Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В конспекте представлены задания, игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_zime.docx | 97.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: Беседа о зиме
старшая группа
Разработала:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»
Чулюкова Светлана Михайловна
Тема: «Беседа о зиме»
Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о зиме: дни стали короткие, ночи длиннее, часто идет снег, мороз, дует холодный ветер (когда со снегом – буран, метель, поземка), наметает много сугробов, дети лепят снеговиков, играют в снежки, катаются с горки на санках и лыжах.
Задачи: Развивать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Упражнять в составлении рассказов по картинно-графическому плану. Активизировать словарь по данной теме.
Развивать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованными на картинках, пояснять свой выбор; для объяснения выбора использовать строки знакомых стихотворений и песен.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.
Закреплять умение выкладывать снежинку из мелкого материала (спички, семечки, разные семена) с целью развития мелкой моторики.
Развивать умение согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом.
Развивать уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Подготовка к образовательной деятельности:
Приготовить модели для беседы о зиме. Приготовить семена, спички, пластилин для выкладывания снежинок на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности:
1.Эмоциональное начало. Улыбнитесь гостям, друг другу, улыбнитесь мне.
- Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение».
Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Дети приготовили коньки, потому что...
Утром кругом было все белым-бело, потому что...
Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что…
На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что...
К вечеру намело большие сугробы, потому что...
На улице все падали и скользили, потому что...
С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что...
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что...
Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что...
Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что...
После снегопада машины не смогли проехать по дороге, потому что...
Трава зимой не замерзает, потому что...
Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что...
Дети любят зиму, потому что...
Дети не смогли слепить снеговика, потому что...
Ледяная дорожка не скользила, потому что...
3. Упражнение «Исправь ошибки».
- Наступило лето, и речка покрылась льдом.
- Наступила зима, и прилетели скворцы.
- Закончилась осень, и наступила весна.
4.Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима».
5. Вопросы к детям по содержанию стихотворения.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите зимние месяцы.
- Какие народные приметы вы знаете о зимних месяцах.
Декабрь - стужайло, год кончает – зиму начинает. Зимой дым столбом – к морозу. Шумит лес зимой – ожидай оттепели.
Январь – году начало – зиме середина. Солнце - на лето, зима – мороз. Январь два часа прибавит. Февраль – три часа прибавит.
6. Составление рассказа о зиме по моделям.
- Что можно сказать про солнце?
- Что можно сказать про небо, деревья, явления природы (буран, метель, поземка) – повторить 2 -3 раза индивидуально и хором.
- Как зимуют птицы? Как называют этих птиц? (зимующие). Почему?
Повторить 2 -3 раза индивидуально и хором.
- Как человек помогает птицам пережить холодное время года?
- Куда делись насекомые? Почему? Зачем?
- Как приготовились к зиме животные? (Еж, медведь, барсук, укладываются спать. Заяц, белка, лиса сменили шубку, сделали запасы на зиму).
- А люди сделали запасы на зиму?
- Какая погода зимой? ( Холодная, морозная, ветреная, снежная).
7. Подвижная игра «Снег — метель - вьюга».
По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
8.Чтение рассказа «Зима».
9.Предлагаю детям вспомнить, о чем сегодня говорили: о каком времени года. Расскажите о зиме по схеме.
10. Практическая деятельность. Предлагаю выложить снежинку из разного материала.
11.Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба».
Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.
У Зимы в лесу изба, Во все стороны резьба. Два столба хрустальных врыты, Сторожить поставлены. Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. На шесте, на ледяном Ходит ворон ходуном. | Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх. Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения. Ставят кулачок на кулачок попеременно. Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты. Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной. Указательный палец правой руки прикрывают ладонью левой. Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой. |
12.Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы».
Педагог читает стихотворение, а дети должны запомнить признаки зимы, описанные в этом стихотворении, и подобрать из предложенных картинок те, которые соответствуют данным признакам, описать картинки, используя монологическую речь, строки из знакомых стихотворений или песен, которые дети знают.
Зима
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна:
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика —
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны —
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.
13.Игра-имитация «Снеговик».
Выполнять движения руками, имитируя лепку снеговика, показывая его глаза, шляпу, нос, метлу.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза... шляпа... нос... метла,
Но солнце припечет слегка —
Увы! — и нет снеговика.
14.Итог.
- О чем сегодня говорили?
- Что понравилось?
- Что было трудно?
- А сейчас пойдем гулять на наш зимний участок и поиграем в снежки.
Литература.
1.Алексеева М.М.Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 2-е издание М.: Издательский центр Академия. 1998. – 400с.
2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.
3.Поваляева В.М. Справочник логопеда. М.А. Поваляева. – Ростов на Дону: Феникс. 2001. – 448с.
4. Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет). Тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. — 32 с.
5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. М.В.Тихонова – Спб: Детство – Пресс.2000.- 208с.
6.Чохонелидзе Т.А. Зима. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 32 с. (Конфетка). (26/1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»
Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин день"
В конспекте представлены методы и приемы для обобщения и систематизации знаний детей о птицах....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Путешествие в зимний лес»
Конспект НОД для дошкольников старшего возраста для формирования обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и неживой природы....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Птицы зимой».
Задачи:Обучающие:- формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.; -обогащать словарь по теме;-учить договаривать и по...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Птицы зимой».
Задачи:Обучающие:- формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.; -обогащать словарь по теме;-учить договаривать и по...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице»....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».
закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...