекционная помощь детям требует поиска эффективных подходов, инноваций в работе. Одним из таких методов может быть использование практико – ориентированного подхода в работе, метода «Живого знания», при котором ребенку предоставляется максимальная возможность собственного экспериментирования, использования настоящих, неигровых действий, приобретения собственного опыта. Авторами приводятся примеры использования данного метода в работе с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Иванова К.В.
ГБОУ МО НШДС № 737
заместитель директора по УВР
ivksusha@yandex.ru
Елагина О.В.
ГБОУ МО НШДС № 737
учитель-логопед
Ключевые слова: инновация, развитие ребенка, коммуникация, развитие речи.
Key words: innovation, child development, communication, development of speech.
Краткая аннотация: В статье говорится о том, что коррекционная помощь детям требует поиска эффективных подходов, инноваций в работе. Одним из таких методов может быть использование практико – ориентированного подхода в работе, метода «Живого знания», при котором ребенку предоставляется максимальная возможность собственного экспериментирования, использования настоящих, неигровых действий, приобретения собственного опыта. Авторами приводятся примеры использования данного метода в работе с дошкольниками.
Коррекционная помощь детям с ОВЗ, в частности с нарушениями речи, требует постоянного поиска эффективных подходов, инноваций в работе. Мы обратились к этимологии слова «инновация», чтобы точнее передать смысл предлагаемых нами приемов. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление». Если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Для нас инновационные подходы – это движение в сторону большей продуктивности коррекционной работы.
Ребенок в современном мире окружен разного рода «суррогатами», «муляжами» окружающих предметов, которые используются в игре, в обучении, в повседневной жизни. Взрослые пытаются, по-возможности, «упростить» жизнь и обучение ребенка, нередко предлагая или подменяя реальные действия шаблонами или готовыми образцами. Такая подмена формирует примитивное или искаженное восприятие окружающего мира, и соответствующую речь. Нашей задачей было максимальное использование, там, где это целесообразно, «живых», настоящих предметов и «неигровых» действий с ними.
Научной основой практико-ориентированного подхода является понятие «Живое знание», разработанное В. Зинченко. «Живое знание» - это не просто соцветие разных знаний. В него входят действия (акты, события по его получению и использованию), память и отношение к знанию, представление о себе самом – знающем или незнающем. Можно живое знание охарактеризовать как «опытное» знание», которое мы закладываем в основу практико-ориентированного подхода в развитии и обучении детей с ОВЗ.
Для нас важно, чтобы ребенок в процессе развития максимально использовал свой собственный опыт при получении знаний. В работе с детьми мы стараемся, чтобы: акт получения знания ребенком порождал содержание этого знания, знание было целостным и реальным.
Формирование мироощущения ребенка связано с его богатым перцептивным опытом – у него развивается мотивация к познанию нового, формируется рефлексия к собственным достижениям.
Принцип практико-ориентированного подхода заключается в использовании реальных предметов, процессов, неигровых действий в наблюдении и познании окружающего мира, в активизации речевой деятельности ребенка там, где это возможно и обоснованно.
Такой подход необходим, так как демонстрационные материалы, предлагаемые детям, часто не отражают реальной действительности, многие игрушки не содержат развивающего начала, основаны на мультипликации, отражают окружающий мир в искаженном виде. Большинство детей в мегаполисе имеет смутное или искаженное представление о многих элементарных процессах, действиях. Мы считаем, что реальные предметы и осознанные, целенаправленные действия с ними дают правильный перцептивный опыт и порождают адекватную предметам речь. Приведем пример: при изучении ребенком реального предмета задействовано не только зрительное и тактильное восприятие, а также все органы чувств. В процессе манипуляций с ним у ребенка формируются базовые знания, основанные на его личном опыте и эмоциональном отношении. В настоящее время современная промышленность создает для детей любые заменители реальных предметов – игрушки, муляжи, которые не всегда соответствуют действительности. При работе с ними у детей органы чувств получают неполную, искаженную информацию, следовательно, перцептивный опыт оказывается недостаточно полным, неточным и тоже искаженным. При восприятии предмета на картинке «работает» только зрительное восприятие и воображение, которое являясь одним из высших психических процессов, у детей с ОВЗ имеет свои особенности. Следовательно, полученные знания с помощью картинки или муляжа крайне бедны и непрочны.
Изучение доступных «некартинных» предметов окружающего мира, изучение свойств предметов (опыты, экспериментирование), трудовая деятельность, изучение традиций и предметов искусства, формирование социальных навыков в реальных условиях - это области, в которых мы применяем практико-ориентированный подход.
Определяя принцип и области применения нашего подхода, мы выдвигаем ряд коррекционно-развивающих задач, которые эффективно решаются в процессе организованной деятельности с детьми:
- Сформировать у детей знания о предметах, их свойствах и явлениях окружающей среды в условиях, приближенных к реальным.
- Развивать познавательный интерес в процессе организованной деятельности.
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка, развивать речевую коммуникацию.
- Развивать зрительные, слуховые, тактильные ощущения детей, координацию движений, моторику.
- Развивать высшие психические функции и эмоционально-волевую регуляцию.
Внутри каждого направления работы определяются наиболее значимые задачи по развитию речи детей. В процессе изучения объектов окружающего мира (это могут быть неживые объекты – природный и другой материал, живые – растения, животные, натуральные бытовые предметы, продукты, предметы искусства) происходит накопление и активизация словарного запаса детей (номинативного и глагольного словаря, словаря признаков). Рассматривая изучаемые объекты, дети учатся правильно согласовывать различные части речи (существительные и прилагательные в роде и падеже, существительные с числительными и др.), правильно выстраивать предложно-падежные конструкции в условиях, приближенных к естественным.
В процессе изучения свойств предметов в опытно-экспериментальной деятельности важным является развитие глагольного словаря и словаря признаков. Детям наглядно демонстрируется работа по словообразованию и словоизменению (приставочное образование глаголов, изменение глаголов по категориям, образование прилагательных в сравнительной степени...) Делая выводы и заключения, в реальных условиях общения, дети стараются правильно строить простые и сложные предложения, развивается связная речь.
Одним из эффективных способов формирования познавательного интереса и развития речи является организация детской трудовой деятельности. В процессе трудовых действий происходит накопление и активизация словаря, работа по словообразованию и словоизменению, в естественных условиях формируется фразовая и связная речь. Особо важным является развитие у детей эмоционально-волевой регуляции.
Знакомство с национальными традициями и предметами искусства позволяет познакомить детей с новой, специальной лексикой, осуществить работу по интонационной выразительности речи, формировать гармоничное мироощущение ребенка, формировать положительное, толерантное отношение к окружающему.
В дошкольном возрасте начинается формирование социальных навыков. Дети впервые знакомятся с «устроенностью» общества – с профессиями и областями, обслуживающими потребности человека. Достаточно трудно организовать специальную деятельность в реальных условиях, но некоторые направления возможно осуществить в пределах детского учреждения. Этому способствуют экскурсии (например, на кухню, в медицинский кабинет, на почту, в аптеку, в библиотеку, парикмахерскую и др.), приглашение работников специальных служб (полиции, пожарных и др.). В процессе такого рода организованной деятельности происходит знакомство детей со специальной лексикой, осуществляется работа над правильным самостоятельным высказыванием, происходит речевая коммуникация в естественных условиях. У детей формируется правильное эмоционально-положительное отношение к специалистам разных профессий.
Особо важным мы считаем работу по развитию коммуникативных навыков, где ребенок использует речь по ее прямому назначению. Это возможно в ходе специально организованной деятельности для групп детей, где детям предстоит самостоятельно (с поддержкой взрослых) решать различные задачи в процессе общения друг с другом. В ходе такой деятельности происходит работа над диалогической и монологической формами речи, над интонационно-выразительными средствами речи, над письменной речью. Этому могут служить различные досуговые мероприятия с участием разных групп детей, информационный обмен с помощью писем и средств ИКТ и др.
Таким образом, мы считаем, что в основе коррекционно-развивающей работы в государственном учреждении необходимо использование практико-ориентированного подхода, что предполагает максимальное использование натуральных предметов и объектов, практическую деятельность, естественные условия, что позволяет сформировать у детей истинные знания, умения, навыки и правильную красивую речь.
Список использованных источников
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, «Искусство», М.1979 г.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.1986 г.
Психология развития / Под редакцией Т.Д. Марцинковской, Москва, 2014 г.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Практико-ориентированный семинар "Организация работы с детьми ОВЗ"
Практико-ориентированный семинар "Организация работы с детьми ОВЗ"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ POP IT В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с резин...
Использование POP IT в работе с детьми с нарушением речи в дошкольном учреждении.
В последнее время, всё более и более набирают популярность- игрушки антистрессы. И если пик резиночек, спинеров и сквишей мы пережили, то сейчас наступила пора ПопИт. Практически у каждого ребёнка уже...
Использование практико-ориентированного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебное электричество». (Использование цифровой лаборатории)
Цель.Знакомство детей с электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности.Образовательные задачи:Закрепить знание о происхождении электричества.Узнать правила получения статическо...