Конспект занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Образовательные задачи:
-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Развивающие задачи:
-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.
- закреплять умение использовать разные приемы конструирования из ткани..
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с тканью;
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Физическое развитие».
Словарная работа: лапти, печь, лошкари, коврик вязаный, каравай, русская изба, палати,
Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий, печь. предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка, платки, сарафаны, рубахи.
Раздаточный материал: скрутки, ткань двух цветов, нитки.
Предварительная работа:
-посещение музея «Русская Изба».
-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».
-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,
-слушание народных мелодий.
-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.
-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,
-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.
-рисование предметов русского быта.
-разучивание русских народных песен.
- изготовление кукол- оберегов
Ход:
Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах
В. Ребята, поздоровайтесь с гостями в нашем зале,
Д: Здравствуйте гости дорогие (с поклоном)
Воспитатель: — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь. Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
-Много гостей, много и новостей Прошу в избу, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Проходите в Красный угол.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
А из чего люди раньше могли построить себе дом?
Воспитатель: Правильно, ребята. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Потому и Русь называют деревянной. А дом назывался изба.
А как строили избы на Руси?
Д: Избу строили всем селом или улицей. На Руси было правило: хозяин шел к соседям и просил их прийти на помощь. Соседи не отказывали в помощи, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить - значит строить.
Воспитатель: Самой нарядной и красивой комнатой в русской избе была горница, в ней принимали гостей.
Воспитатель:
В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. А кто из вас знает поговорки про самовар?
Дети: «Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!»
«Вот так мы живем: пряники жуем, чаем, запиваем, всех в гости приглашаем».
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол большой?
Дети: Потому что семьи в старину были большие, за стол рассаживались на лавки, на лавках спали ночью, так как места всем не хватало.
Воспитатель: Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» Ребята, посмотрите и скажите, из чего сделаны большинство предметов домашнего обихода? И почему?
Дети: Из дерева. Стол, скамейка, колыбелька, прялка, сундучок, ложки. Потому что дерево самый доступный материал, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые вещи.
Воспитатель: Правильно, ребята. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости всегда ходили тоже со своей ложкой. Говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
Давайте и мы попробуем поиграть да потанцевать под народную музыку.
( звучит музыка для лошкарей)
Воспитатель В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.
Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.
Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»
Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы. (Объясняют что как сделано)
Полотенце – отмечают, что оно вышито. Рушник.
Лапти, плетеные из лыка
корзины – плетенные из веток ивы
Коврик- вязаный из лоскутков
Веретено – для прядения пряжи
Украшения
Носки - связаны на спицах
Игрушки- сделаны из дерева , для детей
Одежда – сшита из холста
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
1. лапти - сапоги
2 печь - плита
3 лавка - кровать
4 сундук - шкаф
5 Самовар - Чайник
6 Изба - Дом
7 Люлька - Кроватка
8 Чугунок - Кастрюля
9 Горница - Комната
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе
Д: Печь (проходят к печи)
Воспитатель: Правильно - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет. Это сердце дома. Для чего же была нужна в избе печь?
Д: Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. На печке спали. в печке мылись, как в бане.
В: Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».
Назовите еще поговорки о печи
Дети: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«У печи все красное лето».
Воспитатель: Давайте рассмотрим, как устроена печь?
Дети: У печки есть труба, заслонка, лежанка, шесток, полати.
Воспитатель: А в какой посуде готовили еду русские хозяйки?
Дети: В горшках, в чугунках. Это посуда, в которой варили щи да кашу. Еда, приготовленная в такой посуде, была очень вкусной.
Воспитатель предлагает детям показать чугунок, ставит его на шесток. «Ой, а как же его поставить, в печке то горячо?» 1. «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватил, отдает, а сам в угол идет» (Ухват)
Дети: Ухват. Рассматривают ухват, пробуют брать чугунок ухватом.
Воспитатель С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой-душа избы, покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином». А для того, чтобы противостоять болезням, делали обереги Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Куклы Лихоманки из лоскутов и вешали их сразу несколько штук за печкой. Залетит злой дух в дом и первым увидит куклу, а не человека, кинется к ней и там застрянет. Осень, когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок. А весной, на масленицу их сжигали.
А теперь, как говорили наши предки. «Делу - время, потехе - час»
Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
1 ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
2 ребенок: Сделал дело, гуляй смело.
3 ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4 ребенок: Рабочие руки не знают скуки.
5 ребенок: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
6 ребенок: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
7 ребенок: Делу время, потехе час.
8 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
Я приглашаю вас на посиделки , изготовим с вами оберег куколу-Лихоманку осеннюю. Но прежде мы поиграем в пальчиковую игру « Замочек»
На двери висит замок кто его открыть бы смог
Покрутили, потянули, постучали и открыли.
(Дети проходят к столам выполняют работу)
Выставка работ.
Воспитатель: А нашим дорогим гостям мы тоже подарим обереги , чтобы они не болели ( дети дарят обереги)
Воспитатель: Пора вам домой возвращаться.
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
конспект "Русская изба"
конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...
Конспект "Поморская изба"
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...