Конспект образовательного события "Чудесный мир бурятского фольклора"
методическая разработка (подготовительная группа)

формировать нравственные качества детей через восприятие произведений бурятского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_mir_narodnogo_folklora.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МБДОУ Заиграевский ЦРР-д/с «Улыбка»

Конспект образовательного события  

«Чудесный мир бурятского фольклора»

подготовительная группа

«Цветные ладошки»

                                                  Старший воспитатель: Силина Т.Г.

                                                          Воспитатель: Сапожникова И.А.

Цель:

  • формировать нравственные качества детей через восприятие художественной литературы.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями  и своеобразием   бурятского народного  фольклора;
  • развивать речь при пересказе сказок, повторении пословиц и поговорок, речевое умение, умение обсуждать поведение героев;
  • усваивать нравственные нормы и правило поведения;
  • закреплять умение отличать добро от зла, выбирать между хорошим и плохим поступком;
  • поощрять, поддерживать и развивать стремление проявлять личностные качества;
  • развивать умение пересказывать сказку при помощи мнемотаблиц;
  • расширять и обогащать словарный запас у детей;
  • развивать артистизм, умение передавать интонацию при чтении стихотворений, драматизации сказок;
  • воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа, бережное отношение к традициям своего края

Предварительная  работа: чтение народных и авторских сказок, беседа с показом иллюстраций об эпосе «Гэсэр», слушание аудиозаписи в исполнении хура, рассматривание и беседа по сказке «Волшебныйхур».

Материал:бурятский народный инструмент «хур», иллюстрации, мнемотаблицы к сказке «Волшебный хур»,  загадки,картинка с изображением  хура, хадак (2 шт.), магнитофон, аудиозапись исполнения на хуре.Шапочки верблюда и мышки, серая ткань.

Ход занятия

  1. Звучит музыка. Входят Геля и Юля. Танцуют приветственный бурятский танец «С хадаком»

Воспитатель.

 - Мы начали занятие приветственным танцем, т.к., во-первых, мы рады нашим гостям, а во-вторых, говорить мы сегодня будем о бурятском народном фольклоре, его особенностям и своеобразии.

Занятие наше будет проходить в форме устного журнала «Чудесный мир народного фольклора»

Первая страница нашего журнала «Кладовая народной мудрости»

- Давайте ребята,  вспомним, какие пословицы и поговорки придумал бурятский народ о разных качествах человека.

(Дети говорят пословицы)

- Успех идет навстречу смелому;

- трус умирает тысячу раз, а храбрец  - один;

- сильный телом победит одного, сильный духом – тысячу;

- трус и таракана принимает за великана;

- у скупого хозяина нож тупой;

- быстрому коню кнут не враг.

- бывает сабля молнии острее, бывают женщины мужчин умнее;

- без навыка и жердинку не перепрыгнешь;

- доброе имя подобно солнцу и луне;

- на чужбине и весна черна, на Родине и зимой земля цветет;

- на родной стороне и камушек знаком;

- кроме родины нет ничего.

- Молодцы, ребята! Много знаете бурятских пословиц и поговорок.

Вторая страница журнала «Найди отгадку в сказке»

Воспитатель:

Загадаю, ребятки, загадку –

Попробуйте ее угадать,

Если верной будет отгадка,

К нам сказка придет опять.

- Ребята, вы должны будете не просто отгадать загадку, но и назвать бурятскую сказку, в которой есть это животное и коротко ее рассказать .

Загадки.

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (ЗАЯЦ)         (Есть пугливее меня)

  1. На даче их полно, не счесть…

В саду и даже дома есть.

Смешные бусинками глазки,

Как будто к нам пришла из сказки.

Панически боится кошек,

Большой любитель хлебных крошек.

Вокруг темно, но ты не спишь -

Шуршит за тонкой стенкой … (МЫШЬ).(Мышиная история)

  1. Тебе, наверно, не в новинку,

Что тащит он домой травинку,

С которой трудно совладать.

Но, надо долг ему отдать,

Её он веса не боится -

Силён, малыш, как говорится.

В самом лёгком весе нет его сильней,

Рекордсмен по силе. Это - … (МУРАВЕЙ).     (Муравей и змея)

  1. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.(Баран)                              (Два барана и лиса)

- Молодцы, ребята! Все загадки и сказки угадали и назвали верно.

- А сейчас наша третья страница«Сказки-двойняшки»

Сказку, детки, в гости звали?

Сказку, детки, очень ждали?

Отгадайте же загадки –

Сказка вновь придет к ребяткам!

Она не собака, но лает

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка,  но ловит мышей.

И в  норке растит  малышей.

В деревню в курятник за птицей

Пойдёт тёмной ночью ...(лисица)    

Ребята, я буду читать вам отрывок из одной сказки, а вы мне назовете похожую сказку (читаю отрывок из бурятской народной сказки «Лисица-сваха»).

Читаю отрывок. «… Побежала лисица во владения Ангир Шара-мангатхая. Бежит она и видит: обочь дороги пастухи верблюдов пасут. – Скоро придет большое войско воевать с вашим хозяином Ангир Шара-мангатхаем, - обратилась лисица к пастухам. -  Если вы скажете, что вы подданные богача Хинхуная, то никто вас не тронет. Если же про Ангир Шару вспомните, то вас убьют, а ваших жен и детей вместе со скотом в полон угонят. – Все сделаем, как ты велишь! – испугались пастухи. Побежала лисица дальше, встретилась с табунщиками.сказала им слово  в слово то, что говорила пастухам  верблюдов.

- Скажите ребята, какую знакомую сказку напоминает вам сказка «Лисица-сваха»?

Давайте сравним, какие эпизоды из сказок похожи  и чем они отличаются?

Дети сравнивают сказку «Лисица-сваха» со сказкой Ш.Перро «Кот  в сапогах»

Физминутка  «Весёлая зарядка»

Четвертая страничка нашего журнала  «Волшебныйхур».

Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что такое хур? Может кто-нибудь нам расскажет о нем?

Молодцы ребята,  хур – это 2х-струнный  смычковый бурятский народный  музыкальный  инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный.

А теперь, давайте рассмотрим этот инструмент (картинку).Рассматривание, беседа.

Слушаем аудиозапись в исполнении хура.

Тише,  детки не шумите!

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

А прячется она у нас  в рисунках.

Сказку  эту вы знаете, и рассказывать мы ее будем с помощью мнемотаблиц. Дети рассказывают сказку (2-3  ребенка, один начинает, потом продолжают другие)

Подвожу итог: эта сказка  о том, как в борьбе со злом и несправедливостью в жизни всегда торжествуют  добро, честность и талант.

«Если берешься за дело с охотой и любовью все получается хорошо и быстро».

«Здоровые, сильные должны заботиться о слабом, пострадавшем» - а как  поступили братья из сказки?

Сколько хуров и для кого сделал  парень?

Пятая страничка «Инсценировка сказки»

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали,

Сказка в гости уж пришла,

Сказка ждет нас детвора!

Сейчас наши ребята покажут вам бурятскую народную сказку «Мышь и верблюд» (Инсценировка сказки)

В заключение нашего занятия послушайте стихи.

Дети читают стихи Ульяна А., Ангелина З., Паша Н.

«А над юртой восьмистенной

Золотится луч по скату,

Не спеша старик согбенный

Нам рассказывает сказку

Как в семье простой и бедной

Смелый воин вырастает,

Он бесстрашно побеждает.

Мы сидим, в душе ликуя,

Все  за правду принимаем.

На всю жизнь свою земную

Сказку мы запоминаем,

Словно нам открыла,

Веру в путь добра и света

Как давно все это было,

Как чудесно было это».   Борис Сыренов  (перевод Б. Дугарова)

«Знаю: от просторов Индостана

До степей далеких и тайги

По тропе забытой караванной

Кочевали сказки и стихи.

Вечер. Гаснут солнечные краски

И устами старца в Кижинге

Индия рассказывает сказки

На старобурятском языке.

И  я верю в прошлое и в завтра,

А у сказки радостный конец

Говорят, кто знает наши сказки

Тот в любом столетии мудрец!»     Борис Дугаров

Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы молодцы! На этом странички «Устного журнала мы закрываем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе.

Фольклор   является   богатейшим   источником   познавательно-речевого  развития   детей.   Через   фольклор   дети...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Бурятский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликульту...

Парциальная программа "Бурятский фольклор"

Парциальная программа "Бурятский фольклор"...

Конспект НОД по обучению бурятскому языку в старшей группе на тему «Части тела». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.

Программное содержание:Цель:  Дать понятие «части тела», на бурятском языке  « Минии бэе».  Формировать представления о частях тела, обогатить словарный запас де...

«Минии эбтэй бγлэ» образовательная деятельность по бурятскому языку

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Бурятский фольклор

Бурятский фольклор...