Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев
проект на тему
Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию
личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа и, как следствие, совершенствованию
речевого развития детей, что особенно важно в дошкольном детстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 933
117546, Москва, ул. Медынская, д. 9А | факс/тел. (495) 383-32-29 |
E-mail: 933@edu.mos.ru |
Выступление на педагогическом совете:
Тема: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев».
Составила и провела:
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
дошкольного отделения «Улыбка»
Захарова Е.В.
Москва
2016 г
«Человек способен сохранить лишь
то, что растёт в нём самом…»
Эрих Мария Ремарк
Ориентируясь на стандарт образования, учитывая достижения современной педагогической науки, в поисках интересных решений всестороннего развития личности ребёнка мы обратили своё внимание на музейную педагогику.
И в 2015 -2016 учебном году поставили задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения». В результате в структурных подразделениях ДО были созданы новые и трансформированы имеющиеся мини-музеи.
Для того чтобы наш мини-музей не стал простым собранием экспонатов, а явился интерактивной средой всестороннего развития личности мы определили позицию ребёнка в музейно-образовательном проекте:
- позиция созидания;
- не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
- личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
- бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
- ребёнок нацеливается не на запоминание, а на понимание и эмоционально-нравственную оценку.
В нашей работе мы особое внимание уделяли вариативности и доступности развивающей среды мини-музея.
Под вариативностью мы определили:
- периодичность и сменяемость музейного оборудования;
- появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную, речевую, двигательную и исследовательскую деятельность;
- возможность временного экспонирования личных деревянных игрушек детей.
Под понятием доступности среды мы подразумеваем:
- доступность для воспитанников
- возможность использования музейных экспонатов педагогами всего учреждения для проведения игровых занятий, бесед, игр и т.д.
А сейчас несколько слов об опыте работы наших педагогов в рамках реализации годовой задачи и проекта «Дети в музее». Мы можем представить нашу практическую работу поэтапно:
I этап работы. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ.
II этап работы. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
III этап работы. ОСНОВНОЙ.
IV этап работы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Ознакомительный этап
- Выбор темы и названия
- Разработка модели организации музея
- Выбор места (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)
Подготовительный этап
1.Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы
2. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей
3. Определение перспектив развития
ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА
1)определение темы и содержания экскурсии
2) составление плана экскурсии
3) целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
4) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы
Заключительный этап
- Что было сделано?
- Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
- Что нового узнали?
- Что хотели бы еще узнать?
- С кем можем поделиться полученными знаниями?
- Анкетирование
Мы предлагаем вам познакомиться с направлениями и многообразием мини-музеев нашего дошкольного отделения.
Все мини-музеи структурных подразделений можно представить в виде музеев, отражающих разнообразие мира природы, и музеев, знакомящих с миром людей.
При этом музеи, знакомящие с миром людей, мы разделили на 4 группы:
- историко-патриотические и краеведческие музеи
- музеи быта людей
- музеи народно-художественного промысла
- музеи произведений искусства и их создателей
Последнюю группу музеев мы представляем в 3-х направлениях:
- музеи музыкального и театрального искусства
- художественные музеи
- литературные музеи
Историко-патриотические и краеведческие музеи направлены на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, воспитание любви к истории своей страны, формирование историко-географических знаний о своем городе, своем крае. Развитие отношения к пониманию прошлого, настоящего и будущего. Совершенствование познавательно-речевого развития детей, формирование элементарных знаний об истории Отечества.
Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка»,»Радуга» в виде:
- мини-музея воинской славы и доблести
- мини-музея «Моя столица, моя Москва»
- мини-музея «Город чудный, город древний»
Музеи быта людей способствуют детализации и систематизации знаний детей об окружающем их бытовом мире. Углублению представлений о свойствах и качествах различных материалов. Воспитанию ценностного отношения к труду людей и его результатам. Развитию созидательной активности детей.
Такие музеи представлены в дошкольных отделениях «Солнышко», «Березка», «Сказка» в виде:
- мини-музея «В гостях у бабушки»
- мини-музея «Часы»
- мини-музея «Кружевные сказки»
- мини-музея хлеба
- мини-музея мяча
Музеи народно-художественного промысла направлены на знакомство с предметами народно-художественного промысла. Введение детей в мир подлинного народно-художественного искусства на примерах доступных экспозиций. Сохранение национальных традиций. Приобщение детей к искусству через знакомство с экспозициями художественных музеев, отражающих многообразие национальной культуры России. Воспитание интереса к народным промыслам.
Музеи народно-художественного промысла представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка»,»Сказка», «Радуга» в виде:
- мини-музея декоративно-прикладного искусства ложек
- мини-музея «Народные промыслы»
- мини-музея «Деревянная игрушка»
- мини-музея «Куклы из глубины веков»
- мини-музея «Русская матрешка»
- мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
- мини-музея «Игрушки-забавы»
- мини-музея «Веселая хохлома»
- мини-музея «Народные мастера»
- мини-музея «Куклы народов России»
- мини-музея «Русский сувенир»
Музеи музыкального и театрального искусства способствуют приобщению детей к миру музыкальных инструментов и музыкальным традициям России. Развитию музыкальности детей в лучших традициях музыкального воспитания. Знакомству детей с театральными жанрами в искусстве. Формированию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка», «Радуга», «Сказка», «Солнышко» в виде:
- мини-музея «Свирелька»
- мини-музея Шаинского
- мини-музея музыкальных инструментов и симфонического оркестра
- мини-музея «Дом музыки»
- мини-экспозиции музыкальных инструментов и атрибутов
Художественные музеи направлены на введение детей в мир подлинного художественного искусства, освоение духовной культуры России и сохранение национальных традиций. Знакомство с творчеством художников. Развитие умения детей отражать в художественной деятельности свои представления, эмоции, чувства.
Художественный музей представлен в дошкольном отделении «Солнышко» в виде:
- мини-музея «Вернисаж дошколят»
Литературные музеи способствуют развитию интереса к произведениям художественной литературы. Приобщению детей к словесному искусству, развитию художественного восприятия и эстетического чувства. Воспитанию в ребенке читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Совершенствованию у детей художественно-речевых, исполнительских навыков.
Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка», «Солнышко» в виде:
- мини-музея детской книги
- мини-музея курочки Рябы
- мини-музея «В гостях у сказки»
- мини-музея волшебных вещей
Музеи мира природы направлены на развивающее обучение, в частности на развитие правильной и грамотной речи, и формирование основ отношения к природе, ко всему живому по законам природы. Формирование поисково-исследовательских навыков и умений, расширение представлений о том, что в природе все взаимосвязано. Музеи мира природы представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Радуга», «Сказка», «Солнышко» в виде:
- мини-музея птиц
- мини-музея «Лучший друг»
- мини-музея «Дерево»
- мини-музея «Вода»
Созданная в дошкольных отделениях эффективная речевая среда, разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение способствует приобщению детей к сферам человеческой деятельности и культуры и развивает желание проявлять любознательность, инициативу в получении новых знаний, что ведёт к активному познавательно-речевому развитию дошкольника через взаимодействие педагога с ребёнком.
Используемые в образовательном процессе технологии взаимодействия педагога с детьми в мини-музее можно представить в виде 3-х моделей:
- учебная образно-игровая модель
- коммуникативно-диалоговая модель
- поисково-исследовательская модель
Посредством данных моделей взаимодействия педагог развивает познавательно-речевую активность детей через следующие формы работы:
- тематические игровые занятия;
- занятия-посиделки;
- экскурсии;
- беседы;
- викторины;
- конкурсы загадок;
- выездные экспозиции;
- мастер-классы;
- совместные игры;
- отмечание календарных дат (обряды и традиции русского народа);
- экологические праздники;
- семейные путешествия.
Таким образом, мы видим, что создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и, как следствие, совершенствованию речевого развития детей, что особенно важно в дошкольном детстве.
Потребность в систематическом посещении музея, интерес к истории не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых идей и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"
2014-2015 учебном году структурное подразделение «Солнышко» решало годовую задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отд...
Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"
Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"2014-2015 учебном году структурное подразделение «...
Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"
2014-2015 учебном году структурное подразделение «Солнышко» решало годовую задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музе...
Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создания и использования музеев дошкольного отделения"
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников,а именно создание разноообразн...
Опыт работы «Создание и использование мини-музея в детском саду» (подготовительная группа).
Материал поможет педагогам создать свой мини-музей в детском саду и организовать систему работы с родителями и детьми....
Консультация для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада"
В материале консультации для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада" даны рекомендации по организации мини-музея посвященному о...
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...