программа по развитию речи с применением регионального компонента
рабочая программа (старшая группа)
Цель программы: развитие связной речи; воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2._znat_i_umet.doc | 30 КБ |
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr_s_regionalnym_komponentom_programma.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТАБЛИЦА № 1
Воспитанник должен | Основной компонент | Национально – региональный компонент | Коррекционный компонент |
Знать | Авторов литературно – художественных произведений; художников; Правила поведения в природе; Новые слова (словарная работа) | Национальную одежду, обувь и посуду; пословицы и загадки; Первые весенние цветы, Виды птиц своей местности | Лексический материал по темам; Психоречевые гимнастики |
Уметь | Зарисовывать эпизоды рассказов; яркие фрагменты сюжетных картин, схемы | Составлять простые распространенные предложения, объединять их в единый рассказ; Составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин с элементами усложнения и рассказа - описания; Пересказ; Правильно употреблять в самостоятельной речи грамматические категории | |
Иметь представление | О сезонных изменениях; О редких ядовитых грибах | Об уникальности природы Ямала; О Красной книге ЯНАО; животные, растения записанные в ней; О заповедниках и заказниках Ямала; О многообразии народов Ямала | О навыке словообразования (сложные слова); О родственных словах; О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания; О многообразии профессий |
Предварительный просмотр:
развитие связной речи у детей с онр с региональным компонентом программа
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
В рабочей программе («Программа воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.)) задачам патриотического воспитания, приобщения детей к культурно-историческому наследию малой Родины отведено место в разделе регионального компонента, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Ямала, как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Любой край, неповторим в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями народов Севера и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
К числу важнейших задач воспитательной работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки к школьному обучению дошкольников.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Настоящая программа разработана на основе коррекционной программы Т. Филичевой, Г. Чиркиной. Основными формами являются фронтальные и подгрупповыми занятий, которые проводятся 1 раз в неделю – воспитателем.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 72 занятия, в год – 36 часов:
Составление рассказа по серии сюжетных картин – 7 часов.
Формирование простого описательного рассказа по схеме – 5 часов.
Пересказ литературно – художественного произведения – 15 часов.
Изобразительная деятельность – 9 часов.
Диагностика проводится по разработанным методикам обследования связной речи.
Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой два раза в год: вводная – сентябрь, октябрь и итоговая – май.
Цель программы: развитие связной речи; воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Задачи:
образовательные:
– обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
– обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
– совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарным запасом детей, творческие задания;
знакомить с национальными традициями народов Севера;
развивающие:
– формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль над составлением самостоятельного высказывания;
– развитие диалогической формы речи;
обогащать и развивать знания детей о литературе и искусстве на основе культурного наследия народов Севера;
воспитательные:
– воспитание нравственно – патриотических чувств.
– воспитывать доброжелательное отношение к живой природе Ямала её природным памятникам и животным на основе легенд, поэзии и прозы;
Формы организации регионального компонента:
- совместная деятельность с детьми;
- индивидуальные и групповые беседы;
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- интегрированная деятельность;
- экскурсии, видеоэкскурсии;
- выставки работ.
Содержание программы
Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены в виде текстовых таблиц. (Приложение 1.)
Структура занятий
Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., но с учетом коррекционной направленности и с обязательным включением национально-регионального компонента.
1. Вводная часть.
Цель: настроить детей на восприятие произведения (картины, серии картин, схем) и на активную познавательную деятельность. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.
2. Введение в тему.
Цель: активизировать знания детей, установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. Продолжительность – 3–5 минут.
3. Лексико-грамматический анализ предъявленного произведения (чтение текста педагогом, разбор картины, серии картин, объяснение описательных схем).
Цель: научить воспринимать красоту, поэтичность, чувствовать нравственный смысл произведения, картины, особенности языка, художественной насыщенности, реалистичности событий, которыми пользуются авторы и художники; Продолжительность – 5 минут.
4. Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.
Цель: целенаправленное воздействие на способность составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин. Необходимо применять методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы. Это блоки– квадраты, фланелеграф предметные картины с условными символами, картины – схемы, мнемотаблицы, коллажи, иллюстрированное панно. Продолжительность – 2–3 минуты.
5. Физкультурная минутка.
Должна быть насыщенна лексическим материалом и соответствовать теме проводимого занятия
6. Актуализация знаний – Продолжительность – 2-3 минуты.
7. Составление устного связного монологического высказывания детьми.
Продолжительность – 10 минут
8. Анализ и обсуждение детских пересказов.
При анализе отмечать такие качества составленного связного рассказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.
В ходе коллективного обсуждения рассказов дети вносят свои дополнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создавать дополнительные возможности для упражнения детей с патологией речи в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений. Продолжительность – 2–3 минуты.
9. Рисование.
Цель: способствовать лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания, уметь записывать художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по развитию связной речи представлены в таблице № 1 (приложение 1).
Способы проверки знаний умений и навыков
Смотри таблицу № 2 (приложение 2)
Список литературы
- Казова Н.А. Мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Учитель, 2003.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999.
- Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
- Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., ЛитвинаА.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет). – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – 2-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005.
- Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов, – М.: Новая школа, 1997.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
План работы с родителями и педагогами по применению регионального компонента.
Перспективный план работы со взрослыми по привитию знаний о малой родине у детей....
Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе
В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....
конспект открытого занятия по развитию речи с использованием регионального компонента.
Тема занятия :"Дома и улицы"....
Картотека игр по развитию речи с включением регионального компонента
Речевые игры по теме: "Мой город"...
занятие по развитию речи (с использованием регионального компонента) Псковская сказка "Ивашка".
Многообразие и самобытность сказок формирует у детей уважение и любовь к родине, истории своего народа. Русские народные сказки способствуют развитию нравсвенного, патриотического и этического в...
ООД по развитию речи с учетом регионального компонента с детьми 5-7лет
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста для формирования знаний о природном мире родного края, через составление описательного рассказа по схемам с использованием мнемотаблиц и ЭОР (...