конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
план-конспект занятия (старшая группа)

Жуковская Анна Владимировна

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад  №33 «Белочка»  города Лесосибирска»

Воспитатель:

Жуковская Анна Владимировна

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема « Без печи изба – не изба»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: познакомить с назначением и устройством русской печи через предметы старинного русского быта.

Задачи:

Обучающие: 

-приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о предметах русского быта;

- формировать представление о назначение русской печи, как о важнейшем компоненте жизни наших предков;

- закрепить знания о русских народных сказках;

-учить анализировать собственную постройку

Развивающие:

-развивать конструкторские навыки;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, память, внимание.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к русскому старинному быту;

- воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

 Материалы и оборудование: макет русской народной печи, предметы быта русской избы ( половички, лавочка, скатерть с русской народной вышивкой, самовар, ухват, чугунок, сито, прялка, ухват, ложки деревянные по количеству детей), набор деревянных кубиков «Томик», фигурка кошки, русская народная мелодия «Белочка», презентация к занятию «Без печи изба - не изба», проектор.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, изготовление колобков  из соленого теста на занятии по лепке.

Ход НОД

Хозяйка: (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».)

-Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.

Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, посмотрите какая я нарядная: в каком я сарафане, кокошник на голове. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах? (ответы детей)

- А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?                  (ответы детей)

Хозяйка: Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

-Почему так ласково люди обращались к печке? Давайте посмотрим на картинку, почему так, печку любили? Для чего была нужна печь? (слайды 2)

Хозяйка: Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. (слайд 3)

- Но жили в доме не только люди, но и их помощники. Без них  не обойтись в хозяйстве. Самой главной среди них было конечно печь. Но кроме печки какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать, пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Загадки о предметах быта

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник ….» (самовар) (слайд 4)

- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито) (слайд 5)

 - Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка) (слайд 6)

- Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) (слайд 7)

Хозяйка: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват) (слайд 8)

-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка) (слайд 9)

Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева, расписывали. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Хотите попробовать? Сейчас мальчики возьмут по 2 ложки, а девочки будут подплясывать мальчикам.

(Дети играют на ложках под русскую народную  мелодию «Белочка».)

Хозяйка: Хорошо у нас  получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.

-А ещё любили залазить на печку, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А в каких сказках есть печка?

-Я вам сейчас буду говорить подсказки из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

1.       « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

( « Колобок») (слад 10)

2.      « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

 ( «Царевна - лягушка») (слайд 11)

3.      « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!»

( « Сивка - бурка») (слайд 12)

4.      « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению») (слайд 13)

5.      « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!».  А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» 

(«Заюшкина избушка») (слайд 14)

6.      « Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

 («Гуси - лебеди»)(слайд15)

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова,

хрустящей корочкой одет,

вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)

Хозяйка: А что ещё пекли? (ответы детей) А чтобы испечь, что нам нужно? (печка) А кто строил печку? Как называлась профессия этого человека? (печник) Сейчас я вам предлагаю побыть печником и построить свою печь? А у каждого печника был помощник, подмастерье. И вам нужно  найти себе помощника. Я вам сейчас раздам картинки, а вы попробуете найти себе пару, помощника (дети делятся на пары)

Почему вы так встали? Что изображено на ваших картинках? (ответ детей)

 На пары разделились, теперь предлагаю пройти к столам. Давайте вспомним из каких частей состоит печка? (труба, топка, лежанка)

А что бы лучше дело спорилось, мы разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Этот пальчик маленький.

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Хозяйка: А мы продолжим рассматривать, из каких частей состоит печь? (слайд 16)  Для чего труба? (ответы детей)

 - А что еще – лежанка. Как вы думаете, почему так называется «лежанка»?

Там лежат (дед, бабка, кошка, дети) – там тепло (воспитатель ставит на лежанку модели кошку)

Хозяйка: Ей там удобно? (ответы детей)

- А мы с вами на прошлом занятии лепили колобков, а впечь их не сажали. Давайте сделаем печки для ваших колобков. Вы построите печки сами? Что есть у печи? (ответы детей)

Конструкторская деятельность

Дети встают вокруг столов и начинают строить по представлению печь, воспитатель помогает анализировать постройки : Есть ли труба? Есть ли лежанка? (Выдает фигурки сказочных героев деда, бабу, зверей) проверяют, удобно ли лежать на лежанке. Спрашивает у детей: Где лежит кошка? Откуда идет дым? Помогает детям, которые не уверены в себе, повторяя вопросы. Воспитатель приглашает детей к театральному столику, открывает занавеску, показывает свою печь, у которой есть топка

Хозяйка: Посмотрите на мою печку. Есть у нее лежанка? (да, сажает кошку) Труба? (да) А куда бабка сажает колобок? Дети показывают на топку.

- Это топка, давайте посадим туда колобка. Посмотрим, может кто-нибудь тоже сделал топку? Рассматривают детские постройки. Воспитатель предлагает детям выбрать из набора деталь, из которой лучше всего сделать топку (воротики - дуги)

Рефлексия.

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Из каких деталей строится печка?

- Для чего нужна печка в избе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Белочка» города Лесосибирска Презентация к интегрированному занятию на тему : «Без печи изба – не изба» Подготовила : Жуковская А.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ

Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».

Цель: закрепить знания  детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü   Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...

Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Печь - хозяйка избы»

Конспект совместной образовательной деятельностив средней группе. Занятие прводится в "Русской избе"...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...