Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Поездка в Кубачи"
план-конспект занятия (старшая группа)

Программное содержание: Познакомить детей с традициями и обычаями даргинского народа. Развивать интерес к кубачинскому искусству, расширить знания о бытовых предметах, различать и называть элементы узоров кубачинских мастеров. Воспитывать интерес к различным видам музыкальной деятельности. Продолжать учить детей осваивать элементы танцев даргинской культуры. Закрепить знание национальностей народов Дагестана. Воспитывать патриотические чувства.

Материал: оформления гор, селения, кубачинская синяя комната, изделия из меди и серебра (кувшины, подносы, кинжалы, казан), платки, родник.

Пред.работа: чтение рассказов, стихотворений о кубачинском народе, об искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Дети входят в зал в национальных костюмах.

Здравствуйте!

М.Р. Здравствуйте! Садитесь на свои места.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем родном крае, о нашей республике.

М.Р. как называется наша Республика?

Дети. Наша Республика называется Дагестан.

М.Р. Что в переводе означает Дагестан?

Дети: Страна гор.

М.Р. Люди, какой национальности живут в нашей республике?

Дети: Аварцы, кумыки, лезгины, лакцы, даргинцы.

М.Р. Верно ребята, наша республика многонациональна.

М.Р. Сегодня я хочу поговорить о даргинском народе, об их искусстве, обычаях и традициях.

М.Р. Какие даргинские села вы знаете?

Дети: Цудахар, Леваши, Акуша, Сергокала, Кубани.

\

М.Р. Вот как много даргинских сел. А рассказать я вам хочу о селении Кубани.

М.Р. А, чем славится аул Кубани.

Дети: «Златокузнецами»

М.Р. А, давайте мы познакомимся поближе с их искусством.

Встает девочка и говорит: Ребята, моя тетя живет в селении Кубани и я приглашаю вас к ней в гости.

М.Р. Ну что ребята примем приглашение, поедим на экскурсию в аул Кубани. Дети Да.

Садятся в автобус парами и едут.

Там их встречает тетя Саида.

Ас- ссала малейкум гости дорогие.

Дети.Ва-алекумассслам.

Девочка обнимается с тетей.

Мы приехали на экскурсию.

Воспит. Я с удовольствием познакомлю вас с искусством Кубачи, с ее обрядами и традициями.

В древнее времена селение Кубачи называли по другому-Угбуг. Затем дали другое название -3ерехгеран, что означает в переводе «Царство кольчужников». Позж еэто селение получило название Кубачи, что тоже в переводе означает - «Оружейники».

В каждой кубачинской семье есть комната, где хранятся красивые изделия мастеров. Стены этой комнаты, по древней традиции, окрашены в синий цвет. Посмотрите, какие здесь изделия?

Дети. Кувшины, блюда, кинжалы, браслеты, кулоны, пояса.

Восп. Вот такие кувшины изготавливали мастера златокузнецы.

Я покажу вам фотографию одного из таких мастеров. Зовут его Расул Алиханов. Вот посмотрите он сидит в такой - же синей комнате, где много всяких красивых изделий.

Восп. Обратите внимание, вот на этот кувшин. Он называется «Мучал». В старину девушки с ним ходили за водой, но не у всех сохранились такие кувшины, поэтому сейчас за водой ходят с такими кувшинами. (Повторить с детьми название кувшина).

Восп. Если внимательно разглядеть эти изделия, то можно увидеть, что на них нанесены узоры. Что напоминают вам эти узоры?

Дети. Зверей, птиц, стебельки, цветочки, веточки.

Вот эти красивые изделия изготавливают в художественной мастерской, которая расположена высоко в горах. Пойдемте в эту мастерскую. Трудятся здесь не только мужчины - златокузнецы, но и женщины. Они также наносят узоры на кольца, браслеты, пояса. А еще они вышивали красивые платки, которые в Кубачах называют казы. (повтор с детьми).

Давайте, оценим их нелегкий труд, мальчики будут мастерами- златокузнецами, а девочки мастерицами.

(Рассаживаются).

Мальчик:

Чеканит ли мастер искусный узор

Чтоб золотом буквы его пламенели.

На ней восклицая и радуя взор

Искусство, которое красит наш дом.

(Молоточки - Кажлаева)

Мальчик :

Кинжал в руках глупца - нетерпелив

В руках у мудреца - нетороплив

 

(Танец с кинжалами)

 

Восп: Подходит к девочкам и говорит: Какие получились красивые узоры, оказывается и вы можете быть искусными мастерицами.

Девочка:

Тайна кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы мастера.

 

Восп.Вот такие красивые казы, девушки одевали на различные торжества, например на свадьбы, а самый красивый платок одевали на голову невесте. И по традиции невеста с подружками идет к роднику за водой. Чтобы ее жизнь была такой же чистой как родниковая вода.

(Танец с кувшинами).

Восп. Конечно, казы хороши

Вас украшают от души

Невеста в золоте сверкает

А кольца руки украшают

В невест все девочки играют и украшения примеряют.

(Игра -« Колечко»).

Вот так развлекается подружки невесты.

Мальчик:

Конечно, кольца хороши

Вас украшают от души,

Но есть еще браслеты, сережки и колье

Примите их в подарок,

Пусть радует вас всех.

(общий танец)

Ну, вот ребята вы и познакомились с традициями, и искусством Кубачи.

Девочка: Спасибо, тетя Саида за интересный рассказ.

До свидания, (едут и поют песню)

М.Р. Ну что ребята понравилось вам в селении Кубачи.

М.Р. Что в переводе означает Кубачи.

Дети: «Оружейники»

М.Р. А в древнее времена как называли это селение Дети :«Угбуг»

М.Р. Чем вы занимались в селении Кубачи.

Дети: Чеканили изделия. Вышивали платки

М.Р. Как называются эти платки.

Дети: «Казы»

А еще танцевали с саблями и с кувшинами.

Ну, вот ребята мы сегодня познакомились с обычаями и искусством даргинского народа.

На других занятия мы будем знакомиться с традициями и обычаями друг народов, а сейчас давайте споем песню о нашем родном крае, о гостеприимстве и дружбе.

Дети исполняют песню. Прощаются и уходят.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saida.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: Познакомить детей с традициями и обычаями даргинского народа. Развивать интерес к кубачинскому искусству, расширить знания о бытовых предметах, различать и называть элементы узоров кубачинских мастеров. Воспитывать интерес к различным видам музыкальной деятельности. Продолжать учить детей осваивать элементы танцев даргинской культуры. Закрепить знание национальностей народов Дагестана. Воспитывать патриотические чувства.

Материал: оформления гор, селения, кубачинская синяя комната, изделия из меди и серебра (кувшины, подносы, кинжалы, казан), платки, родник.

Пред.работа: чтение рассказов, стихотворений о кубачинском народе, об искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Дети входят в зал в национальных костюмах.

Здравствуйте!

М.Р. Здравствуйте! Садитесь на свои места.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем родном крае, о нашей республике.

М.Р. как называется наша Республика?

Дети. Наша Республика называется Дагестан.

М.Р. Что в переводе означает Дагестан?

Дети: Страна гор.

М.Р. Люди, какой национальности живут в нашей республике?

Дети: Аварцы, кумыки, лезгины, лакцы, даргинцы.

М.Р. Верно ребята, наша республика многонациональна.

М.Р. Сегодня я хочу поговорить о даргинском народе, об их искусстве, обычаях и традициях.

М.Р. Какие даргинские села вы знаете?

Дети: Цудахар, Леваши, Акуша, Сергокала, Кубани.

\

М.Р. Вот как много даргинских сел. А рассказать я вам хочу о селении Кубани.

М.Р. А, чем славится аул Кубани.

Дети: «Златокузнецами»

М.Р. А, давайте мы познакомимся поближе с их искусством.

Встает девочка и говорит: Ребята, моя тетя живет в селении Кубани и я приглашаю вас к ней в гости.

М.Р. Ну что ребята примем приглашение, поедим на экскурсию в аул Кубани. Дети Да.

Садятся в автобус парами и едут.

Там их встречает тетя Саида.

Ас- ссала малейкум гости дорогие.

Дети.Ва-алекумассслам.

Девочка обнимается с тетей.

Мы приехали на экскурсию.

Воспит. Я с удовольствием познакомлю вас с искусством Кубачи, с ее обрядами и традициями.

В древнее времена селение Кубачи называли по другому-Угбуг. Затем дали другое название -3ерехгеран, что означает в переводе «Царство кольчужников». Позж еэто селение получило название Кубачи, что тоже в переводе означает - «Оружейники».

В каждой кубачинской семье есть комната, где хранятся красивые изделия мастеров. Стены этой комнаты, по древней традиции, окрашены в синий цвет. Посмотрите, какие здесь изделия?

Дети. Кувшины, блюда, кинжалы, браслеты, кулоны, пояса.

Восп. Вот такие кувшины изготавливали мастера златокузнецы.

Я покажу вам фотографию одного из таких мастеров. Зовут его Расул Алиханов. Вот посмотрите он сидит в такой - же синей комнате, где много всяких красивых изделий.

Восп. Обратите внимание, вот на этот кувшин. Он называется «Мучал». В старину девушки с ним ходили за водой, но не у всех сохранились такие кувшины, поэтому сейчас за водой ходят с такими кувшинами. (Повторить с детьми название кувшина).

Восп. Если внимательно разглядеть эти изделия, то можно увидеть, что на них нанесены узоры. Что напоминают вам эти узоры?

Дети. Зверей, птиц, стебельки, цветочки, веточки.

Вот эти красивые изделия изготавливают в художественной мастерской, которая расположена высоко в горах. Пойдемте в эту мастерскую. Трудятся здесь не только мужчины - златокузнецы, но и женщины. Они также наносят узоры на кольца, браслеты, пояса. А еще они вышивали красивые платки, которые в Кубачах называют казы. (повтор с детьми).

Давайте, оценим их нелегкий труд, мальчики будут мастерами- златокузнецами, а девочки мастерицами.

(Рассаживаются).

Мальчик:

Чеканит ли мастер искусный узор

Чтоб золотом буквы его пламенели.

На ней восклицая и радуя взор

Искусство, которое красит наш дом.

(Молоточки - Кажлаева)

Мальчик :

Кинжал в руках глупца - нетерпелив

В руках у мудреца - нетороплив

(Танец с кинжалами)

Восп: Подходит к девочкам и говорит: Какие получились красивые узоры, оказывается и вы можете быть искусными мастерицами.

Девочка:

Тайна кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы мастера.

Восп.Вот такие красивые казы, девушки одевали на различные торжества, например на свадьбы, а самый красивый платок одевали на голову невесте. И по традиции невеста с подружками идет к роднику за водой. Чтобы ее жизнь была такой же чистой как родниковая вода.

(Танец с кувшинами).

Восп. Конечно, казы хороши

Вас украшают от души

Невеста в золоте сверкает

А кольца руки украшают

В невест все девочки играют и украшения примеряют.

(Игра -« Колечко»).

Вот так развлекается подружки невесты.

Мальчик: 

Конечно, кольца хороши

Вас украшают от души,

Но есть еще браслеты, сережки и колье

Примите их в подарок,

Пусть радует вас всех.

(общий танец)

Ну, вот ребята вы и познакомились с традициями, и искусством Кубачи.

Девочка: Спасибо, тетя Саида за интересный рассказ.

До свидания, (едут и поют песню)

М.Р. Ну что ребята понравилось вам в селении Кубачи.

М.Р. Что в переводе означает Кубачи.

Дети: «Оружейники»

М.Р. А в древнее времена как называли это селение Дети :«Угбуг»

М.Р. Чем вы занимались в селении Кубачи.

Дети: Чеканили изделия. Вышивали платки

М.Р. Как называются эти платки.

Дети: «Казы»

А еще танцевали с саблями и с кувшинами.

Ну, вот ребята мы сегодня познакомились с обычаями и искусством даргинского народа.

На других занятия мы будем знакомиться с традициями и обычаями друг народов, а сейчас давайте споем песню о нашем родном крае, о гостеприимстве и дружбе.

Дети исполняют песню. Прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме " Моя семья".

Конспект образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром потеме "Планета Земля-наш дом" и использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Жил – был слоненок» (II младшая группа)

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Жил – был слоненок»(II младшая группа)...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Прогулка к реке"

В процессе занятия дети знакомятся с речными камнями, их свойствами, учатся подбирать антонимы, быть дружелюбными, любознательными, развивают мелкую моторику рук, отгадывают загадки....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш дом» с детьми подготовительной к школе группы (образовательная область «Познание»)

Цель: Расширять представление детей о своём доме.Задачи:1.    Образовательные:-Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт ребёнок, количества этажей в доме; этажа, на котором н...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Наблюдение за осиной»

#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...