конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
план-конспект занятия (старшая группа)
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №33 «Белочка» города Лесосибирска»
Воспитатель:
Жуковская Анна Владимировна
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема « Без печи изба – не изба»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить с назначением и устройством русской печи через предметы старинного русского быта.
Задачи:
Обучающие:
-приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о предметах русского быта;
- формировать представление о назначение русской печи, как о важнейшем компоненте жизни наших предков;
- закрепить знания о русских народных сказках;
-учить анализировать собственную постройку
Развивающие:
-развивать конструкторские навыки;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, память, внимание.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к русскому старинному быту;
- воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
Материалы и оборудование: макет русской народной печи, предметы быта русской избы ( половички, лавочка, скатерть с русской народной вышивкой, самовар, ухват, чугунок, сито, прялка, ухват, ложки деревянные по количеству детей), набор деревянных кубиков «Томик», фигурка кошки, русская народная мелодия «Белочка», презентация к занятию «Без печи изба - не изба», проектор.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, изготовление колобков из соленого теста на занятии по лепке.
Ход НОД
Хозяйка: (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».)
-Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.
Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, посмотрите какая я нарядная: в каком я сарафане, кокошник на голове. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах? (ответы детей)
- А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей? (ответы детей)
Хозяйка: Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
-Почему так ласково люди обращались к печке? Давайте посмотрим на картинку, почему так, печку любили? Для чего была нужна печь? (слайды 2)
Хозяйка: Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. (слайд 3)
- Но жили в доме не только люди, но и их помощники. Без них не обойтись в хозяйстве. Самой главной среди них было конечно печь. Но кроме печки какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать, пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Загадки о предметах быта
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник ….» (самовар) (слайд 4)
- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито) (слайд 5)
- Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка) (слайд 6)
- Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) (слайд 7)
Хозяйка: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) (слайд 8)
-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка) (слайд 9)
Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева, расписывали. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Хотите попробовать? Сейчас мальчики возьмут по 2 ложки, а девочки будут подплясывать мальчикам.
(Дети играют на ложках под русскую народную мелодию «Белочка».)
Хозяйка: Хорошо у нас получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.
-А ещё любили залазить на печку, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А в каких сказках есть печка?
-Я вам сейчас буду говорить подсказки из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.
1. « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»
( « Колобок») (слад 10)
2. « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»
( «Царевна - лягушка») (слайд 11)
3. « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!»
( « Сивка - бурка») (слайд 12)
4. « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»
(«По щучьему велению») (слайд 13)
5. « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!». А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»
(«Заюшкина избушка») (слайд 14)
6. « Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
(«Гуси - лебеди»)(слайд15)
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова,
хрустящей корочкой одет,
вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)
Хозяйка: А что ещё пекли? (ответы детей) А чтобы испечь, что нам нужно? (печка) А кто строил печку? Как называлась профессия этого человека? (печник) Сейчас я вам предлагаю побыть печником и построить свою печь? А у каждого печника был помощник, подмастерье. И вам нужно найти себе помощника. Я вам сейчас раздам картинки, а вы попробуете найти себе пару, помощника (дети делятся на пары)
Почему вы так встали? Что изображено на ваших картинках? (ответ детей)
На пары разделились, теперь предлагаю пройти к столам. Давайте вспомним из каких частей состоит печка? (труба, топка, лежанка)
А что бы лучше дело спорилось, мы разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.
Этот пальчик маленький.
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Хозяйка: А мы продолжим рассматривать, из каких частей состоит печь? (слайд 16) Для чего труба? (ответы детей)
- А что еще – лежанка. Как вы думаете, почему так называется «лежанка»?
Там лежат (дед, бабка, кошка, дети) – там тепло (воспитатель ставит на лежанку модели кошку)
Хозяйка: Ей там удобно? (ответы детей)
- А мы с вами на прошлом занятии лепили колобков, а впечь их не сажали. Давайте сделаем печки для ваших колобков. Вы построите печки сами? Что есть у печи? (ответы детей)
Конструкторская деятельность
Дети встают вокруг столов и начинают строить по представлению печь, воспитатель помогает анализировать постройки : Есть ли труба? Есть ли лежанка? (Выдает фигурки сказочных героев деда, бабу, зверей) проверяют, удобно ли лежать на лежанке. Спрашивает у детей: Где лежит кошка? Откуда идет дым? Помогает детям, которые не уверены в себе, повторяя вопросы. Воспитатель приглашает детей к театральному столику, открывает занавеску, показывает свою печь, у которой есть топка
Хозяйка: Посмотрите на мою печку. Есть у нее лежанка? (да, сажает кошку) Труба? (да) А куда бабка сажает колобок? Дети показывают на топку.
- Это топка, давайте посадим туда колобка. Посмотрим, может кто-нибудь тоже сделал топку? Рассматривают детские постройки. Воспитатель предлагает детям выбрать из набора деталь, из которой лучше всего сделать топку (воротики - дуги)
Рефлексия.
- Что больше всего вам понравилось на занятии?
- Из каких деталей строится печка?
- Для чего нужна печка в избе?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект художественно -продуктивной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ Возраст детей: старшая группа
Знакомство детей с историей возникновения русской народной игрушкой Матрешкой....
Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ
Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...
Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Печь - хозяйка избы»
Конспект совместной образовательной деятельностив средней группе. Занятие прводится в "Русской избе"...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.
В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Русская изба».
laquo;Русская изба»...