положение о создании в ДОУ мини - музея
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/с «Светлячок»
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ПК Заведующий
МБДОУ Д/с «Светлячок» МБДОУ Д/с «Светлячок»
г.Семикаракорск г.Семикаракорск
_________ _________ «____» ___________ __________ «____» ___________ __________
Положение
о мини – музее
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад «Светлячок»
Семикаракорского района
г.Семикаракорска.
Положение о музее (мини-музее) дошкольного образовательного учреждения
1.Общие положения
1. При разработке данного Положения использованы следующие нормативно правовые документы:
- закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12,
-приказ № 418 от 17.07.2008 «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее»,
- устав ДОУ.
2. Музей ДОУ – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
3. Музей ДОУ позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно- организованной развивающей образовательной среды. Это среда – не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артифактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников).
2. Цели и задачи музея (мини-музея) ДОУ
Цель: создание развивающей образовательной среды, как средство формирования разносторонней развитой личности воспитанника- социально активного россиянина.
Задачи:- поиск, собирание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др.) в процессе совместной проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных представителей) и педагогов;
- создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства общего и дополнительного образования;
- интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
- опытно-экспериментальная проверка содержания форм и методов деятельности музея ДОУ, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.
3. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея: - работа с фондом музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции;
- основные формы и методы деятельности:
Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов;
Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других;
Просветительская ( образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.)
Информационно-аналитическая деятельность музея включает
–оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов, сайт музея;
Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
4. Педагогические технологии, используемые в работе музея ( мини- музея) ДОУ
- технология проектного обучения;
-технология учебно-исследовательского обучения;
- технология личностно-ориентированного образования;
- методика коллективной творческой деятельности.
5. Развитие музейной экспозиции
1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и пополнение их новыми предметами и экспонатами.
2. Формирование новых разделов мини-музея.
6. Научно-методическое, программное обеспечение
1. Создание силами педагогов ДОУ методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и развлечений и т.д.).
2. Создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок педагогов, использования его фондов в образовательном процессе.
3. Использование возможностей музея ДОУ в образовательной деятельности, обмен опытом.
4. Вовлечение воспитанников и их родителей (законных представителей) в деятельность музея через непосредственное участие в органах самоуправления в деятельности музея; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах по направлениям деятельности музея.
7. Управленческий компонент
1. Разработка приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея;
2. Заключение договоров с другими общественными организациями (учреждениями науки, культуры, музеями) для осуществления научно- методического, краеведческого и творческого взаимодействия с целью оказания методической помощи.
3. Составление, согласование расписания занятий на базе музея.
4. Оснащение компьютерной, множительной, видео, аудиотехникой, канцтоварами и т.д.
5 Решение вопросов стимулирования труда методического персонала, воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей), внесших вклад в результативность деятельности музея.
8. Ожидаемые результаты
1. Музей обеспечивает межпредметную интеграцию знаний;
2. Обеспечивает формирование предметных и межпредметных связей
3. Позволяет применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, планировать, проектировать, продуктивно действовать и принимать решения.
4. Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности.
5. Родители приобретают психолого-педагогические знания по разделам экспозиций, больше узнают о своем ребенке, улучшаются взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами.
6. Повышается престиж ДОУ в среде родителей.
9. Документация музея (мини-музея)
1. Приказ о создании мини-музея;
2. Каталоги наименований методического, практического материала по разделам экспозиций;
3. Журнал инвентаризации музейных предметов.
4. Книга-отзывов и предложений о работе музея
Комментарии к положению о музее (мини-музее)
Форма – мини-музей нашла широкое применение в практике работы ДОУ (особенно на современном этапе при переходе на тематическое планирование). Работа по сбору экспонатов для мини-музея, их использование в образовательном процессе группы во многом расширяют возможности организации образовательной деятельности дошкольников. Не менее важно в процессе такой работы привлечь к взаимодействию педагогов разных групп и их воспитанников. Этому способствует организация экспозиций различной направленности, размещенных в возрастных группах, кабинетах (физкультурный зал, кабинет музыкального руководителя, холл, лестница и т.д.).
Целью создания данных экспозиций является - взаимопосещения групп и проведения в них экскурсий хозяевами – педагогами и детьми
Примерная тематика экспозиций и экскурсий по группам:
2-младшая группа «Игрушки-забавы», «Матрешка - веселая и умная игрушка», «Домашние питомцы»
обзорная «Забавные игрушки одинаковые и разные», «Какие бывают игрушки?», «Кто живет у нас дома?»,
Средняя группа «История автомобилей» «Моя любимая кукла» «Сад, огород»
Обзорная «Какие бывают куклы?» «Куклы мам и бабушек» «Куклы разных народов»
Старшая группа «История часов» «История пуговиц» «Камни – недра Земли» «Собака – друг человека», «Собаки на службе человека», «Собаки – участники войны», «Собаки – поводыри».
Подготовительная к школе группа : «Наш город», «Мы ими гордимся», «История вещей» (посуда, мебель, одежда, утюга, прялки и т.д.)
«История часов»,
Обзорная «Декоративно- прикладное искусство России»
«Дымка и Городец», « Хохлома и Гжель»,
«Виды часов» «От солнечных до электронных»
Кабинет музыкального руководителя «Русские народные музыкальные инструменты» (костюмы, виды театров)
Обобщающая «Русские народные музыкальные инструменты»
Обзорная «Инструменты разные – мелодии русские» «Инструменты разные – мелодии русские»
Холлы, лестницы
Тематические экспозиции посвященные войне, космосу, дню Защитников Отечества, Дню матери, Дни книги и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания в группе мини-музея "Пернатые соседи"
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, открытие самого музея, заключительный.Здесь описаны методы и приемы работы на каждом этапе....
Проект "Родом из детства": создание фото-экспозиции мини-музея семейных архивов.
В помощь педагогам, которые стремятся найти лучшие формы работы с семьями воспитанников....
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев
Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитиюличности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий,представлений о социокул...
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Опыт работы «Создание и использование мини-музея в детском саду» (подготовительная группа).
Материал поможет педагогам создать свой мини-музей в детском саду и организовать систему работы с родителями и детьми....
Консультация для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада"
В материале консультации для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада" даны рекомендации по организации мини-музея посвященному о...