"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка формировалось на протяжении многих лет, перед детьми раскрывается смысл славянского корнеслова. Беседы, чтение рассказов и сказок, проигрывание разных ситуаций, рассматривание интерьера русской избы, составление пословиц, загадок о .доме, семье способствует знакомству с образом жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nonspekty.docx159.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим».       Часть l                

Цель: Развитие речи и представлений об окружающем.                           Духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Задачи: Познакомить детей с понятием дом, «рубленая изба».                Уточнить представления о природных богатствах своего края, продуктах питания, предметах быта, закрепление пройденных лексических тем. Стимулировать положительные эмоции.                                                Воспитывать желание помогать ближнему (на примере знакомства с русской традицией: «помочь»). 

Необходимое оборудование:                                                                                  Иллюстрации русских изб, деревьев, грибов, ягод, животных наших лесов, пластилин, глина.

Ход занятия:

Воспитатель

Дети

Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили люди на Руси.

- Что такое Русь?

Рассуждения, обобщение представлений детей  с помощью наводящих вопросов взрослого.

- Люди жили в домах – избах.

А откуда мы с вами об этом можем узнать?

А кто знает, как изба строилась?

Давным-давно, когда ещё и города нашего не было, шумели на земле русской дремучие леса.

Рассматриваем книги, рассуждаем: 

- Как вы думаете, какие деревья росли в тех лесах?

- Давайте назовём их.

- Становитесь на ковёр, изобразим дремучий лес.

Релаксационная пауза: «Деревья».

(Расслабление на контрасте с напряжением: сильный дуб, плакучая ива, ёлка, берёзка). Дети врассыпную, стоя на ковре изображают называемые педагогом деревья (руки – ветки туловище – ствол, ноги – корни)

- Водилось в тех лесах много разных зверей. Каких?

А грибов и ягод было видимо-невидимо. Каких?

Дети рассуждают, вспоминают и называют зверей наших лесов.

Называют известные им грибы и ягоды.

Хороводная игра «Как в осеннем лесу выросли грибочки».

- Люди старались строить своё жилище по берегам рек.

 Интересно, почему?

А из чего они строили дома (избы)?

Рассуждения детей под руководством и направлением педагога (эвристическая беседа) с опорой на иллюстрации и свой жизненный опыт.

Изба должна быть крепкой, прочной, чтобы долго стояла. Выбирали особые породы деревьев:

Не строили из берёзы – быстро гниёт. Липа – очень мягкая.

Из неё делали посуду и деревянные игрушки.

Строили избы из сосны и ели.

Дети слушают педагога и рассматривают  предметные картинки с называемыми деревьями.

        

- Старые деревья не брали на строительство дома.

Как вы думаете почему? (Эти деревья уже не прочные).

- Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что всё, что состарилось должно доживать свой век спокойно

- Молодые деревья тоже не брали. Почему? (Сил не успели набраться).

- Рубили деревья зимой, в морозы. Деревья в это время самые сухие.

- Почему? (Рассуждение о сокостоянии).

- Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое.

- Как выходили из этого положения? Ходили приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. Помогали люди пахать и сеять, урожай собирать. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.

Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим». (2 часть).

- После перерыва или дневного сна предлагается детям вспомнить о том, как строили дома на Руси и поиграть в тех дружных людей, которые строили избу всем селом.

- Мальчики – будут строить, а девочки – готовить угощение для работников.

- Кто сегодня избу будет строить – созывай соседей (обыгрываем).

- Только брёвна для нашей избы будут пластилиновые, а угощения – глиняные (дети берут необходимые материалы, усаживаются группами).

- Вспомним, что у дома должно быть прочное основание, с нег мы начинаем строить. Нужно не забыть про окна, дверь и крышу. (Коллективная работа).

- Девочки лепят из жгутиков калачи и другие угощения.

- По завершении лепки вытираем руки салфетками.

Раз изба и угощения готовы, можно и пир устроить.

- Хороводная игра.

 Беседа, посвященная устройству русской избы:

«В горнице моей светло».

Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, уточнить с детьми понимание назначения основных составных частей дома.

Необходимое оборудование:

Детские поделки с предыдущего занятия, интерьер русской горницы, иллюстрации русских домов, теремов, запись мелодии:

«Ах вы сени, мои сени…»

Словарь:  Горница, светёлка, печь, бабий кут, красный угол.

Ход беседы:

Рассматриваем поделки, выполненные на предыдущем занятии.

- Теперь мы с вами хорошо знаем, как рубили избу на Руси.

- А сегодня поговорим о том, как она была устроена.

- Горница – так называли комнату в избе.

- Давайте подумаем, а без чего в избе жить будет невозможно?

(Рассуждения, предположения детей). Подводим к ответу – «без печи».

- Не случайно на Руси говорили: «Печь – всему голова». А чем она помогает человеку? Для чего она в избе?

- (Рассуждения детей, на основе иллюстраций и собственного опыта).

- Печь занимает центральное место в русской избе: она и обогревает, в ней готовят пищу, на ней греются дети и старики.

(Пословицы и поговорки о печке вспоминаем, сказки).

- Печь делит горницу на две основные части. Одна половина (левая), вот здесь за печкой – женская. Её так называли потому, что хозяйка делали домашние дела. Какие?

- Готовили пищу, мыли посуду, стирали, занимались рукоделием.

- В старину женщину называли баба, поэтому и место за печкой стало называться бабий кут. Кут – это угол.

- Что находится в этом углу?  (Предположения детей).

- Посуда, кочерга, ухват, горшки и так далее.

- В другой стороне горницы – правой – стоит стол обеденный, лавки, сундук, икона расположена в углу над столом. В этой части дома есть несколько окон, через которые проникает в избу солнечный свет и видно, что происходит снаружи, этот угол самый светлый. Здесь особенно красиво: у иконы - вышитые кружевные полотенца (рушники), на окнах занавески, на полу – цветные коврики, которые хозяйка ткала сама.

- Эту часть горницы называли – Красный угол.

- Как вы думаете, почему такое название? (Рассуждения детей?).

- В старину слово красный обозначало – красивый.

- Для чего предназначалась эта часть дома? (Предположения детей).

- В этом углу собиралась вся большая семья для общей трапезы (обеда), самое почётное место – под иконой занимал хозяин дома – отец семейства или старший мужчина (дедушка). Когда принимали дорогого гостя – это место уступали ему, как знак особого уважения.

- Перед едой вся семья совершала молитву, стоя лицом к иконе, после молитвы глава семейства благословлял приготовленную еду ( Сам Господь через хозяина благословлял пищу, чтобы она шла на пользу), и только после этого можно было начинать есть.

- После еды тоже молились – благодарили Бога.

- Так самый светлый, красивый укол в избе предназначался для общей молитвы и вкушения пищи, решались здесь и важные для семьи дела.

- Все важные решения принимал глава семейства – старший мужчина (отец), и все его слушались, так как он – глава (главный)  в семье, он брал на себя ответственность за каждого члена семьи, а ему глава – сам Бог, к которому вся семья ежедневно обращалась в молитвах.

- Вот как мудро всё было устроено у наших предков.

- Давайте посмотрим, а какие же ещё части дома мы не рассмотрели?

- Дети рассматривают репродукции и называют: дверь, сени (прихожая), крыльцо (ступеньки к входу, прикрытые навесом, маленькой крышей.

- Много мы узнали, можно и поиграть.

- Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени…» - дети играют в хороводную игру «Золотые ворота»

- Свободная деятельность детей с поделками, выполненными на предыдущем занятии, самостоятельное рассматривание репродукций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

Конспект для старших дошкольников по русской народной культуре "Внешнее устройство русской избы"

Сопровождается презентацией, что может быть полезно на любых занятиях...

Занятие с детьми старшего возраста "Устройство русской избы»

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой....

Особенности строительства и устройства русской избы

Особенности строительства и устройства русской избы...

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...

Устройство русской избы

Русский дом (изба) подобно Вселенной делился на три мира, три яруса: нижний – это подвал, подполье; средний – это жилые помещения; верхний под небом – чердак, крыша.Изба как конструк...