из опыта работы по практическому применению регионального компонента
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_microsoft_word.docx | 685.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.
Одной из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание патриотических чувств: воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной станице, краю и родной стране.
Знакомство детей с историей и настоящим нашего края педагоги детского сада №3 начали очень давно. Зная, что успеха можно достигнуть только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края и станицы, воспитатели детского сада постоянно повышают свой педагогический уровень по данному направлению, собирают и систематизируют доступные детям исторический материал, подбирают пособия, пополняют предметно-развивающую среду предметами казачьего быта, изделиями местных промыслов, изготавливают макеты казачьих хат, подворья и т.д.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог детского сада строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей данной возрастной группы.
Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае и станице, той местности, где они живут, способствует перспективно- тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем материала, сложность и длительность его изучения. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, самостоятельную деятельность детей, тематические праздники и развлечения. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания к длительному сохранению интереса к одной теме. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, фольклор, но и наглядные предметы быта, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы.
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с историческим прошлым Кубани. Для этого в каждой группе детского сада организованы уголки кубанского быта, а смотр-конкурс между группами определяет лучший среди них. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края и расширяется подача информации посредством игры.
Работу по воспитанию любви к родному краю начинаем от более простого к более сложному. В детском саду появились и свои традиции. Так происходят ежегодные встречи старших дошкольников с представителями станичного казачества и посвящение детей в казачата. Методические разработки, конспекты занятий и сценарии праздников из опыта работы педагогов детского сада вошли в сборник «Историю Кубани мы храним…».
Соприкосновение ребенка с народными традициями, историей, культурой, природой Кубани, участием в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать любовь к своей Родине.
Вот примерная схема реализации плана по ознакомлению наших детей с Кубанью:
1. Природные и сезонные особенности края.
2. Растительный и животный мир края.
3. Знакомство с достопримечательностями родного края (люди труда, музеи, памятники,
природные богатства, сельское хозяйство и промышленность).
4. Знакомство с произведениями народной и классической детской литературы, произведениями кубанских писателей и поэтов.
5. Знакомство с основными профессиями жителей данной местности, с особенностями сельского труда, направлениями технического прогресса.
6. Знакомство с предметами быта старины, жизнью казаков, традициями, обрядами, праздниками.
7. Знакомство с поэтическим и
музыкальным фольклором.
8. Знакомство с предметами народно-
декоративных промыслов Кубани.
9. Местные особенности и культурные
традиции нашего района.
10. Архитектурные особенности станицы, края.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
«Веселись и играй, но дело знай».
Сохач О.А.,
старший воспитатель МБДОУ д/с №3 Каневской район
Цель занятия:
-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;
-дать понятие о кузнечном ремесле;
-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;
-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен, листы белой бумаги,
заготовки элементов ковки из черной бумаги, длинные шнуры.
Словарная работа: холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, бахча, кавун (арбуз).
Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в музей станицы, игры на территории кубанского подворья в детском саду.
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.
Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Дети: - Казачьи!
Воспитатель: - А где мы с вами живем?
Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Каневском районе.
Воспитатель: - Да, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А чем вам нравится наш край?
(ответы детей)
Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: - А что хорошего дает труд?
Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Дети: - Без труда не вынешь рыбку из пруда.
-Хлеб и соль всему голова.
-Кончил дело – гуляй смело.
Воспитатель: - Правильно. Кончил дело – гуляй смело. А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.
Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?
Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и изготовить эскизы металлических украшений крыльца (белая бумага и черные бумажные образцы элементов ковки).
Воспитатель: - Какой замечательный эскиз кружева для металла! Я думаю, что из вас могут получиться прекрасные мастера – кузнецы. Потрудились теперь можно и отдохнуть. Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».
Правила игры:
На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кавуны,
Деда не боимся,
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:
Катилась торба,
С высокого горба,
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Игра проводится два раза.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Земли Кубани широки и необъятны,
Каждый день хорош и пригож.
Поезжай за моря и океаны,
Лучше Кубани ты не найдешь.
Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».
Теперь пройдем в группу, где нас ждет угощение.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Конспект занятия в старшей группе
«Казаки – защитники Отечества».
Сохач О.А.,
старший воспитатель МБДОУ д/с№3
Каневской район
Цель: привитие дошкольникам любви к Родине; поддержание интереса к героическому прошлому и настоящему своего Отечества; формирование качеств, необходимых будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.
Материал: кубанская хата - стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков; рушник; кубанки по количеству мальчиков; газыри; шашка; башлык; кинжал; канат; запись песен Кубанского казачьего хора.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Армия родная», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Как казак Родину защищал»
Рассказы: детей о службе пап в армии, воспитателя о родах войск, доблести и славе защитников Отечества.
Чтение: «Сказание о Кубанских богатырях» в изложение Ф.А. Щербины, сказка «Солдат и Лихо». Борис Алмазов: сказки «Отцовская пуля», «Суворовский петух», «Отцовский завет». А.Барто «На заставе», Е.Благина «Шинель» и др.
Рассматривание: картины «Рождение Армии», тематического альбома «Наша Армия родная», старинные фотографии казаков.
Разучивание: кубанских пословиц о воинской славе, стихов об Армии.
Народные кубанские подвижные игры: «Прыгание через шапку», «Перетяжки», «Разбей кувшин», «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» и др.
Экскурсии: в комнату боевой славы МБОУ СОШ №1, в районный краеведческий музей, к Обелиску Славы в центре станицы, к памятнику героя Советского Союза Г.К. Нестеренко.
Слушание: песен в записи Кубанского казачьего хора, песен военной тематики.
Ход занятия:
В зале оформлена часть казачьей хаты (стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков).
Дети входят в зал. Звучит в аудиозаписи песня Кубанского казачьего хора «Ой, вешэньки - черэшэньки…». В хате сидит бабушка и вышивает рушник.
Бабушка: - Добро пожаловать гости дорогие. Прошу вас в хату. Будьте как дома, присаживайтесь.
Воспитатель: - Бабушка, о чем думала, пока вышивала?
Бабушка: - Ох, ребятушки, детство свое да молодость вспомнила. Ведь день то сегодня особый.
Воспитатель: - Да такой же как вчера.
Бабушка: - Да как же! Сегодня День защитника Отечества! Земля-то наша матушка многое может: богатый урожай хлеба вырастить и напоить родниковой водой, да девичьей красотой порадовать, а защитить себя не может. Вот и нужен ей защитник. Слава Богу, никакие беды не могут сломить русский дух! На защиту Отечества поднимались всем миром – и стар и млад. А наши кубанские казаки стояли на охране южных границ государства Российского. С врагом казаки боролись, а жены их да детишки без дела не сидели: одежду чинили, еду варили да хозяйство вели. И вы, ребятушки, как подрастете, тоже станете достойными защитниками Отечества.
Воспитатель: - Бабушка, а мы тоже знаем много об истории казачества.
Детям задаются вопросы:
- Клятва военных служить Родине? (присяга)
- Военный флаг, на котором изображали святых? (знамя)
- Нагрудные карманы для патронов у казака? (газыри)
- Укрепление, место, где находился сторожевой (пограничный) отряд? (кордон)
- Животное, верный друг казака в жизни и боях? (конь)
Бабушка: - А кто в кубанском войске главный?
Дети: - Атаман!
Звучит запись части песни в исполнении Кубанского казачьего хора «Любо, братцы любо…». В зал входит атаман.
Атаман: - Кто вспоминал меня? Здравствуйте ребята! Я живу в нашей станице и являюсь атаманом Каневского куреня. Вижу, полна хата девчат да бравых казачат.
Бабушка: - Да, казачата хоть куда. А в отряд свой возьмешь?
Атаман: - Прежде чем принять в отряд, испытать их нужно, узнать, на что годны. Воспитатель: - Испытай казачат!
Атаман: - Вот это мужской разговор!
Воспитатель: - Вот только нет у нас такого обмундирования как у тебя, батька атаман.
Бабушка: - Ребята, а ну помогите мне (пытается выдвинуть сундук)! Старая стала, сил нет. А в сундуке-то моем кое-что имеется!
Дети выдвигают сундук, открывают его.
Воспитатель: _ Да ведь там обмундирование казаков.
Воспитатель достает предметы одежды и оружие, попутно спрашивает детей, что как называется (кубанка, газыри, шашка, башлык, кинжал). На мальчиков одевают кубанки.
Атаман: - Вот так казачата! Готовы к испытанию?
Бабушка: - Пока казачата испытания проходят. Вы, девчата, за работу садитесь, рушники вышивать, они казакам уж как понадобятся!
Атаман проводит с мальчиками состязания (перетягивание каната, кубанские народные игры «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» - по выбору педагога)
Бабушка: - Ай да казачата! Устали, хлопчики! А ну, девчата, утрите их рушниками!
Воспитатель: - Ну что, батька атаман, годятся наши казачата в отряд?
Атаман: - Да уж, молодцы, казачата, сильные, ловкие, смелые.
Бабушка: - А они еще и кубанские пословицы о воинской службе знают.
Дети называют пословицы:
- Отвага казаку – половина удачи.
- Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
- Сила казаков от земли, удальство от рати.
- Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
- Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.
- Где курган там пост казачий.
Воспитатель: - А наши казачата не только в ратном деле себя показать могут, но и бодрость духа поднять задорным танцем.
Дети исполняют парный танец под песню Кубанского казачьего хора «Гай зэлэнэнький…»
Атаман: - На все руки мастера! И соревноваться, и веселиться! Да, ваши мальчики удалые казачата. Беру к себе в отряд. Выходи, стройся!
Мальчики выстраиваются в шеренгу и читают стихи:
- Наша армия родная
Стережет покой страны
Чтоб росли мы, бед не зная
Чтобы не было войны.
- Наши летчики – герои
Небо зорко стерегут
Наши летчики – герои
Охраняют мирный труд
- Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк
Гордо реет на линкоре,
Развивается наш флаг.
- И казак стоит в дозоре
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учится
Мог спокойно наш народ.
Атаман: - Казаки всегда стояли, стоят, и будут стоять на страже Родины. Многие казаки и сейчас являются защитниками отечества, несут службу в разных родах войск Российской армии. Очень почетное дело – Родину защищать. Честь и слава защитникам Отечества! А когда вы, казачата, вырастите, тоже станете защитниками России.
Бабушка: - А девчата, пока вы соревновались, рушник вам вышивать закончили, да и частушки хотят вам пропеть на прощание.
Девочки поют частушки, и каждая после своего куплета вручает мальчику рушник.
Частушки.
- Мы девчата – казачата,
Не умеем мы тужить.
Без частушек-прибауток
Нам и суток не прожить.
- Мы девочки - казачки,
Ох, как набелились,
Мы вчера коров доили –
Молоком умылись.
- Мы кубанские девчата
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем!
Звучит запись песни «Если хочешь быть военным…» в исполнении Кубанского казачьего хора. Атаман выводит мальчиков из зала, а девочки машут им в след.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями и педагогами по применению регионального компонента.
Перспективный план работы со взрослыми по привитию знаний о малой родине у детей....
Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, дру...
Применение регионального компонента в режимных моментах
Нельзя добиться высоких результатов только усилиями одного воспитателя татарского языка, ведь всё основное время ребёнок проводит с воспитателями в группе. Поэтому участвуя в жизни детей, я...
программа по развитию речи с применением регионального компонента
Цель программы: развитие связной речи; воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на...
Презентация к выступлению из опыта работы Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности
Презентация к выступлению из опыта работы. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности"...
Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением
Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...