Педагогический проект "Речевой ручеёк" (развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора)
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Мишутка»
Педагогический проект:
«Речевой ручеёк»
(Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
посредством русского народного фольклора).
Выполнила:
Коваленко Е.А.
Г. ПОЧЕП
2016 Г.
ТИП ПРОЕКТА: творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, скороговорки сказки, потешки, считалки, колыбельные, заклички и т.д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей старшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
АКТУАЛЬНОСТЬ
ОДНИМ ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБУСЛОВЛЕНА СПЕЦИФИКОЙ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА РУССКОГО НАРОДА, ХАРАКТЕРОМ ЗНАКОМСТВА С НИМИ И РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ДЕТИ ХОРОШО ВОСПРИНИМАЮТ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЛАГОДАРЯ ИХ МЯГКОМУ ЮМОРУ, НЕНАВЯЗЧИВОМУ ДИДАКТИЗМУ И ЗНАКОМЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО КАЖДОГО НАРОДА, ВЫРАБОТАННЫЙ ВЕКАМИ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДУ, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА. ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕБЁНОК НЕ ТОЛЬКО ОВЛАДЕВАЕТ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ, НО И, ОСВАИВАЯ ЕГО КРАСОТУ, ЛАКОНИЧНОСТЬ ПРИОБЩАЕТСЯ К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА, ПОЛУЧАЕТ ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НЕЙ.
ПРОБЛЕМА:
ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- - учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно -развивающими событиями;
- - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- - учить скороговорки, используя наглядный материал (картинки).
- - учить отгадывать загадки методом анализа, сравнения, обобщения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТА:
ФОРМЫ:
- ЗАНЯТИЯ, ДОСУГИ,
- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ,
- СВОБОДНО-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
( ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ).
МЕТОДЫ:
- НАБЛЮДЕНИЕ
- РАССКАЗ
- ИГРЫ
- ПОКАЗ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- У детей повысить интерес к устному народному творчеству. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
- У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
- Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
- Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
- С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
- Загадки и скороговорки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
- Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
- Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
- В процессе ознакомления детей с народными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
- Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
- Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
- Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
- Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Содержание работы на 2015-2016 учебный год. | ||
Срок | Содержание работы | Практический выход |
Декабрь НАРОДНЫЕ ИГРЫ. ЗАГАДКИ |
| Результаты анкет Картотека Презентация с картинками-отгадками Папка-передвижка |
Январь СКОРОГОВОРКИ |
| Картотека, Альбом Выставка рисунков Конспект занятия Памятка для родителей |
Февраль НАРОДНЫЕ СКАЗКИ |
| Презентация с картинками Сказка «Колобок- великан», «Как Заяц и Лиса дом строили» Выставка сказок Конспект Консультация для родителей |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М., 1957 (интернет-книга).
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981 (интернет-книга).
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1988 г. (интернет-книга).
4. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967 (интернет-книга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-627544-1429956818.jpg)
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора
Статья "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-1023952-1521740472.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1164402-1569173283.jpg)
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/22/picture-463459-1434998907.jpg)
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-1232662-1643813402.jpg)
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Проект по речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/29/picture-1373644-1640810789.jpg)
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1221126-1595536139.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность проекта:Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с ...