Парциальная программа "Бурятский фольклор"
рабочая программа (младшая группа)
Парциальная программа "Бурятский фольклор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_buryatskiy_folklor.docx | 984.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка 4
Актуальность Программы 5
Значимость Программы 5
Новизна Программы 5
Цели и задачи 6
Ожидаемые результаты освоения Программы 6
Содержательный раздел
Описание форм, способов, методов
и средств реализации
Программы 8-10
Организационный раздел
Материально-технические условия
реализации Программы 12
Приложения
Приложение 1. Методическая
литература 14-16
Приложение 2. Тематический план по ознакомлению с произведениями
фольклора 17-27
Приложение 3. Диагностические
карты 28-31
Приложение 4. Анкеты для
родителей 32-33
Приложение 5. Развивающие
игры 34-52
Приложение 6. Занятия 53
71
Целевой раздел
Пояснительная записка
«Народ, который не знает своей культуры, истории- презренен и легкомысленен» Н.М.Карамзин
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликультурному воспитанию, с приоритетом для ребёнка культуры его национальности. Ведущим средством является бурятская народная культура.
В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка — это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного.
Обучение детей, постижение ими содержания программы «Бурятский фольклор - малышам» происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения форм художественной деятельности - чтение, показ театров, драматизация. Фольклорный материал включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества — это потешки, пестушки, сказки, игры. Элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек и пр.). Образовательная деятельность фольклором даёт возможность объединения педагога, родителей и детей на почве освоения народной культуры.
Программа опирается на созданные программы приобщения детей к народному фольклору: «Введение в народоведение» М.Ю.Новицкой, «Приобщение детей к истокам народной культуры» Д.М.Князевой, С.Л.Маханевой. Программа включает в себя перспективный план по ознакомлению с произведениями фольклора, разработки занятий, анкет для родителей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в группах для маленьких детей в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа. Значимость программы в том, что народная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться.
Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальный срок.
Обучение по программе организовано с учётом возрастных особенностей детей. Основной целью данной программы является этнокультурное образование детей через ознакомление с произведениями фольклора.
Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:
- способствует формированию художественного вкуса, формирует нравственные качества;
- обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в драматизациях;
- развивает навыки познавательной деятельности.
В процессе достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
образовательные
- изучение различных жанров фольклора;
- формирование элементарных навыков применения народного слова в разных видах деятельности.
развивающие
- развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком;
- активизация словарного запаса, через употребление детьми слов в речи;
- развитие самостоятельности и инициативности. воспитательные
- привитие детям любви к народной культуре через театрализованную деятельность;
- формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной бурятской культуре; воспитание чувства принадлежности к бурятскому народу;
- формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса. Программа рассчитана на детей 2-4 лет.
Основные формы работы - групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся раз в неделю во второй половине дня, на первом году обучения-10 минут, на втором году- 15 минут.
Контроль усвоения программы воспитанниками проводится через наблюдения и фиксируется в диагностической карте.
Ожидаемые результаты
В конце 1 года обучения дети будут:
- проявлять интерес к малым формам фольклора и сказкам, рассматриванию картинки, эмоционально откликаться на различные произведения народного творчества и искусства; - владеть активной речью, включаться в общение;
- у детей будут воспитаны: интерес к народной культуре.
В конце 2 года обучения дети будут:
- иметь общее представление о жанровых разновидностях детского фольклора;
- достаточно хорошо владеть устной речью;
- иметь начальные навыки участия в драматизациях.
Содержательный раздел
Содержание. I год обучения
- Вводное занятие. Начальный мониторинг - выявление знаний потешек и песенок. Составление перспективного плана по ознакомлению с малыми формами фольклора.
- Введение в мир фольклора. Жанры фольклора. В соответствии с планом подбираем наглядный материал: красочные иллюстрации, яркие образные игрушки, изготавливаем героев инсценировки (пальчиковый театр, настольный театр, куклы би-ба- бо, шапки - маски), атрибуты к подвижным играм и др. Консультация для родителей на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей третьего года жизни»
В групповой комнате организуем стенд «Ладушки», на котором размещаем текст изучаемых потешек и иллюстрации к ним. Эти иллюстрации рассматриваем с детьми в повседневной деятельности и повторяем их. Такой же стенд размещаем в родительском уголке для ознакомления родителей с потешками, которые рассказываем детям.
II этап работы. Строим на основе принципов системности, доступности и постепенности усложнения заданий, наглядности и выразительности игрового материала и среды. Учитываем ведущий вид деятельности и индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей раннего возраста и комплексность методов по развитию речи детей раннего возраста. ОД по подгруппам с использованием различного игрового материала (иллюстрации, упражнения с имитацией движений, различные виды драматизаций, использование аудиозаписей, внесение различных игрушек). Так, например, для ознакомления с потешками «Пошёл котик на Торжок», «Наши уточки с утра...» используем иллюстрации. Для ознакомления с потешками «Из-за леса, из-за гор», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» используем упражнения с имитацией движении. Различные виды драматизации используем для знакомства с потешками «Коза-хлопота», «Наши уточки с утра.», «Как у нашего кота.». На занятиях по ознакомлению с потешками «Огуречик, огуречик», «Пошёл котик на Торжок» используем аудиозаписи. В первом месяце каждого квартала для развития желания слушать новую потешку вносим для показа игрушки (зайца, козу, кота). Учитывая большую подвижность детей и впечатлительность, специально организованную деятельность (занятия, различные игры и т. д.) строим по установленной схеме из нескольких 1частей с частой сменой заданий. При проведении такой деятельности используем творческие варианты (замена одной части другой) с учётом индивидуальных способностей детей. В ОД, посвященном знакомству детей с новой потешкой, поощряем детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь. После первого чтения повторяем потешку ещё. При этом используем следующие варианты:
а) используем те же наглядные материалы и приёмы, что и на первом чтении;
б) читаем потешку, не прибегая к показу;
в) используем дополнительный наглядный материал или видоизменяем его. Например, к детям приходит ещё один игрушечный кот, просит и про него прочесть стихотворение («Как у нашего кота.);
г) используем воображаемые ситуации, поощряя различного рода имитации и творчество детей: дети «умываются», «дуют на горячие калачи и едят их», «пьют молоко» и т.п.;
д) адресуем потешку определённому ребёнку, т.е. там, где это возможно по тексту, называем имя ребёнка, присутствующего на занятии: «Умой Коле (Оле, Ане) личико»; «Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке) снесть», «Самому ли съесть или Бореньке (деточкам) снесть».
Перед чтением более сложных по содержанию потешек проводим предварительную работу. Разглядываем и сравниваем пирожок, и булочку (натуральные изделия), лепим их из солёного теста, рассматриваем печь. Такая подготовка помогает детям понять содержание потешки «Пошёл котик на торжок.»
Поскольку каждое поэтическое произведение народного фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, используем в процессе знакомства и повторения потешек, движения самомассажа (поглаживание ладонью одной руки о кисть другой, сначала тыльной стороной от себя, а потом ладошкой к себе; образное движение «моем руки» -потирание кистью одной руки, а потом наоборот; поочерёдное смыкание всех пальцев с большим, с надавливанием подушечек пальцев; образное движение «кормим птичек» - массаж кончиков пальцев от мизинца к указательному пальцу, потирая их о большой палец и др.), шевеление пальчиков, поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, различные виды хлопков, помахивание кистями - сверху вниз, к себе от себя, различные движения имитации движений животных и людей.
В конце каждого квартала закрепляем изученные потешки, при этом наглядность к используемым на занятии потешкам не дублирует наглядность, которая использовалась при знакомстве с потешкой (например: если на занятии по ознакомлению с потешкой «Как у нашего кота...» используем игрушку-кота, то при повторении используем иллюстрации к этой потешке).
Для закрепления полученных знаний у детей вводим потешки в режимные моменты, в игровую деятельность. Игрушки - персонажи потешек помещаем в игровые уголки. Проводим обобщающие занятия. В конце учебного года - подведение итогов. Результаты заносятся в диагностические карты воспитанников.
Содержание. II год обучения
- Вводное занятие. Начальный мониторинг - выявление знаний и интереса к русским народным сказкам. Составление перспективного плана по ознакомлению с русскими народными сказками.
- В соответствии с планом отобрали сказки из книг «Жили - были» составитель Л. Грибова, «Чудеса в лукошке», составитель Степанов. Из хрестоматии для детей от 2-х до 4-х лет, составитель Н. П. Ильчук, В. В. Гербова и др. Отобранные сказки способствуют развитию эмоционально - чувственной сферы ребёнка, образного мышления, воображения, речи, формированию таких нравственных чувств, как дружба, взаимовыручка.
В начале детям рассказываем, кто написал сказки. Обращаем внимание на средства художественной выразительности (интонацию, жесты, мимику). Подводим детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характеру героев. Формируем эмоционально-образное восприятие сказочных героев, отмечая при этом доброту, смелость. В течении всего года читаем сказки, проводим беседы. Таким образом, происходит процесс понимания сказки. Дети рассказывают небольшие эпизоды, которые им больше всего нравятся, обращаем внимание на средства художественной выразительности.
Таким образом, на I этапе обучения детей знакомим с русской народной сказкой, с её персонажами, определяем отношение к героям, их поступкам.
Разыгрываем дидактические игры и упражнения. Тем самым, мы облегчаем детям возможность перевоплощаться в образ изображаемого героя, проникнуться его чувствами и переживаниями («Из какой я сказки», «Сказка - загадка»). В конце I этапа проводим итоговое занятие - викторину «В мире бурятских народных сказок».
Цель II этапа: развивать интерес к театрализованной деятельности. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам русских народных сказок, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты). Воспитывать нравственные чувства через эмоционально-оценочное отношение к героям сказок.
Первый цикл направлен на разучивание с детьми сказок с использованием настольного, фланелеграфного и других видов театров. Игры - драматизации проводим на первом этапе по плану, а на втором - по желанию детей. Положительные и отрицательные роли исполняются по очереди. В конце года - итоговое мероприятие - показываем спектакль по русской народной сказке «Репка».
В конце учебного года подводим итоги. Результаты заносим в диагностические карты.
Организационный раздел
Методическое обеспечение
Развитие детей опирается на принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.
Методика проведения занятий на всех этапах обучения по программе состоит из:
- чтение или рассказывание;
- чтение с использованием наглядного материала (при помощи различных видов театра)
- игра - драматизация.
Ещё большему «погружению» в мир бурятского народного творчества способствует проведение занятий в музее «Юрта».
Материально- технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: групповая комната, народные костюмы, иллюстрированные книги с потешками, сказками; различные вид театров; шапочки - маски; аудиозаписи с фольклорными песнями.
Приложения
Приложение №1 Методическая литература
- Алиева С. Народная сказка как средство развития родной речи детей. (Дошкольное воспитание. -1973-№10)
- Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - Воронеж: ООО «Метода», 2013.- 256 с.
- Венгер Л. О чём рассказывает сказка// Дошкольное воспитание. - 1994.-№5
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский-Санкт- Петербург,1997
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 112 с.: цв.вкл.
- Гурович М.М. Ребёнок и книга. /М.М.Гурович-Детство-пресс,2004
- Иванова К. В., Черкунова С. Н., Шокодько Н. В., Краморенко Г. С., Караева Н. Г., Володченкова А. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Сценарии спектаклей. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008.-96с.
- Из детства в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей. /Составила Т. Н. Доронова. - Москва,1997
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам культуры. - М.: Академия,1999
- Кудрявцев В. Воображение ребёнка: природа и развитие: ст.1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал. -2
- Мельноков М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение,1987
- Сибирский фольклор в работе с дошкольниками: Метод. Пособие/ Н. В. Бутакова, С. Н. Гузеева, Г. В. Воробьёва, Л. А. Мишарина (отв. ред.). - Изд.2, испр., доп.- Иркутск: Изд- во Иркут. гос. пед. ун-та,2002
- Синицына Е. И. Умные сказки. / Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972.
- Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-128 с.
- Чуднова Р. Развитие воображения детей при знакомстве с художественной литературой // Дошкольное воспитание. - 1972.-№2
- Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985
- Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение,1986
- Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-64 с.
Литература для родителей
- Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. -3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.-160 с.: ил.- (Внимание: дети!)
- Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки // Дошкольное воспитание. - 1984.-№6
- Дмитриева Е. Чтение волшебных сказок // Дошкольное воспитание. - 1981.- №6
- Дмитриева Е. Особенности чтения сказок о животных // Дошкольное воспитание. - 1979.- №3
- Масарау Ибука « После трёх уже поздно» Изд. Альпина
- Шевченко В. Рассказывайте детям сказки // Дошкольное воспитание. - 1975. - №10
Приложение №2
Перспективный план работы по ознакомлению с потешками в 1 младшей группе
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Потешка 1. «Кто у нас хороший?» | Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в период адаптации войти в непривычный для него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость. |
2. Игры с водой. Емкость с водой и все игрушки | Цель: предложить детям выбрать игрушки, учить в ходе игры взаимодействовать с товарищами. Осуществлять закаливание детей. | |
3. Потешка «Водичка - водичка» с обыгрыванием «Ай, лады, лады!» | Цель: познакомить детей с новой потешкой. С помощью потешки прививать культурно - гигиенические навыки. | |
4. Введение в режимные моменты потешки «Водичка - водичка» | Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово. | |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся с петушком». Игрушка «Петушок». | Цель: познакомить детей с домашними птицами: петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение. |
2.Игра - развлечение. Театр - игрушек по потешке «Петя, Петя, петушок» С называнием имени каждого ребенка | Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей | |
3.Игра «Как Петушок утром разбудил игрушки». Игрушка «Петушок» и другие игрушки. | Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах, учить называть взрослых птиц и их детёнышей. | |
4.Показ детям русской народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба». Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять...» | Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте. Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке. |
Ноябрь | 1.«Давайте познакомимся с гусем и уточкой». Игрушки «Гусь», «Утка». | Цель: продолжать знакомство с домашними птицами. Обратить внимание на характерные отличия (шея). |
2.Потешка «Наши уточки с утра...» | Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | |
3.Использование фланелеграфа (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки «Наши уточки с утра.» | Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение. | |
4.Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием игрушек | Цель: узнавать на стенде героев потешек, учить повторять за воспитателем отдельные фразы из потешек. Прививать любовь и доброе слово к художественному слову. | |
Декабрь | 1.Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» с использованием иллюстраций. | Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков. |
2.Закрепление потешки «Ой, дуду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе. | Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов. | |
3.Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках. | Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов. | |
4.Оформление стенда « Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием аудиозаписей. | Цель: учить узнавать потешки на слух, эмоционально реагировать на услышанное. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, прививать интерес к чтению. | |
Январь | 1.Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание. | Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота. |
2.Потешка «Как у нашего кота.» Использование шапочки кота. | Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных. | |
3.Потешка «Пошёл котик на торжок». П /игра «Воробушки и кот». | ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик. Учить выполнять игровые действия, соблюдать правила игры. |
4. Совместная изо деятельности воспитателя с детьми «Угощение для деточек» (лепка из солёного теста). | Цель: учить детей раскатывать и сплющивать комочки теста, аккуратно им пользоваться, вызвать у детей интерес к результату работы. | |
Февраль | 1.Потешка «Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом. | Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», «огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим. |
2.Совместная изо деятельности воспитателя с детьми. Рисование красками «Огурцы». Повторение потешки « Огуречик, огуречик». | Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования. Учить правильно держать кисть, рисовать предметы овальной формы. | |
3.Потешка «Заяц Егорка» П/игра «Зайка серенький сидит». | Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы: «О ком потешка?», «Что случилось с зайцем?», «Как ему помочь?». Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества. Учить выполнять прыжки, соблюдать правила игры. Развивать мышцы ног, координацию движений. | |
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием драматизации. | Цель: вызвать у детей интерес к потешкам. Учить малышей участвовать в инсценировании потешек, формировать интонационную выразительность речи. | |
Март | 1.Внесение игрушки-козы. | Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас, характерные отличия от других животных. |
2.Потешка «Коза-хлопота» с использованием иллюстраций. | Цель: закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей. | |
3.Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая». | Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно.Учить складывать пальцы «рожками», обыгрывать потешку. | |
4.Д/игра «Кто что ест?». Закрепление потешки «Коза - хлопота» с использованием театра игрушек. | Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках, чётко и громко произносить слова. |
Апрель | 1.Рассматривание иллюстраций потешек в детских книжках. | Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Учить называть знакомых героев. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике. |
2.Потешка «Из-за леса, из-за гор» с использованием движений имитаций. | Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром - потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность. | |
3.Организация игр с использованием потешек на развитие мелкой и общей моторики «Сорока-белобока», «Гуси-гуси», «Ладушки». | Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя. | |
4. Театрализованная неделя. Показ родителями спектакля по потешке. | Цель: доставить детям удовольствие. Учить следить за показом, узнавать героев. Прививать интерес к устному народному творчеству, к драматизации. | |
Май | 1. Потешка «Тили - бом». П /игра «Тили – бом | Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях. Предостеречь детей от игр с огнём. |
2.Чтение знакомых детям потешек по показу иллюстрации (по желанию детей). | Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа. | |
3.В гостях у сказки «Репка». Драматизация сказки. | Цель: учить слушать сказку (без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение. | |
4. Итоговое занятие «В гостях у бабушки Арины». | Цель: вызывать интерес к фольклору, усилить познавательную активность, воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим» и к родному языку. Повторять за воспитателем небольшие потешки. |
Перспективный план по ознакомлению с русскими и бурятскими народными
сказками
I этап
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1. Русская народная «Колобок», | Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию. |
Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки: добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки. | ||
Октябрь | 3.«Волк и семеро козлят», «Глупый волк» | Цель: формировать у детей интерес к сказкам. Вспомнить знакомую сказку. Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их, поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность. |
Ноябрь | 4.«Маша и медведь», | Цель: знакомство с новой сказкой, учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов, формировать интонационную выразительность речи; учить пересказу. Помочь дать мотивированную оценку персонажам. Обратить внимание детей на яркость и образность повествования. |
5. «Кот, петух и лиса», | Цель: познакомить детей с новой сказкой. Обратить внимание на интонации; давать характеристики персонажей, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества. | |
Декабрь | 6. «Лиса и заяц», | Цель: довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом, добро торжествует, слабым помогают победить дружба и взаимопомощь); учить детей оценивать личностные качества персонажей: Петушок - добрый - помог зайчику, смелый - не побоялся лисы. Помочь запомнить отдельные слова и образные выражения из текста сказки. Учить с помощью интонации давать характеристики персонажей, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества. |
7. «Петушок и бобовое зёрнышко» | Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки, особенности композиций (зачины и концовки), осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь), охарактеризовать главного персонажа | |
8. «Путешествие в страну сказок», | Цель: вспомнить с детьми русскую народную сказку «Заюшкина избушка», проанализировать её на доступном для детей уровне. Припомнить знакомые сказки и узнать их по иллюстрациям и отрывкам. Добиваться от детей одиночных ответов, развивать внимание, память и речь детей. Довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом добро торжествует). |
Январь | 9. «Лиса и волк» | Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять её содержание, оценить поступки героев, довести до сознания детей замысел сказки - доверчивость страдает в столкновении с хитростью и коварством. | |
10. «Русские народные сказки» | Цель: закрепить пи обобщить многообразные художественные впечатления, знания и умения детей. Принести детям радость. | ||
II этап Театрализованная деятельность | |||
Февраль | 11. «Гуси - лебеди» | Цель: довести до сознания детей замысел сказки: любовь и преданность помогает преодолеть любые испытания; за добро платят добром; помочь дать мотивированную оценку персонажам; воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду. | |
Март | 12. «Гуси - лебеди» | Цель: вспомнить знакомую сказку, воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и своим товарищам, стремление быть похожими на героиню сказки (смелыми и находчивыми). | |
13. «Теремок» | Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки - вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев. | ||
14. «Из какой я сказки» | Цель: закрепить у детей представления как о положительных качествах (доброте, смелости, трудолюбии), так и отрицательных (жестокости, трусости, лени). | ||
Апрель | 15. «Снегурочка и лиса» | Цель: познакомить детей с новой сказкой, слушать и слышать сказку, помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать. | |
16.Театральная неделя. Показ родителями русской народной сказки. | Цель: приобщать родителей к участию в совместной деятельности с детьми с использованием русского фольклора, в драматизациях сказок. | ||
17. «Сказка - загадка» | Цель: закрепить знания о русских народных сказках, её названии, воспитывать интерес к народному творчеству. |
Май | 18. «Театр сказки» | Цель: по заявкам детей драматизировать эпизоды знакомых сказок. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Развивать речь детей. |
19. «Какая сказка так начинается?» | Цель: учить детей узнавать сказку по вступлению, развивать память, мышление, воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. | |
20. «Путешествие в страну сказок и приключений» | Цель: вспомнить знакомые сказки. Добиваться от детей одиночных ответов, участия всех детей. Развивать внимание, память и речь. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
Приложение №3
Выявление интереса и желания читать потешку по показу
иллюстрации на начало (конец) учебного года
Фамилия, имя ребёнка Критерии Оценки | ||||||||||
Вспомнил и прочитал всю потешку самостоятельно | ||||||||||
Вспомнил и прочитал сам, но только Отдельные строки | ||||||||||
Прочитал отдельные строки с помощью воспитателя |
Выявление умения находить иллюстрацию к прочитанной потешке и желания её читать самостоятельно на начало (конец) учебного года
Фамилия, имя ребенка Критерии Оценки | ||||||||||
Показал картинку верно | ||||||||||
Не показал совсем | ||||||||||
Изъявил желание. Проговорить потешку | ||||||||||
Не изъявил желание Проговорить потешку | ||||||||||
Прочитал всю потешку сам |
Прочитал всю потешку, но с помощью воспитателя |
Анализ анкет родителей детей третьего года жизни, . посещающих детский сад
Фамилия, имя ребенка Вопросы | ||||||||||
Используете ли вы потешки и песенки в общении с ребёнком | ||||||||||
Проговаривает ли ваш ребёнок потешки и песенки в самостоятельной игровой деятельности | ||||||||||
Сколько потешек и песенок знает ваш ребёнок |
Да
Нет
Иногда
Не знаю
Фамилия, имя ребёнка Критерии оценки | ||||||||||
Знает всю | ||||||||||
Знает частично | ||||||||||
Не знает совсем |
Анкета для родителей по театрализованной деятельности
- Сколько лет вашему ребёнку?
- В каких формах у ребёнка проявляется творчество?
- Делится ли он своими впечатлениями от театрализованных представлениях, праздниках, занятиях, проводимых в детском саду?
- Вызывают ли эмоциональный отклик у него проводимые спектакли?
- Есть ли в доме детские диски с записями сказок и других произведений фольклора?
- Устраиваете ли Вы дома театрализованные представления?
- Были ли Вы со своим ребёнком в театре?
- Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности в группе и детском саду?
Приложение №5 Подвижные игры с использованием малых фольклорных форм
Игра: «Каравай»
Количество игроков: любое
Это широко известная игра. Играют, как правило, несколько человек. Обычно играют на именины, но можно и просто поиграть, потому что весело. Все становятся в круг, взявшись за руки. Именинник встает в центре круга. Затем, водят хоровод вокруг именинника с песенкой: «Как на Юлины (папины, Катины...) именины испекли мы каравай»; Круг расширяется, насколько позволяют руки: «Вот такой ширины»; Круг сужается, все встают как можно ближе и руки вперед: «Вот такой ужины»; Круг расходится немного, и все поднимают руки вверх: «Вот такой вышины»; Все присаживаются на корточки, руки к полу: «Вот такой низины»; Снова хоровод: «Каравай, каравай. Кого хочешь, выбирай. Я люблю, конечно, всех, но, а Юлю (папу, Катю.) больше всех!» и все обнимают Юлю (папу, Катю.). В другой вариации выбирают нового «именинника»: «Я люблю, конечно, всех, но, а маму (Бабу, куклу.) больше всех!». Тогда выбранный именинник встает в круг, и игру начинают сначала.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик...»
На одном конце зала - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».
Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза
Игра «У медведя во бору»
Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, а медведь сидит И на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово - «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое-пятеро
Игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Описание: дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на обеих ногах.
Мишка зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места
Прибаутка «Как на тоненький ледок»
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Где упал, там лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девочки увидали,
Скоро к Ване подбегали,
На коня Ваню сажали, Путь - дорогу показали.
Игра «Лохматый пес»
Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Образный характер ее способствует развитию воображения, а совместная деятельность - сближению и объединению детей. Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2- 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.
Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей, и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет!?
Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.
Правила игры.
- Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
- Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.
- Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.
Советы воспитателю. Постарайтесь создать выразительный образ лохматого пса - добродушного по характеру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пес никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем. Эта роль требует выразительных движений: пес обходит вокруг своего дома, залезает в него, устраивается поудобней (исполнитель роли присаживается на корточки, прячет нос в ладони, закрывает глаза).
При объяснении этой роли следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пес залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать взрослый, дотрагиваясь рукой до ребенка или подавая ему сигнал. В этой игре пес не ловит детей. Чтобы малыши успели отдохнуть от бега, пес должен некоторое время подвигаться в свободном пространстве, полаять и т. п., прежде чем снова занять свое место или прежде, чем выберут другого исполнителя роли. Будить пса дети идут ровной шеренгой, согласуй свои шаги с ритмом текста. Нужно следить за этим при повторении игры. Обычно детей больше всего привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить ее и выражает свое нетерпение. Чтобы все участники игры были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним
Игра «Мыши водят хоровод»
Цель: упражнять в выполнении движений. Взрослый рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один - котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый сажает в укромный уголок площадки, спрашивает: Как кот мяукает, знаешь?
Далее объясняет всем: Мы - мышки , будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?
Ход игры:
Мыши водят хоровод - дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым.
Ля-ля-ля!
На печурке дремлет кот.
Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот -
Разобьет наш хоровод!
Мышки не слушаются, бегают, пищат.
Вот проснулся Васька-кот, разбежался хоровод!
Кот бегает за мышками: Мяу-мяу-мяу! Мышки разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза
Игра «Гуси-Гуси, га-га-га!»
Правила игры очень-очень (как все детское!) просты. В игре могут принимать участие старшие дошкольники и младшие школьники, количество детишек от 5 до 40 человек. Она проводится на просторной площадке. Как вариант, интересно играть на лугу, на лесной поляне, на футбольном поле.
Дети произвольно выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле. Между ними находится логово «волка». Все гуси летят на поле травку щипать.
«Хозяин» громко и отчетливо зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этих слов «гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.
Игру можно усложнить, введя в нее второго «волка». Надо только учитывать возраст участников игры.
По правилам игры «Гуси-Гуси, га-га-га! «гуси» должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином
Игра «Чики-чики-чикалочки»
Цель: формировать у детей способность улавливать ритм потешки.
Дети сидят на стульчиках напротив воспитательницы. Она говорит текст потешки ясно,
отчетливо, с веселой интонацией, подчеркивая ритмичность:
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня и др.). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».
В следующий раз воспитательница, после того как прочтет потешку, повторяет ее еще раз, при этом она берет за обе руки детей по очереди предлагает каждому ребенку ритмично под ее чтение попрыгать на двух ногах (молча).
Игра «Воробей»
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий.
Дети скачут по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает:
Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут (Леночки) сейчас-час-час.
Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку, и игра повторяется до тех пор, пока не будут названы имена всех детей.
Игра «Лиса и зайцы»
До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий - «лиса», все остальные игроки - «зайцы». Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев
Игра «Дарики - комарики».
Эта универсальная игра для всего дошкольного возраста. Большой и указательный палец соединяются вместе, образуется клюв. Это будет комарик. Делаем движения, как будто летает комарик, под слова:
«Дарики, дарики, летают комарики.
Летели кружились(пауза), в носик вцепились:
кусь!»
Ребенок должен отреагировать и спрятать, закрыть носик руками. В паузу комарики не летают, т.е. руки взрослого как бы зависают в воздухе, потом вы называете ту часть тела, которую комарики хватят. И под слово «кусь», комарики кусают (руку, щеку, ухо, ногу, и.т.д.)
«ГУСИ-ГУСИ»
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
- Да-да-да!
Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси.
Большой палец олускается-поднимает относительно остальных
Прямые пальцы собраны.
Рука вращается вокруг своей оси,
Большой палец опускается • поднимается относительно остальных
Ротик мой умеет кушать,
«УКАЗОМКА»
Показываем пальцем ребёнка на губы.
Показываем на нос, на ухо.
Поморгать.
Хватательные движения пальцами: раскрытые ладони — пальцы в кулаки.
«КУЛАЧКИ».
Раз — кулак.
Два — кулак.
Ты умеешь
Быстро так?
Левая пало» *». прямая, прыг прикладывается к ней сжатым кулаком
Смена рук
Смена рук
Смена рук
magic-magnet, baby.ru
«СОРОКА-ВОРОНА»
Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила.
Этому дала в ложку, 5-й
Этому — в поварёшку, 4-й
Этому — в горшок, 3-й
Этому — в вершок. 2-й
— А ты, Пах мочек, I-й Мой котёночек, Печку топи,
Деток корми.
Катя, Катенька, котик, Катя - серенький лобик.
Приди, котя, ночевать.
Показываем «пики».
Мою детку покачать.
А как я тебе, коту, за работу заплачу:
Складываем ладошки под щечку, как будто спим.
Складываем перед собой ручки и раскачиваем их из стороны в сторону.
Показываем «пики».
Дам кусок пирога, II кувшин молока.
*
Разводим руки широко в стороны, показывая, сколько дадим котику еды.
Идет коза рогатая. Идет коза бодатая.
Кто кашки не ест, Кто молока не пьет,
Ехал Грека через реку.
«ГРЕКА И РАК»
Видит Г река: в реке рак.
Изображаем рака — все пальцы прямые, а большие соединяются-расходятся с остальными.
Кисти сжаты в кулаки, обе руки делают круг.
Сунул Г река руку в реку —
Рак за руку Г реку цап!
Одну руку опустить вниз.
Другой — схватить опущенную руку.
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка,
Наступила на корзинку.
И упала в ямку - бух!
Раздавила сорок мух!
Приложение №6
Занятие
Песенка - потешка «Пошёл котик на торжок»
Программное содержание: познакомить детей с потешкой, помочь понять её содержание, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам. Воспитывать умение слушать чтение, воспроизводить слова из текста. Доставить детям радость, позабавить.
Материалы: игрушка «Кот».
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках, составленных полукругом.
Воспитатель: «Острые лапки, а в лапках цап - царапки. Молочко пьёт, мяу - мяу поёт». Кто это?
Дети: Котик.
Воспитатель: Правильно.
Вдруг где - то раздаётся «мяу - мяу - мяу».
Воспитатель: слышите? Кто - то мяукает. Наверное, кто - то пришёл к нам в гости. Может, это мишка? (нет) Может, это собака? (нет).
Дети вместе с воспитателем ищут того, кто мяукает, находят кота.
Воспитатель обращается к детям: «Дети, послушайте про этого котика» (рассказывает потешку):
Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Спрашивает: «Понравился вам котик? Послушайте про него ещё раз. Теперь котик будет и вас угощать». Снова рассказывает потешку, заменяя слова «Да и Бореньке снесу» словами «Да и деточкам снесу». Закончив рассказывание потешки, воспитатель предлагает малышам подставить ладошки. Котик «угощает» детей. Те благодарят. Воспитатель подчёркивает, что котик - добрый - не один ел, а угостил всех. Кот уходит.
Занятие
« Кто в гости пришёл?»
Программное содержание: создать положительную эмоциональную атмосферу общения с детьми. Побуждать детей произносить отдельные звуки, слова потешки. Развивать речевые возможности голосового аппарата; ввести приём звукоподражаний, имитирующий голос знакомого животного (птицы).
Материалы: игрушка «Петушок».
Ход занятия.
Дети стоят посреди группы. Стук в дверь. Заходит воспитатель, она держит завёрнутого в пелёнку игрушечного петушка. Обращается к малышу: «Я кого - то принесла в пелёнке. Нет, это не Алёнка, хоть и в пелёнке». Показывает: «Это Петушок». Читает потешку:
«Петя, Петя, петушок Золотой гребешок. Что ты рано встаёшь, Деткам спать не даёшь?»
Читает ещё, подставляя имена детей: «Саше, Кате, Лере спать не даёшь?» Воспитатель:
Ребята, Петушок хочет с вами поиграть в прятки».
Ребёнок прячется под платок. Петушок его ищет.
Воспитатель (с петушком ходит по группе, ищет ребёнка):
Я по группе хожу,
Кати (Саши, Андрея...) я не нахожу.
Где же Катя?
Где же Катя?
Где искать, куда пойти?
Помогите мне, ребятки,
Поскорей её (его) найти!
Хорошо с петушком поиграли? А он вам подарочки принёс. (Воспитатель раздаёт медальки, на которых изображён Петушок)
Занятие
«Прогулка в лесу»
Программное содержание: учить внимательно слушать, слышать, понимать и эмоционально откликаться на услышанное. Повторять за воспитателем небольшие потешки. Говорить громко, стараясь проговаривать слова. Прививать любовь и доброе отношение к художественному слову.
Материалы: игрушка «Заяц», картинка с изображением ворона, мягкая игрушка «Солнышко», искусственные цветы.
Ход занятия.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Туда надо ехать. Садитесь на поезд - поехали «чух - чух, ту - ту! Какая красивая полянка! Садитесь на стульчики. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Солнышко! (мягкая игрушка «Солнышко»).
Воспитатель читает:
Солнышко - вёдрышко!
Взойди поскорей!
Освети, обогрей Телят да ягнят,
Да малых ребят!
-Выглянуло солнышко, появились первые цветочки (воспитатель разбрасывает искусственные цветы). Давайте, соберём цветочки в корзину.
-Посмотрите-ка, домик стоит. Кто же там живёт? Отгадайте загадку:
Уши длинные, Хвост короткий. Прыгает ловко,
Любит морковку (зайчик).
Зайку зовут Егорка. Ребята, а вы знаете потешку про зайку?
Заяц Егорка
Свалился в озерко, Бегите под горку! Спасайте Егорку!
Заяц: «Молодцы, хорошую потешку про меня знаете. Я с вами поиграть хочу.
Проводится игра «Зайка серенький сидит.»
Слова Движения
Зайка серенький сидит Дети стоят в кругу.
И ушами шевелит начиная со слов «вот так»,
Вот так, вот так поднимают руки к голове,
Он ушами шевелит. поворачивают кисти то одну
Зайке холодно сидеть, то в другую сторону.
Начиная со слов «хлоп», хлопают в ладоши.
Начиная со слов «скок»,
прыгают на двух ногах на месте.
Кто - то зайку испугал,
Зайка прыг...и убежал.
- Ребята, а у зайки в лесу друг живёт. Отгадайте, кто говорит «кар, кар!».
Ворон на дереве живёт. А вы знаете потешку про ворона?
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Трубу точёная, позолоченная.
— Вот, молодцы! Хорошо рассказали. А у ворона есть подарочки для вас, смотрите на дереве. (дудочки). Давайте, поиграем на них.
Поиграли, поиграли
«До свиданья!» всем сказали.
Занятие по потешке
«Из - за леса, из - за гор едет дедушка Егор»
Программное содержание: закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значении в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко и т.д.). Познакомить детей с новым фольклорным жанром - потешками - небыличками.
Материалы: фланелеграф, рисованные композиции: дед Егор на лошадке, бабушка на коровке, детки на телятках, внуки на козлятках; набор игрушек «Скотный двор».
Ход занятия.
На столе перед детьми установлен фланелеграф, за которым спрятаны фигурки- изображения. Воспитатель сидит перед детьми, в руках у него коробка с набором игрушек «Скотный двор».
Рассматривание игрушек, изображающих домашних животных - корову, лошадь, козу. Воспитатель: «Кто мычит «Му-му» и даёт вкусное молочко?» Правильно коровка. Вот они коровки, коровушки (из коробки извлекаются игрушки). Воспитатель даёт возможность детям рассмотреть животных, подержать в руках, подчёркивает характерные особенности, выделяет специфику предназначения в домашнем хозяйстве. Педагог побуждает детей называть не только животных, но и их детёнышей. Затем игрушки убираются.
Воспитатель: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное».
Чтение потешки. Проигрывание потешки-небылички с показом персонажей на фланелеграфе.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Повторение потешки -небылички в песенном варианте.
Воспитатель раздаёт детям деревянные ложки (по 2 штуки на каждого) и предлагает спеть потешку, отбивая ритм и такт на ложках. Вначале он пропивает небыличку (на мотив русской хороводной песенки «Каравай»), дети слушают, а затем отбивают ритм ложками. Потешка пропивается ещё раз (2-4 повторения).
Воспитатель приглашает малышей поиграть с игрушками, изображающими животных, которые заранее приготовлены на столах в другой части комнаты.
Занятие
«Катенька - котик»
Программное содержание: продолжать знакомить с фольклорными произведениями, формировать познавательную активность, воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».
Материалы: мягкая игрушка «Кот».
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришёл кот. Он за дверью спрятался. Давайте, позовём его к нам. Как зову кота?»
Дети: Кис, кис, кис.
Кот (игрушка): «Мяу - мяу! Здравствуйте, ребятки!»
Дети здороваются.
Воспитатель: «Какой он красивый, пушистый (гладит кота и рассказывает русскую народную потешку, показывая у кота лобик, спинку, лапки):
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: «Котик, где ты был?»
Кот: «Я во двор играть ходил, только там никого нет, и мне поиграть не с кем». Воспитатель: «Поиграй с нашими ребятками».
Воспитатель усаживает кота на коврик.
Русская народная потешка «Киска, брысь!»
Слова
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Бах!
Воспитатель: «Понравилось вам с котом играть?
Поиграли? Поиграли.
«До свиданья!» всем сказали.
Занятие
«В гостях у бабушки Арины».
Программное содержание: вызвать у детей интерес к фольклору, усилить познавательную активность, воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим» и к родному языку.
Повторять за воспитателем небольшие потешки.
Материалы: игрушки: петушок, уточка с утёнком, гусь, курочка, кошечка. Платок и сарафан в русском народном стиле (для воспитателя), помидоры, огурцы, капуста.
Ход занятия.
Бабушка Арина встречает детей.
Бабушка: «Здравствуйте, детки! Я вас в гости в деревню приглашаю. Ехать надо далеко. Садитесь на поезд (встают друг за другом), поехали «чух-чух, ту-ту!».
Приехали.
-Пойдёмте, я вам своё хозяйство покажу. Вот у меня огород. Что у меня здесь растёт, кто скажет?
Дети отвечают: «Капуста, помидоры, огурцы».
Бабушка: «Детки, я хочу с вами в игру поиграть «Огуречик, огуречик». Вы мои огурчики
(детям надевают шапочки огурчиков).
Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку (дотрагивается до детей - они приседают). Полил дождичек (машет лейкой над головами детей), стали огурчики расти (дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх). Выросли огурчики. А неподалёку мышка жила и очень захотелось ей огурчиков. Бабушка строго наказала:
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечик, там мышка живёт Тебе хвостик отгрызёт.
А огурчики непослушные были и решили мышку подразнить (дети тихо подходят к мышке, которая «спит», и топают ножками. Мышка просыпается и старается их поймать). «Скорее ко мне. Прячьтесь» (дети убегают). Поиграли, повеселились. Садитесь скорее на стульчики.
Бабушка: «Ребята, а у меня нет мышки, потому что у меня кот живёт (показывает игрушку). Вот он какой красивый, какая у него пушистая, мягкая шёрстка.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, Зубки белые.
Давайте, детки, котику песенку споём (песня «Кошечка»).
Бабушка: «С котиком моим вы уже познакомились. А теперь пойдёмте, посмотрим, кто у меня ещё живёт».
Дети подходят на птичий двор. Называют птиц, которые там гуляют.
Бабушка: «Я вам сейчас потешку расскажу. Когда буду называть разных птиц, вы
кричите как они. Будьте внимательны:
Бабушка
Наши уточки с утра...
Наши гуси у пруда.
Наши курочки в окно.
А как Петя-петушок
Ранним - рано поутру
Нам споёт... Ку-ка-ре-ку!
Бабушка: «Ребятки, так хорошо вы потешки рассказываете, играете. Я вам подарочки приготовила (дарит детям книжки с потешками).
Занятие
Чтение детям: русская народная сказка «Маша и медведь» Программное содержание: учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов, формировать интонационную выразительность речи; учить пересказу. Помочь дать мотивированную оценку персонажам. Обратить внимание на яркость и образность повествования.
Материалы: картинки из книжки «Маша и медведь», фланелеграф, шапочка медведя, косынка, сарафан.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает сказку. Достаёт картинки (для демонстрации на фланелеграфе), изображающие Машу и медведя.
Напоминает эпизод из сказки:
«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался:
-Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, кашу варить, меня кашей кормить».
Воспитатель спрашивает, что будет делать Машенька в доме медведя.
Цитируем с помощью детей, соответствующий отрывок: «Будешь печку. (топить). Будешь. (кашу варить), меня. (кашей кормить).
Далее организуется игра-драматизация.
Воспитатель и дети. Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл, шёл, устал и говорит:
Медведь: «Сяду на пенёк (присаживается), съем пирожок!»
Машенька (за спиной у медведя): «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Медведь: «Ишь, какая глазастая. Всё видит!»
Воспитатель и дети. Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит.
Медведь (медленно, басовито): «Сяду на пенёк, съем пирожок!»
Машенька: «Вижу, вижу!»
Медведь (удивлённо и с восхищением): «Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!».
Игра-драматизация повторяется 3-4 раза.
Занятие
Спортивное развлечение по русской народной сказке «Гуси-лебеди», посвящённое
Дню Российской армии.
Программное содержание: вспомнить знакомую сказку, воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и товарищам, стремиться быть похожими на героиню сказки (смелым и находчивым).
Материалы: музыкальное сопровождение, корзины, яблоки, спортивное оборудование. Ход занятия.
Воспитатель: «Жили старичок со старушкою, у них была дочка да сынок маленький.
-Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что приказывали; посадила братца на траву под окошком, а сама заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь - братца нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо ей будет от отца и матушки, братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
Бросилась девочка их догонять. Давайте, и мы с вами поможем девочке отыскать братца. А, чтобы помочь, надо стать сильными как солдаты.
Все встают, идут маршем под песню «Мы - солдаты».
Идёт девочка по лесу, а лес дремучий (подлезание под дуги, натянутую верёвку). Вышла в поле. Видит - стоит в поле печка. Девочка к ней:
-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-Помоги мне пирожки постряпать, скажу (дети поют песню «Пирожки).
Печка показала в какую сторону бежать. Побежала девочка дальше. Видит стоит яблонька, а под ней яблочки лежат. Девочка к ней:
-Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-Собери мои яблочки, тогда скажу. (дети собирают яблоки в две корзины «Кто быстрей». Игра повторяется 2 раза).
Собрала девочка яблочки. Яблоня ей дорогу показала. Бежит девочка дальше и видит: течёт молочная речка, кисельные берега. Речка глубокая и широкая, а, чтобы ноги не замочить, её нужно по камушкам перейти (переходят по кирпичикам).
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит - поворачивается. В избушке сидит Баба-яга, морда желейная, нога глиняная (игра «Баба - ёжка, костяная ножка...»). Сидит в этой избушке братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла. Прибежала домой, да хорошо ещё, что успела, а тут и отец с матерью пришли. То-то было вело. Все веселились и вас приглашают (хоровод «Мы на луг ходили»).
Занятие Литературный праздник «Русские народные сказки»
Программное содержание: закрепить и обобщить многообразные художественные впечатления, знания и умения детей. Принести детям радость.
Группа оформлена силуэтами и фигурками персонажей русских народных сказок. На книжной витрине - выставка книг с русскими народными сказками.
Ведущий: «Дети, у нас сегодня праздник - встреча с героями ваших любимых сказок. Посмотрите на выставку книг. Кто из вас узнал эти книги? Кто назовёт их? А кто написал все эти книги? Правильно, народ».
Ведущий: «На наш сегодняшний праздник приглашены очень интересные гости, которых вы знаете. Они уже собрались, но стесняются себя назвать и просят, чтобы вы догадались, кто они».
(Стук в дверь)
Ведущий: «Входите, пожалуйста!».
Выносит фигуру настольного театра — козу.
Козлятушки, детятушки, Отопритеся, отворитеся Ваша мать пришла Молока принесла- Бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку,
С копытечка во сыру землю.
Ведущий: «Дети, а вы узнали нашу гостью? Проходите, Коза, пожалуйста».
Ведущий: «А, сейчас, придёт ещё один гость».
Выносит Петушка.
Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Ведущий: «Проходит, пожалуйста, Петушок.
Садит Петушка на стульчик.
Ведущий: «Ребята, к нам ещё один гость пришёл. А появится он только тогда, когда вы, отгадаете, кто поёт такую песню.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Выгляни в окошко
Дам тебе горошку.
Ведущий: «Правильно, Лиса. Заходи, Лиса, к нам».
Ведущий: «Ребята, а кто назовёт мне сказки, в которых есть персонажи лиса и петух («Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»)
Ведущий: «Ребята, а вы слышите песенку вдали. Давайте, прислушаемся. Кто - то к нам ещё торопится».
За дверью звучит песенка колобка.
Я по коробам метён,
По сусекам скребён,
В сыром масле пряжён,
На окошке стужён;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
И от тебя убегу.
Ведущий: «Вы, узнали, кто поёт эту песню? Правильно, колобок».
Появляется колобок.
Ведущий: «Проходи, колобок. Вот сколько сказочных героев к нам на праздник пришло. Давайте, все вместе потанцуем, поводим хоровод «Мы на луг ходили». Ведущий: «Вы, молодцы, всех узнали. А, сейчас, мы поиграем. Мы разделимся на две команды. Одна команда будем называться «Петушок», а другая - «Лисичка». Проведем соревнование.
Команде «Петушок». Послушайте загадку.
1.Что за серенький комок
По лесочку скок да скок.
(Дети из команды «Лисичка» отгадывают: «Зайка»).
- А в каких русских народных сказках встречается зайка? («Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц»).
Команде «Лисичка». Послушайте загадку.
1.Он любит мед,
Зимой любит спать и лапу сосать.
Кто это? (медведь).
2.В каких русских народных сказках живёт? («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»).
Ведущий: Молодцы, дети! Обе команды хорошо отгадывали загадки, а Мишка с вами поиграть хотел. Игра «У медведя во бору».
Детям вручают подарки — книжки русских народных сказок.
Занятие
«Путешествие в страну сказок и приключений»
Программное содержание: итоговое занятие. Вспомнить знакомые сказки. Добиваться от детей одиночных ответов, участия всех детей. Развивать внимание, память и речь. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материалы: шапочка зайчика, игрушки, большой конверт, картинки из сказок.
Занятие проводится в музыкальном зале.
Ход занятия.
Воспитатель говорит, что сегодня дети отправятся на поезде в путешествие. Дети «садятся» на поезд (встают друг за другом) и под музыку отправляются в путь.
Станция «Зайчик - попрыгайчик»- сказочный домик.
Воспитатель надевает шапочку зайчика и рассказывает детям о том, что за ним гонится хитрая и голодная лиса. Зайчик просит спасти его, а для этого нужно быстро вспомнить сказки про лису, и тогда лиса уйдёт в другую сказку. Дети называют сказки, и зайчик спасён. («Колобок», «Лиса, петух и кот», «Лиса и заяц»).
Станция «Фея»- музыкальный домик.
Фея (её роль исполняет воспитатель) просит вспомнить песенки, которые пели коза, колобок, кот (на станции работает музыкальный руководитель).
Станция «Домик почтальона Печкина).
Печкин (воспитатель) читает телеграммы, а дети отгадывают, кто их отправил. -Приходил волк и съел моих братьев - шестерых козлят, спасите их (козлёнок).
- Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите (заяц).
- Меня подружки в лес заманили, заманили, да одну и покинули (Снегурочка).
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня! (Петух).
Станция «Лужок».
На этой станции дети водят хоровод с зайкой (ребёнок) «Мы на луг ходили».
Станция «Кафе Веселинка».
На этой станции дети отдыхают, воспитатель всем участникам дарит в подарок книжки с русскими народными сказками.
Своё занятие заканчивает словами:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька звучала.
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Занятие
«Путешествие в страну сказок»
Программное содержание: познакомить детей с текстом русской народной сказки «Заюшкина избушка», проанализировать её на доступном для детей уровне. Припомнить знакомые сказки и узнать их по иллюстрациям и отрывкам. Добиваться от детей одиночных ответов, развивать внимание, память и речь. Довести до сознания замысел сказки (в столкновении добра со злом добро торжествует).
Материалы: 2 домика, игрушки: заяц и лиса, «волшебная палочка», конверт с иллюстрациями к русским народным сказкам.
Ход занятия.
Дети стоят.
Воспитатель: «Ой, ребята, что я вам расскажу! Дома я порылась в старинном сундучке и нашла там волшебную палочку. Хотите посмотреть, какие она чудеса творит? Тогда закройте глаза! А теперь открывайте. Очутились мы в сказочном городке. Сейчас узнаем, кто в домике живёт. Ребята, какого цвета крыша у этого домика? (красная). Ой, не открывается домик! А, чтобы домик открыть, надо загадку отгадать!
Кто там скачет - прыг да прыг
И под ёлочкой сидит,
Как снежок пушистый, Беленький и чистый (зайчик).
Вот домик и открылся. А в нём живёт зайчик».
Воспитатель: «А, давайте, дети, в другой домик постучимся. Какого цвета у него крыша? (синяя) Стучимся. Не открывается! А вот и ключик к двери! Надо отгадать ещё одну загадку!
Хитрая сестричка в лесу живёт
Хвостиком помашет - след заметёт. Что же за сестричка! Звать её (лисичка).
Открылся домик. Посмотрите, кто же в домике живёт (лисичка)!»
Воспитатель: «Ребята, эти звери пришли к нам в гости из русской народной сказки «Заюшкина избушка». Садитесь все на стульчики. Сейчас я вам её расскажу».
Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Вопросы по тексту:
- О ком говорится в сказке?
- В какой избушке жила лиса?
- В какой избушке жил заяц?
Заяц жил в лубяной, т. е. в деревянной избушке, которая построена надолго, в которой тепло и уютно жить.
- Как вела себя лиса?
- Почему лиса зайчика из его же избушки выгнала?
- Почему зайчик плакал?
- Кто пытался помочь зайчику?
- Почему такие большие собаки и медведь не могли помочь маленькому зайчику?
- Кто помог зайчику?
- Почему маленький петух сумел победить лису? Какие слова он говорил, когда гнал лису?
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи.
Ступай, лиса, с печи!
Воспитатель: «Ребята, зайчику понравилось, кА вы слушали сказку и отвечали на вопросы. Он приглашает вас с ним поиграть в игру «Зайка беленький сидит...».
Игру повторить 2 раза.
Воспитатель: «Поиграли с зайчиком, разогрели лапки, а теперь садитесь на стульчики. Ребята, пока мы с вами играли, зайчику письмо пришло. На конверте написано: «Позови сказку». Он откроется, если вы позовёте сказку. Как бы вы позвали её?»
Дети: «Сказка, приди к нам. Сказка, сказка, приходи, что-нибудь нам расскажи!» Воспитатель: «Конверт открылся потому, что вы так хорошо позвали сказку. А, вот, смотрите, что это? Позвали сказку, а появились картинки».
Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам: дети называют названия. После
узнавания по картинкам - узнавание по коротким частям - отрывкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Парциальная программа по фольклору (фрагмент )
laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях» (фрагмент )...
Парциальная программа "Аман угын абдар- Сокровищница родного фольклора"
Парциальная программа "Аман угын абдар- Сокровищница родного фольклора"...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...