Конспект образовательного события "Чудесный мир бурятского фольклора"
методическая разработка (подготовительная группа)
формировать нравственные качества детей через восприятие произведений бурятского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_mir_narodnogo_folklora.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МБДОУ Заиграевский ЦРР-д/с «Улыбка»
Конспект образовательного события
«Чудесный мир бурятского фольклора»
подготовительная группа
«Цветные ладошки»
Старший воспитатель: Силина Т.Г.
Воспитатель: Сапожникова И.А.
Цель:
- формировать нравственные качества детей через восприятие художественной литературы.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием бурятского народного фольклора;
- развивать речь при пересказе сказок, повторении пословиц и поговорок, речевое умение, умение обсуждать поведение героев;
- усваивать нравственные нормы и правило поведения;
- закреплять умение отличать добро от зла, выбирать между хорошим и плохим поступком;
- поощрять, поддерживать и развивать стремление проявлять личностные качества;
- развивать умение пересказывать сказку при помощи мнемотаблиц;
- расширять и обогащать словарный запас у детей;
- развивать артистизм, умение передавать интонацию при чтении стихотворений, драматизации сказок;
- воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа, бережное отношение к традициям своего края
Предварительная работа: чтение народных и авторских сказок, беседа с показом иллюстраций об эпосе «Гэсэр», слушание аудиозаписи в исполнении хура, рассматривание и беседа по сказке «Волшебныйхур».
Материал:бурятский народный инструмент «хур», иллюстрации, мнемотаблицы к сказке «Волшебный хур», загадки,картинка с изображением хура, хадак (2 шт.), магнитофон, аудиозапись исполнения на хуре.Шапочки верблюда и мышки, серая ткань.
Ход занятия
- Звучит музыка. Входят Геля и Юля. Танцуют приветственный бурятский танец «С хадаком»
Воспитатель.
- Мы начали занятие приветственным танцем, т.к., во-первых, мы рады нашим гостям, а во-вторых, говорить мы сегодня будем о бурятском народном фольклоре, его особенностям и своеобразии.
Занятие наше будет проходить в форме устного журнала «Чудесный мир народного фольклора»
Первая страница нашего журнала «Кладовая народной мудрости»
- Давайте ребята, вспомним, какие пословицы и поговорки придумал бурятский народ о разных качествах человека.
(Дети говорят пословицы)
- Успех идет навстречу смелому;
- трус умирает тысячу раз, а храбрец - один;
- сильный телом победит одного, сильный духом – тысячу;
- трус и таракана принимает за великана;
- у скупого хозяина нож тупой;
- быстрому коню кнут не враг.
- бывает сабля молнии острее, бывают женщины мужчин умнее;
- без навыка и жердинку не перепрыгнешь;
- доброе имя подобно солнцу и луне;
- на чужбине и весна черна, на Родине и зимой земля цветет;
- на родной стороне и камушек знаком;
- кроме родины нет ничего.
- Молодцы, ребята! Много знаете бурятских пословиц и поговорок.
Вторая страница журнала «Найди отгадку в сказке»
Воспитатель:
Загадаю, ребятки, загадку –
Попробуйте ее угадать,
Если верной будет отгадка,
К нам сказка придет опять.
- Ребята, вы должны будете не просто отгадать загадку, но и назвать бурятскую сказку, в которой есть это животное и коротко ее рассказать .
Загадки.
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (ЗАЯЦ) (Есть пугливее меня)
- На даче их полно, не счесть…
В саду и даже дома есть.
Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришла из сказки.
Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек.
Вокруг темно, но ты не спишь -
Шуршит за тонкой стенкой … (МЫШЬ).(Мышиная история)
- Тебе, наверно, не в новинку,
Что тащит он домой травинку,
С которой трудно совладать.
Но, надо долг ему отдать,
Её он веса не боится -
Силён, малыш, как говорится.
В самом лёгком весе нет его сильней,
Рекордсмен по силе. Это - … (МУРАВЕЙ). (Муравей и змея)
- Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.(Баран) (Два барана и лиса)
- Молодцы, ребята! Все загадки и сказки угадали и назвали верно.
- А сейчас наша третья страница«Сказки-двойняшки»
Сказку, детки, в гости звали?
Сказку, детки, очень ждали?
Отгадайте же загадки –
Сказка вновь придет к ребяткам!
Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей.
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью ...(лисица)
Ребята, я буду читать вам отрывок из одной сказки, а вы мне назовете похожую сказку (читаю отрывок из бурятской народной сказки «Лисица-сваха»).
Читаю отрывок. «… Побежала лисица во владения Ангир Шара-мангатхая. Бежит она и видит: обочь дороги пастухи верблюдов пасут. – Скоро придет большое войско воевать с вашим хозяином Ангир Шара-мангатхаем, - обратилась лисица к пастухам. - Если вы скажете, что вы подданные богача Хинхуная, то никто вас не тронет. Если же про Ангир Шару вспомните, то вас убьют, а ваших жен и детей вместе со скотом в полон угонят. – Все сделаем, как ты велишь! – испугались пастухи. Побежала лисица дальше, встретилась с табунщиками.сказала им слово в слово то, что говорила пастухам верблюдов.
- Скажите ребята, какую знакомую сказку напоминает вам сказка «Лисица-сваха»?
Давайте сравним, какие эпизоды из сказок похожи и чем они отличаются?
Дети сравнивают сказку «Лисица-сваха» со сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах»
Физминутка «Весёлая зарядка»
Четвертая страничка нашего журнала «Волшебныйхур».
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что такое хур? Может кто-нибудь нам расскажет о нем?
Молодцы ребята, хур – это 2х-струнный смычковый бурятский народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный.
А теперь, давайте рассмотрим этот инструмент (картинку).Рассматривание, беседа.
Слушаем аудиозапись в исполнении хура.
Тише, детки не шумите!
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Где же прячется она?
А прячется она у нас в рисунках.
Сказку эту вы знаете, и рассказывать мы ее будем с помощью мнемотаблиц. Дети рассказывают сказку (2-3 ребенка, один начинает, потом продолжают другие)
Подвожу итог: эта сказка о том, как в борьбе со злом и несправедливостью в жизни всегда торжествуют добро, честность и талант.
«Если берешься за дело с охотой и любовью все получается хорошо и быстро».
«Здоровые, сильные должны заботиться о слабом, пострадавшем» - а как поступили братья из сказки?
Сколько хуров и для кого сделал парень?
Пятая страничка «Инсценировка сказки»
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали,
Сказка в гости уж пришла,
Сказка ждет нас детвора!
Сейчас наши ребята покажут вам бурятскую народную сказку «Мышь и верблюд» (Инсценировка сказки)
В заключение нашего занятия послушайте стихи.
Дети читают стихи Ульяна А., Ангелина З., Паша Н.
«А над юртой восьмистенной
Золотится луч по скату,
Не спеша старик согбенный
Нам рассказывает сказку
Как в семье простой и бедной
Смелый воин вырастает,
Он бесстрашно побеждает.
Мы сидим, в душе ликуя,
Все за правду принимаем.
На всю жизнь свою земную
Сказку мы запоминаем,
Словно нам открыла,
Веру в путь добра и света
Как давно все это было,
Как чудесно было это». Борис Сыренов (перевод Б. Дугарова)
«Знаю: от просторов Индостана
До степей далеких и тайги
По тропе забытой караванной
Кочевали сказки и стихи.
Вечер. Гаснут солнечные краски
И устами старца в Кижинге
Индия рассказывает сказки
На старобурятском языке.
И я верю в прошлое и в завтра,
А у сказки радостный конец
Говорят, кто знает наши сказки
Тот в любом столетии мудрец!» Борис Дугаров
Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы молодцы! На этом странички «Устного журнала мы закрываем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе.
Фольклор является богатейшим источником познавательно-речевого развития детей. Через фольклор дети...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Бурятский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликульту...
Парциальная программа "Бурятский фольклор"
Парциальная программа "Бурятский фольклор"...
Конспект НОД по обучению бурятскому языку в старшей группе на тему «Части тела». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.
Программное содержание:Цель: Дать понятие «части тела», на бурятском языке « Минии бэе». Формировать представления о частях тела, обогатить словарный запас де...
«Минии эбтэй бγлэ» образовательная деятельность по бурятскому языку
Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....
Бурятский фольклор
Бурятский фольклор...