Конспект "Поморская изба"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomorskaya_izba.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Знакомство с поморской избой»
Цель: Обобщить знания детей о поморском быте наших предков.
Задачи: 1. Знакомство детей с избой – жилищем поморов, с предметами русского быта.
2. Привлечение детей к созданию коллажа «Русская изба». Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы в коллективе.
4. Формировать навыки связной речи, грамматический строй речи.
5. Применять ранее полученные знания о предметах поморского быта, через разгадывание загадок.
6. Закрепить знания детей о Мезенской росписи.
7. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русскому народному творчеству.
8. Воспитывать любовь к северному краю, бережному отношению к культуре.
9. Воспитывать гордость за историческое прошлое поморов, за свою малую Родину.
Оборудование: аудиозаписи русских народных мелодий, мини-музей «Поморская изба», два листа бумаги, клей, клеёнки, картонные детали мезенской росписи, изображения коробов, валенки для игры.
Ход занятия:
Дети подходят к музею под музыку «Северный хоровод».
- У каждого человека на Земле есть Родина. Дети, скажите, что такое Родина? Как называется наша страна? В какой области мы живём? А городе? А как ещё называют нашу область? (Поморье) А людей живущих в ней, нас с вами? (поморы) Почему так называют нашу область?
Распластали крылья зори
Ох, и крылья широки!
Это наше Беломорье,
Запах хвои и трески.
-А хотите ли вы оказаться в то время, в те далёкие времена, когда жили наши предки поморы, наши прабабушки и прадедушки? Тогда открываем волшебную дверь в прошлое (звучит р-н музыка и дети заходят в музей)
-Вот мы с вами оказались в гостях у поморов. Что вы видите? (дом) Как называется дом у поморов? (изба)
-Строить избу одновременно выходило до двадцати человек. Чем больше рук, тем легче труд.
-Вот и мы с вами сейчас разомнёмся как настоящие плотники, выходите.
Физкультминутка «Строим дом» (упражнение с движениями).
Тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том,
Есть еще одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
-Поморы всегда были гостеприимны и щедры. Не зря в народе бытовали выражения: «Кого Бог полюбил, тому гостя послал», «К нему когда хочешь, приди, завсегда стол да скатерть»
-Ну, что же проходите гости дорогие в избу.
-Наша изба встречает нас «красным углом». Здесь находились самые ценные вещи, какие? (стол, иконы, крест, свечи)
Стол ставили вдоль половиц. На столе постоянно находился хлеб, чтобы показать благополучие в доме. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так и стол – доска». Вдоль стола ставились лавки.
-Что ещё было обязательно в каждой избе? (печь) Для чего служила русская печь?
В любой дом поморский заходи – печь стоит посреди избы, как лебедушка белая. Она и согреет в студеную погоду, она и накормит. Мастеровые люди-печники клали печи из кирпича и глины, потом белили. Вот стояла она как лебедушка, а около нее тепленько да вкусненько.
Тепло-то известно от чего – от дров. Их в топку закладывали, они жарко горели. Чтоб жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли). А угли помешать – кочерга была. Она вместе с ухватом, которым горшки горячие ухватывали, рядом стоят.
-А какие названия поморских блюд вы знаете?
Отогрелись, теперь можно и поесть. А еда (ее называли «Варя», потому что варили). Так вот, еда в печи стоит горячая целый день. Матушка-то ухватом из печи чугунок достанет. В каждой избе на столе самовар стоял. Нагревался он от углей в трубе. И выходит, что он сам воду варил – самовар и назывался. Самовар на столе пыхтит, всем, кто за столом сидит по деревянной ложке и по деревянной чашке. Потом рыбу ставили на середину стола на латке – это большая глиняная миска. И каждый за столом кусочек с краю брал, что «повкуснее» не выбирал – вся еда с одного котла и для всех она. Посуда была деревянная да медная.
-Я вам предлагаю разделиться на две команды и составить коллаж «Русская изба». (дети приклеивают готовые изображения предметов быта на лист бумаги)
- Молодцы ребята, очень хорошие избы у вас получились, аккуратные, да чистые.
Любили в поморье чистоту. Грязнух не жаловали, да там таких и не было. Девицы-то все белянки, да белушки – чисто, начисто мылись, чистую одежду носили, в чистоте дом де А уж как кровать наряжали..! Сбоку – занавеска, внизу – подзор, одеяло из лоскутков – накрывашка (кровать накрывать), подушки в стопочку, а на них накидушка (накидывали на подушку). Чистая изба, а по избе хозяйка ходит красавица.
Как родится маленький в доме – радость. Все-то его лю-люшкают, а как маленький уснет, в люлечку его положат:
Лю-ли, лю-ли, люленьки
Прилетели гуленьки
Лю-лю,лю-лю, люю...
А люльки были разные: у кого на полу стояла – качалка. Маленький-то ночью заплакать может, его покачать надо, вот и звали качалкой. А у кого люлька к потолку подвешена, так зыбкой называли – ее только тронь, она сразу и зыбать начинает: вверх, вниз, в стороны. Так малой-то с детства к качалке привыкает, потом рыбаком вырастает, ему и качка на море не страшна.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, какие новые слова вы запомнили?
1. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (Чугунок)
2. Черный конь скачет в огонь (Кочерга)
3. Ночь служу, день служу,
А перед затопом сплю (Заслонка)
4. Рядом с печкой стоит сват
Все из печки он хватает
Да на стол скорее ставит
Что это? (Ухват)
5. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)
6. Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает (Веник)
Взрослые постепенно приучали детей к посильному труду, учили разумно чередовать работу и отдых, весело и с пользой проводить свободное время.
-Дети очень любили, как и вы, играть в подвижные игры.
Народная игра «Валенки»
(дети встают в круг, идут по кругу; один ребёнок берёт валенки идет по кругу в противоположную сторону . Дети говорят слова: «Соня на базар ходила, Соня Валенки купила, стали мы её просить, дай немножко поносить…» Соня: « Мне не жалко, поносите, поносите, но верните. – отдаёт по одному валенку детям, между которыми она остановилась. Дети надевают валенок на ногу и бегут за кругом навстречу друг другу, кто первым прибежал на место, берёт валенки и игра продолжается снова…)
-А ещё очень любили заниматься рукоделием. Например, расписывали предметы быта.
-Я предлагаю вам украсить короба Мезенской росписью (выложить картонные детали росписи на готовые формы короба)
А чтобы работалось, да расписывалось веселее, конечно, поморы пели частушки.
Исполнение детьми «Северных частушек»
1.Мы на севере живем
Вкусны шанежки жуем
Мы частушек много знаем,
И для вас сейчас споем.
2.Что же любят сладкоежки
И конфеты, и орешки
А на севере – морошку
И частушку под гармошку.
3.Северяночки – девчонки
Красотою славятся,
А как только запоют
Сразу всем понравятся.
4.Дуют ветры, дуют ветры
Дуют ветры с Севера,
А Поморские ребята
Чуть повыше клевера .
5.Приезжайте к нам на Север
На морозы поглядеть
Да смотрите, не забудьте
Дома валенки надеть.
6.Мы пропели Вам частушки
Постарались от души
Наши северны частушки
Даже очень хороши.
-Вот и подошло к концу наше путешествие во времени, мы вновь возвращаемся в наш д/с.
-Вам понравилось наше путешествие в поморскую избу?
-Вы хотели бы что-нибудь ещё узнать о нашем Поморье?
Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и узнаем много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....