Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников через региональный компонент"
консультация
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников через региональный компонент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»
Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают затруднения при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей дошкольного возраста.
Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста - научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Основные задачи, которые определены этой целью:
• формирование словаря,
• формирование грамматического строя речи,
• воспитание звуковой культуры речи,
• развитие связной речи,
• ознакомление детей с художественной литературой.
Осуществлять решение этих важных задач, предлагается через знакомство дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями Тюменского края, с традициями и бытом русского народа.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Речь нашего народа отличается певучестью, художественной образностью, яркостью. Это связано с тем, что Тюменский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись культуры многих национальностей (русские, сибирские татары, казахи, украинцы, ханты и т. д.). Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие - устное народное творчество.
В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, мир детства, народная мудрость и история Тюменского края в старину и в наше время.
Именно поэтому воспитателям надо использовать в своей работе с детьми фольклор. Язык - душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей.
Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества, являются пословицы, загадки, поговорки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.
При ознакомлении дошкольников с пословицами, сказками, загадками, песнями и играми, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.
Образ жизни древних сородичей, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование народного фольклора. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда представляет интерес для детей. Сказки раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Есть и волшебные, сатирические, бытовые, исторические сказки, а есть большие богатырские сказания, в которых воспеваются подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ. Поэтому, пересказывая народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения, а также связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко, лаконично и грамотно выражать свои мысли.
Игровому фольклору народов Севера свойственны ярко - выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах можно оформлять уголки краеведения. Подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» организованный в д/с.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родной земле и развития связной речи являются экскурсии и целевые прогулки к памятным местам и достопримечательностям, социальным и природным объектам ближайшего окружения.
Осуществлять речевое развитие у детей дошкольного возраста, с учётом национально - регионального компонента, предлагается через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: «История возникновения Тюменского края», «Традиции и быт народов Севера», «Богатая природа нашего края», «Игры народов Севера», «История нашего села», «Писатели земли Тюменской»... А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашей области?», «Назови животных наших лесов»…
А также можно, включать в работу рассматривание иллюстраций, показ слайдов с использованием ИКТ по темам: «Символика России», «Красивый город -Тюмень», «Флора и фауна нашего края», «Сельскохозяйственный труд в родном крае», «Промышленность Тюменской области», «Полезные ископаемые Тюменского края». Читать дошкольникам литературу о Сибири, о народах Севера, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов: Лагунова, Крапивина, Шестакова…
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве Дети начинают самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь (степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжеты и образы рисунков). Обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в дошкольное образование необходимо, так как любые формы художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) обеспечивают осознанное и активное участие дошкольника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. А так как ребенок проводит около 70 % своего времени в дошкольном образовательном учреждении, то нашей первостепенной задачей становится, в рамках ДОУ пробудить интерес и уважение дошкольников к культуре своего народа, научить связно, высказывать свое мнение, уметь дискутировать, отстаивать свою точку зрения. И для этого мы должны создать такие условия, чтобы ребенок полноценно овладел речевым общением. И для достижения этой цели, мы предлагаем знакомить старших дошкольников с ценностями духовной культуры, с историей, географическими особенностями страны, с традициями и бытом русского народа и чтоб дошкольники старшего возраста могли отобразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Не открыв ребенку путь к источнику многовекового человеческого опыта, заложенного в этике почитания священных мест (памятников, рек, минеральных источников и др.), мы не сумеем сформировать у него правильного отношения к сегодняшней жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Консультация по видам искусства через региональный компонент
Содержание и организация работы в ДОУ по формированию элементарных представлений о видах искусства через региональный компонент...
Ознакомление с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент.
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ,которая знакомит с формами работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,используя региональный компонент детей старшего возраста....

Патриотическое воспитание дошкольников через региональный компонент
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям н...

Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент в средней группе
О региональном компоненте...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...

План самообразования за 2022-2023 уч.г. по теме: “Воспитание патриотических чувств у дошкольников через региональный компонент” воспитатели: Зиннурова Л.И. Корнийчук В. Н.
Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ. Важным в социализации ребе...