Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
статья (старшая группа)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Важно, чтобы ребенок мог через познание истории своего края, людей живущих в нем, увидеть себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Поэтому, мы решили организовать в группе мини-музей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladosozdaniimuzeya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше мы хотим знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, какие отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло». В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Важно, чтобы ребенок мог через познание истории своего края, людей живущих в нем, увидеть себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Поэтому, мы решили организовать в группе мини-музей.
Вообще, идея его создания возникла давно. Но, надо сказать, что это было создание коллекции, а не музея, как такового. Часто во время бесед о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину, во время чтения сказок встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, серп, веретено, крынка и т.д.. Нам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта.
На первом подготовительном этапе в декабре месяце мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где обратились с просьбой помочь организовать в группе для детей мини-музей. Родители заинтересовались нашим предложением.
Вместе определили тему «Моя родина – Россия» и название экспозиций «Русская изба» и «Ерино - маленький уголок большого города» (посвящённый нашей малой Родине). Для расположения мини-музея мы решили использовать часть групповой комнаты. Сделали небольшую перестановку и работа закипела - результата не пришлось долго ждать.
Родители воспитанников стали приносить старинные русские вещи, орудия труда. Бабушка Маши Р. – Коваленко Валентина Ивановна подарила музею вышитый рушник, платок-оберег своей матери, которому более 100 лет. Из деревни привезла домашнюю утварь: чугунки и ухваты, старинный утюг, самовар, шахтерскую лампу. Центральным местом в нашей экспозиции стала небольшая русская печь (имитация), расписанная художницей Коваленко Ольгой Николаевной (мамой той же Маши Р.). «Без печки хата – не хата», – говаривали в старину. В далекие времена в печи и хлеб пекли, и всю еду для людей и скотины готовили. Русская печь обогревала весь дом, на печи можно было спать, в печи – париться. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!
Свое место в музее заняли и прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденная шерсть), коромысло с ведрами.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому музей у нас - «мини». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры числа предметов в музее невелики.
Предметы мини-музея – это не застывшая экспозиция, они располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используем на занятиях и праздниках, в театрализованной деятельности, развлечениях, они постоянно пополняются. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
На базе мини-музея провели познавательную встречу (из цикла «Встречи с интересными людьми») Пригласили Валентину Ивановну поделиться своими воспоминаниями детства о трудной жизни в деревне. Её рассказы о русском быте, жизни людей в старину, ребята слушали с большим интересом, делились своими знаниями, задавали вопросы и никто не остался безучастным. Всем хотелось потрогать и старинный утюг, и лампу, и расчесаться деревянным гребнем…
Из рассказа Валентины Ивановны ребята узнали, как пряли в старину, как стирали как пользовались ухватом и т.д. Такие встречи ребятам очень нравятся. Дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Любовь маленького ребёнка к своей Родине начинается с отношения к самым близким ему людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Именно в семье, в которой родился ребенок, идет первое формирование чувств гражданственности и патриотизма. Как гласит народная пословица «Дерево без корней не растет».
Знать историю своей семьи, профессии близких важно для развития ребенка.
Творческая работа по созданию генеалогического древа помогла запомнить имена и отчества бабушек и дедушек, пробудить интерес к своим предкам, способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Альбом «Дорожите именем своим!» включил в себя работы о происхождении и значении имен. Каждый ребенок дома с мамой нашел информацию и рассказал о собственном имени, почему его так назвали, что оно обозначает, откуда оно пришло в наш язык и какие знаменитости уже прославили это имя.
Как не велика наша страна, человек, а особенно ребенок, связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с домом, где живет; с двором, где играет, улицей, где находится его детский сад. И поэтому одним из направлений мини – музея является «Ерино - маленький уголок большого города». С помощью родителей мы собрали материал об истории родного поселка, близ лежащей деревни Сальково, где живут наши воспитанники, истории Храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Ерино, куда ходят наши дети в Воскресную школу и на детские литургии, о санатории «Ерино» и др. Недавно совершили увлекательное путешествие в мир книг. (посетили поселковую библиотеку) где познакомились с работой библиотеки и профессией библиотекаря. Планируем сходить на экскурсию на завод минеральной и фруктовых вод «Еринская».
Для обогащения представлений о Родине, России в планах пополнить наш музей альбомами «Достопримечательности Москвы», «Народные праздники и гулянья», «Богатыри земли Русской», «Стихи о Родине», «Песни о Родине».
В преддверии празднования Великой Победы отдельной экспозицией мини – музея планируем создание темы «Сороковые, роковые». По этой теме собираемся оформить тематическую папку «След войны в моей семье» с цель узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны, уважения к ветеранам, гордости за своих предков. («Дети в годы Великой Отечественной войны», «Песни о войне»)
Очень важно, чтобы наши дети уже с малых лет знали и помнили о подвигах своего народа и гордились своей Родиной.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В мини – музее представлена еще небольшая коллекция из декоративных элементов по темам «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись». Здесь дети могут почувствовать себя еще и соавторами, создателями художественного шедевра. Рядом в изоуголке можно взять бумагу, пластилин, краски, кисточки, образцы и трафареты изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.
При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности, Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ.
Таким образом, мини-музей, создаваемый нами воспитателями, детьми и их родителями, становится близким и понятным каждому ребенку.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе увлекла нас. Мы будем продолжать дополнять и обновлять свои экспозиции. Мы ищем новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем новые экспозиции, дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея. Все это позволит воспитывать в дошкольниках чувство гордости за свою страну, за свой народ, за свою малую родину.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы». Именно к этому мы и будем стремиться в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Использование метода проектов является инновационным в педагогической деятельности ДОУ....
Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через позновательное развитие в условиях ФГОС в МБДОУ "Солнышко"село Кокорино
Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие в условиях ФГОС в МБДОУ "Солнышко" село Кокорино...
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Используя инновационные технологии, открывается новый мир возможностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектов. В нравственно- ...
Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)
О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...
"Использование музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников" - из опыта работы
Из опыта работы ...
Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя)Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный возра...
«Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их...