Региональный проект "Ознакомление дошкольников с природой"
план-конспект занятия (младшая группа)

Филатова Ирина Сергеевна

Конспекты совместной деятельности с детьми второй младшей группы по ознакомлению с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Грибы»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019 год

Цели:

Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.

Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.

Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.

Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.

Развивать мышление детей, мелкую моторику.

Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Оборудование:

Картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход:

Загадка про гриб

Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает - повезло! Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб. Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей). По грибы всякий ходит - и старый и малый. У нас в лесу много всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся. Для того чтобы росли грибы нужен дождик недаром в пословицах сказано: «Будет дождь - будет и гриб», «Начнется дождик редкий - готовь кузовок крепкий». А в какое время года бывает больше всего грибов? (Ответы детей). И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень - грибами». Оказывается, деревья и грибы с давних времен дружат. Попробуйте сами определить, под каким деревом растут грибы подберезовики? А подосиновики? А дубовики? (Ответы детей). Так какие же грибы можно найти в наших лесах. А вот такие. Это маслята. (Показ картинок). Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же названии эти грибы маслятами? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные грибочки маслята. А это опята. (Показ картинок). По картинке сразу можно догадаться где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать. (Показ картинок). Ну а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. (Показ картинок). Названий у него несколько: белый гриб, боровик, медвежатник. Очень уж вкусен этот гриб, потому и считается грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус. Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей). Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые - большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. А сейчас  мы отправляемся к медведю в бор за грибами и ягодами. Подвижная игра «У медведя во бору». Выбирается лов - «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой площадки. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце площадки и на слова « у медведя во бору грибы ягоды беру» идут в сторону «медведя», наклоняясь, как бы собирая грибы и ягоды. Когда заканчиваются последние слова «а медведь сидит и на нас рычит», лов-«медведь» с рычанием встает и ловит убегающих детей. Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости - уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту - с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу - корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам. Кто из вас ходил в лес собирать грибы? (Ответы детей). Помните, что "не каждый гриб в кузовок кладут", а почему? Есть грибы ядовитые? Почему же они ядовитые? (Ответы детей). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А  ядовитые грибы в кузовок класть нельзя. Самый опасный гриб  - бледная поганка. Посмотрите на нее и хорошенько запомните. (Показ картинок). А вот загадка про еще один ядовитый гриб:

Загадка про мухомор

Похож этот гриб на божью коровку, Да пятнышки не те. Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Для человека он ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму.

Дидактическая игра «Кузовок»

А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ). Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на «полянке». Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются. Все грибы долго перечислять. Богаты наши леса, и делятся охотно с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда одарит он и вас, и для других останется.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Волшебные сосульки»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019   год

Цель: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы - треугольник.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.

Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.

Ход:

В гости приходит Вини - Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на. тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини - Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)

Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла

в руке тает.

Вини - Пух рассказал детям потешки:

Солнце весело печет,

Снег водою с крыш течет.

Ледоход, лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет.

Лед в кусочки разбивает.

Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.

Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно    нарисовать    волшебную    сосульку    в    виде    треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.

Во время рисования Вини - Пух рассказывает детям стихотворения о весне:

Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.

Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Ёж»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цель: Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.

Упражнять в звукоподражании.

Развивать артикуляционный аппарат, мышление.

Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением ежа, ежат. Яблоки настоящие и вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами. Пластилин, кожура каштана конского, оборудование для лепки.

Ход:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек. Шубка -иголки, Свернется он - колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж) Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ игрушки или вырезанной картинки «Ежик»).

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет.

Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так.

(Звукоподражание). А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Сначала мы - ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца,   кузнечиков,   яблоки   и   груши,   улиток,   пчел,   червяков,   земляные

корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах. Почему нас называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ежик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф». Покажите, как ежик сердится, пыхтит. Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых». Ежик надувает и сдувает щеки. Дети надувают щеки, затем делают выдох с призвуком «пу-у-у». Когда ежик устанет Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а». Язычок высовывает Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5  секунд в таком положении. Ежик вдруг начал зевать Имитируют зевание Не пора ли с ним играть?

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны). Полный сказок и чудес! (Повороты влево-вправо с вытянутыми руками). Кто

в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом  влево и вправо.) Ветер дует нам в лицо - (Руками махать себе на лицо). Закачалось  деревцо.   (Руки   подняты   вверх.   Покачиваться   вправо-влево.)

Ветер тиши, тише, тише - (Приседания, руки вперед.) Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки.) Раз -присядка, (Присесть.) Два - прыжок. (Подпрыгнуть.) Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке".) А лисята, как проснутся, (Кулаками

протереть глаза.) Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук) Обязательно зевнуть,  (Зевнуть,  прикрыв рот ладонью.) Ну и хвостиком вильнуть. (Покачивание бедрами из стороны в сторону.) А волчата - спинку

выгнуть (Прогнуться в спине вперед.) И легонечко подпрыгнуть. (Легкий прыжок вверх.) А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх.) Начинаем все сначала! Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и - пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса. От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук») А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему? (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим. Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу - не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой.: А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из

леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес. Если Ежик не пьет молоко, Значит, где-то в лесу далеко Под кустами, в гнезде из листочков, Есть у ежика сын или дочка. Значит, надо ежика взять И в лес отнести опять. (Ю.Щербаков) Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей). А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах. Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю. А еще угощу настоящим яблочком.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи? 2. Расскажите о детстве ежей: как растут,

учатся, кушают. 3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему?

Зачем? 4. Чем питаются взрослые ежи? 5. Почему ежей называют лесными охотниками? 6. Как ежи зимуют? 7. Назовите ежиных врагов? 8. Какие звуки

умеют издавать  ежи?  9.  Как  вы поступите,  повстречав живого ежика? Молодцы, ребята! Кушайте яблочки на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания! Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков из пластилина и кожуры каштана. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? А колючки? (Ответы детей). Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок). Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево). Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы  выпрямляются,  кисти  сложены  в  замок.)  Ежик,  ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами.) Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок).

Лепка из пластилина и природного материала

Обыгрывание поделок, угощение яблоками.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Лиса»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год


Цели: Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Закрепить знания о домашней птице.

Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.

Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.

Упражнять в употреблении слов, обозначающих детенышей домашней птицы.

Учить детей рисовать  сюжетную  композицию с  главным персонажем ~ лисой. Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.

Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки с изображением лисы, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход:

- Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках. Как только не называют ее: Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья. - Давайте вспомним, в каких знакомых вам сказках участвует Лиса? Что волк совершает силой и неутомимостью, то лисица хитростью добьется. О том и в пословице говорится: «Лиса все хвостом прикроет». Лиса зверь красивый и грациозный. - Грациозный - это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. - А знаете ли вы, как называется лисий дом? Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука. -Как вы понимаете слово «аккуратный»? Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса. Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки - близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» - становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь. - Что значит жить «самостоятельно»? А сейчас давайте поиграем. (На выбор: «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса»).

Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой. В сказках лиса часто наведывается на птичий двор, для чего? (Ответы детей). Для того, чтобы полакомиться домашней птицей. А каких домашних птиц вы знаете? Назовите. (Ответы детей). Куры, утки, гуси, индюки. Давайте заодно вспомним, как называются их детки: у курицы - ... (цыплята), у утки - ... (утята), у гусыни - ... (гусята), у индюшки - ... (индюшата). Люди охотятся на лису из-за ее красивой шкурки. «Шкура лисы - ее несчастье». - Как вы понимаете это выражение? И еще одна лисья беда - бешенство. Часто в Крыму лисы заболевают бешенством. А больная лиса начинает кусаться и заражать бешенством других. Поэтому, если в лесу вам повстречается лиса, не нужно ее трогать. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о лисах.

Вопросы:

1. Почему лису называют Патрикеевной? 2. Почему лиса считается красивым и грациозным зверем? 3. Как лиса устраивает себе дом? 4. Как называются лисьи детеныши? 5. Как родители воспитывают лисят? 6. Чем

питаются лисы? 7. Из-за чего охотятся на лис? 8. Какой болезнью болеют лисы? 9. Как вести себя при встрече с лисой? А теперь нарисуем лису. Подумайте, чем будет заниматься лиса на вашем рисунке. Может быть, вы нарисуете, как лиса охотится, или кормит лисят, или бредет по берегу моря в поисках рыбы, а может быть роет нору.

Загадки о лисе:

За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. Рыжая птичница в курятник пришла, Всех кур перечла и с собой унесла. Посмотрите-ка, какая - Вся горит как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. В птичник повадится - жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. Повыше кошки рост, Живет в норе, в лесу, Пушистый рыжий хвост - Все знаем мы ...? Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост- краса. Кто ж это?.. Серый волк вгустом лесу встретил рыжую...



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Заяц»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цели: Закрепить и расширить знания о зайцах.

Познакомить детей с особенностями приспособления зайцев к местному климату.

Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.

Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.

Словарь: травоядный. Развивать мышление, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.

Ход:

Сегодня мы отправляемся в лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Это заяц. Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра). Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние  лапки,  размахивая  передними  лапками  и  громко  крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов.  А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают - не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет». Сами зайцы -травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство - кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины,  кору зайцы  сгрызут дочиста.  Зубы у зайцев: для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские - для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии; (Показ). А сейчас   поиграем   в   «Танграм».   Ваша  задача   из   семи   фигур   выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу. (Дети выполняют задание).  В  течение  года зайцы  периодически линяют.  И в; это  время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка - осенне- зимняя - качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют» - гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками. Давайте немного поиграем (Динамическая пауза).

Игра «Зайцы и одуванчики».

Часть детей - зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети - цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова: "Скачут среди травки зайцы быстроногие, Сбили одуванчики лапками у дороги", дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов: "Закружились, будто снег в воздухе пушинки, А зайчата скачут быстро по лесной тропинке" (Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»). Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой - «настовики». Наст -это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей). А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава. В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся. Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.

Игра «Времена года».

У вас на столе карточки четырех цветов - четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима - белый, весна - зеленый, лето - красный, осень - желтый. Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится   дидактическая   игра).   К   моменту   появления   зайчат,   мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми.  Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху - может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то, что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей. Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет. Раньше в наших краях зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно. Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца (конструирование из бумаги).

Конструирование из бумаги "Заяц"

Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик! Ловко прыгает, как зайчик. На бревно и на пенек Скок да прыг и прыг да скок! Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Насекомые»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цели:     Формировать    умение     ориентироваться     в     природном

окружении.

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;

Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках; Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? Дети: Весна. Воспитатель: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? (Показ презентации «Насекомые». Дети называют показываемое насекомое). Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом? Дети: Насекомые. Воспитатель: Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит. Воспитатель: А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка? Дети: Яйца. Воспитатель: Кто появляется :из яйца? Дети: Гусеница. Воспитатель: В кого она превращается? Дети:; В куколку. Воспитатель: Кто выходит из куколки? Дети: Бабочка. Воспитатель:

А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Превратимся в кузнечика «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп. Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали. Вышевыше веселей прыгай на носках скорей».

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке. Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит. Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги? Дети: Есть. Воспитатель: Кто? Дети: Птицы, люди, животные. Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? Дети: Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев. Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска? Дети: Защищаться от врагов, прятаться. Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка про божью коровку

Я - пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. Дети: Божья коровка. (Показ игрушки божья коровка). Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она Такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно! Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? Дети: Они живые. Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат. (Просмотр презентации «Правила поведения в природе»).

Воспитатель: Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Ёж готовится к зиме»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цели: Учить детей, изображая отдельные предметы, объединять их по смыслу, сохранять между ними взаимосвязь. Закрепить умение рисовать и закрашивать цветными карандашами. Формировать представления детей про ежей. Закрепить знания о подготовке к зиме диких животных. Учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий жизни. Развивать чувство выразительности формы в процессе создания рисунка. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование:

Листы бумаги с нарисованными на них линией горизонта, елочкой, тучками, ежиком без колючек; цветные карандаши; картинки «Ежи», «Лесные жители готовятся к зиме».

Ход:

Сегодня я хочу предложить вам нарисовать большую картину под названием «Еж готовится к зиме». Работа предстоит большая, трудная, но очень интересная. Чтобы немного облегчить вам работу, я кое-что уже нарисовала на ваших листах бумаги. Взгляните. Что именно нарисовано? Лесная опушка, елочка, тучи, ежик без колючек.

Беседа об осени

Какое сейчас время года? Осень. Назовите приметы осени. На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме. Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме. А поможет вам эта картинка. (Показ) Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую. Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу. Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод. А вот и наши ежи.

Рисование ежа

Но давайте сначала дорисуем ежика на наших будущих картинах. Нарисуйте ежу глазки. Зрение у ежа неважное - плохо видят его глазки. Но зато нос ежиный хорош - очень чуткий. Нарисуйте ежу нос. Нарисуйте также

уши своему ежику. Весной рождаются ежата маленькие и голенькие. Ежата подрастают, вырастают у них иголки, но - мягкие! В это время мама-ежиха не спускает глаз с малышей. Ведь без колючек они совсем беззащитные. Но ежата продолжают расти, и иголки их начинают твердеть, пока не становятся совсем твердыми. Давайте нарисуем ежу иголки на спине и на боках. Нет иголок у ежа только на голове, брюшке и лапках. А зачем ежу иголки? Что бы защищаться от врагов. А врагов у ежей хватает: лиса, барсук, волк и многие хищные птицы с крепкими когтями и клювами: совы, филины и ястребы. При виде врагов ежик сворачивается в клубок, чтобы спрятать голову, брюшко и лапки.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. Дети, подражая

воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук

«ф-ф-ф».  Покажите,  как ежик сердится,  пыхтит.  Дети  хмурят брови  и  произносят звукосочетания «пых-пых-пых». Ежик надувает и сдувает щеки.

Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у». Когда ежик    устанет...    Выдох    горлышком    с    призвуком    «ха-а-а».    Язычок

высовывает... Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в

таком положении. Ежик вдруг начал зевать... Имитируют зевание Не пора ли

с ним играть?

Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Ежик топал по тропинке И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками) Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. Шубку серую свою Он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки йеред грудью) Идет по лесу серый волк, Голодный волк - серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед) Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, еж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться) Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью. А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет. Еще любит ежик лесные яблоки, ягоды, грибы. А грибы лучше всего

растут после дождя.

Рисование туч и дождя

Давайте возьмем карандаш фиолетового цвета и обведем тучи, а затем

закрасим их. А теперь нарисуйте дождик - пусть грибы растут.

Рисование грибов

После   дождя   выросли   на   полянке   грибы.   Давайте   нарисуем   их.

Рисовать  грибы   можно  так  (показ):   полукруг,   снизу  соединяем  концы

полукруга прямой линией. Что получилось? Шляпка гриба. Теперь отступаем

немного от края шляпки, ведем линию вниз, закругляем и возвращаемся вверх к  шляпке.  Получился гриб.  Нарисуйте  сами  несколько грибов и раскрасьте их: шляпку - коричневым цветом, ножку - желтым.

Рисование дерева

В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку их травы и

листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Но где же взять нашему ежу с картинки траву и листья. Давайте нарисуем на полянке траву. А вот листья падают  на  землю   с  деревьев,   поэтому  рисуем   дерево.   Сначала  ствол коричневым карандашом, затем ветви большие, потом маленькие веточки. А какого цвета бывает листва на деревьях осенью? Желтого, оранжевого, красного. Нарисуйте и раскрасьте крону дерева одним их этих цветов. И не забудьте нарисовать на земле опавшие листья для ежика, ему они пригодятся

для подстилки.

Рисование елки

Что осталось нарисовать? Елочку. Почему про нее говорят «зимой и летом одним цветом»? У елки всегда зеленые иголки и они не опадают. Давайте дорисуем елочку. Коричневым карандашом обведите и закрасьте ствол елки. Какого цвета карандаш возьмем для рисования еловых веток? Зеленого цвета. Обведите ветки и нарисуйте на них иголки. Вот так (показ). Картина почти готова. Сейчас дорисуйте то, что не успели или хотели бы добавить.

Рассматривание рисунков и подведение итогов занятия.

Что изображено на рисунке? Для чего мы нарисовали грибы? Дерево? Траву? Тучи и дождь. Сможет  ли наш ежик хорошо подготовиться к зиме? Сможет ли защититься наш еж, если повстречается с врагом? Каким образом?



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Домашние и дикие животные»

                                                                                       

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цели: Уточнять знание детей о лесе и его обитателях; закреплять представления о домашних животных (курица, петух, собака, кошка, бычок, конь) и диких зимой (зайца, лисы, волка, медведя); развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение.

Словарная работа:

Еловая лапа, снегопад.

iМатериалы:

Избушка, стол, стул, игрушка-Колобок, елка, береза, костюмы зайца,

волка, лисы; имитация сугроба.

Ход:

1        часть

Дети входят в группу. Здороваются с гостями. Воспитатель: Дети, вы стали большие, много знаете, и гости хотят посмотреть, что вы умеете. Мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?» Подойдите к столам и посмотрите внимательно, и возьмите по одной картинке. Садитесь на стульчики. Кто это? Где живет? Дети: Кошка она живет в доме. Медведь, он живет в лесу. Воспитатель: Молодцы, ребятки, хотите вместе со мной очутиться в сказке «Колобок»? Дети: Да.

2        часть

Воспитатель: Для этого надо покружиться. (Дети кружатся под музыку). Воспитатель: Вот вы и в сказке. Слушайте и смотрите внимательно. Жили-были дед и баба. И захотели они зимой Колобок испечь. Испекла бабка Колобок. А на улице холодно, снег метет. Зимой окно не откроешь, чтобы Колобка остудить... Как, по-вашему, куда баба могла Колобка положить, чтобы он остыл? (Предположительные ответы детей). Правильно, на стол. Лежал, лежал Колобок, да и надоело. Решил он поглядеть, куда это баба вышла. Спрыгнул Колобок со стола на стул, а со стула на пол и покатился по избе. Дверь баба плохо прикрыла. Вот Колобок и прошмыгнул на улицу. Ребятки, а кого он мог около дома увидеть? Каких домашних животных? На полу лежат мягкие игрушки зверей. Дети беру в руки, и читают про них потешки. «Как у нашего кота шубка очень хороша...» «Идет коза рогатая...» «Курочка-тараторочка» «Петушок, петушок...» «Вот собачка Жучка...» «Конь ретивый, долгогривый...» Воспитатель: Ребята, а дом деда и бабы стоял у леса. И решил Колобок в лес отправиться. Катится он, катится и песенку напивает. Дети, пойте вместе с Колобком. Колобок: Я Колобок, Колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешен, В печку сажен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел. Воспитатель: Смотрит Колобок, а в лесу все белым-бело. Почему, ребята? Расскажите Колобку. (Дети говорят об изменениях внешнего облика леса). Воспитатель: Да, все верно. Лес зимний стоит не в зеленом наряде, а голый, без листьев. Деревья, кустарники и земля - все покрыто снегом. Только одна елочка стоит зеленая. Расскажите про елочку - колкую иголочку. Дети: У елки есть ствол, ветки покрыты иголками, их называют еловыми лапами. Иголок много, они маленькие, зеленые, колючие. Елка похожа на большую пирамидку. Воспитатель: Катится Колобок по зимнему лесу. А на встречу ему Зайчик. Выходит ребенок в костюме зайца. Колобок: Здравствуй, Зайчик. Зайчик: Здравствуй, Колобок. Колобок: Какой ты красивый, весь беленький. Зайчик: Летом мы зайцы серые, а зимой белые, как снег. Бегаем по лесу, грызем ветки. Воспитатель: Да, хочется зайчику и травки поесть, но зимой ее нет. Ребята, скажите, а зачем зайчику зимой белая шубка? Дети: Зайчика на снегу не видно, и его не поймает волк и лиса. Воспитатель: Зайчик, тебе наверно холодно? Хочешь поиграть с ребятами?

Игра «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит И ушами шевелит: Вот так, вот так! И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Вот так, вот так! Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать: Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал. Зайка прыг - и убежал. Воспитатель: Спасибо, Зайчик, что поиграл с нами. До свидания. А наш Колобок покатился дальше. Навстречу ему серый волк. Бродит  он по лесу голодный, аж зубы стучат, и хвост вниз опустился. Выходит ребенок в костюме волка. Колобок: Здравствуй, Волк. Волк: Здравствуй, Колобок. Ты зайца не видел? Я с утра ничего не ел. Колобок: Был зайчик, да убежал. Воспитатель: А какого зайчика мы видели? Дети: Беленького. Волк; Точно был. Ну, я побежал его догонять. До свидания. Воспитатель: А Колобок покатился по лесу. Колобок: Ой, что это такое белое, большое? Воспитатель: Вспомните, дети, кого Колобок в сказке должен повстречать? Дети: Медведя. Воспитатель: Правильно, медведя. Вот под этим сугробом спит медведь. Летом он наелся сладких ягод - малины, меда. А зимой спит в своей берлоге. Тихо не разбудите медведя! Пусть спит до теплых дней. Покатился Колобок дальше. А на встречу ему Лисичка - рыжая сестричка. Выходит ребенок в костюме лисы. Колобок: Здравствуй, Лиса. Лиса: Здравствуй, Колобок. А куда ты катишься, такой вкусненький, румяненький? Так и хочется тебя съесть. Воспитатель: Ой, а у Лисички смотрите глаза хитрые, задумала она Колобка съесть. Лисичка, не будешь есть нашего Колобка? Лиса: Нет, не буду. Воспитатель: Ребята, а давайте Лисичке другого Колобка подарим? Дети: Да. Воспитатель: А Лисичка будет нам помогать. Подойдите к столу. Мы с вами уже делали снеговика, снегопад, а сейчас мы сделаем также Колобка. Колобка мы положим на поднос. (Показывает поднос, дети рвут бумажные салфетки на подносы на маленькие кусочки, а потом высыпают на блюдо). Воспитатель: Приклеим Колобку глазки, носик и ротик. Вот какой румяный, веселый Колобок у нас получился. Тебе нравится Лисичка? Бери подарок и беги в лес. А мы с вами покружимся и вернемся в группу. (Дети кружатся).   Воспитатель:   Наше  занятие  закончилось.   Молодцы,   хорошо занимались.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Где живет бельчонок»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цель: Формировать интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

Задачи:

1.    Расширять    знания    детей    о    природе    и    диких    животных.

2.        Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими признаки и свойства деревьев и их частей (колючий, шершавый; берёзовая, еловая); Добиваться спокойного произнесения изолированного звука П на выдохе.

3.        Учить обследовательским действиям. Закреплять умение ритмично наносить цветовые пятна. Развивать эстетическое восприятие, приобщать детей к творчеству.

Оборудование:

  1. Игрушки мягкие: белка, заяц.
  2. Полифункциональный набор "Аконит"
  3. Снежинка из папиросной бумаги на нитке.
  4. Искусственные ели 3-4 шт., нарисованная берёза.
  5. Ветка березы.
  6. Силуэты птиц в цвете: сорока, снегирь, дятел, воробей.
  7. Еловые шишки, корзинка.
  8. Веточки ели и березы (по количеству детей).
  9. Иллюстрация "Белка у дупла".
  10.  ИЗО   материал:    нарисованные   ели    на   альбомном   листе   (по

количеству детей), коричневая гуашь, влажные салфетки.

11. Для сюрпризного момента корзиночка с "грибами" (печенье).

Предварительная работа:

Разучивание стихов, разгадывание загадок; на прогулках наблюдение за одеждой взрослых, за погодными явлениями; за птицами у кормушки.

Ход:

В дверь группы кто-то стучится. Воспитатель открывает дверь и в группу заходит бельчонок (мягкая игрушка). Воспитатель: Ребята, кто к нам

пришел? Дети: Белочка. Воспитатель: Это сынок белочки, он еще маленький, как правильно сказать? Дети: Бельчонок. Воспитатель: Дети, бельчонок хочет с вами познакомиться. Вставайте в круг, к кому бельчонок будет подходить, тот будет говорить ему: "Здравствуй, бельчонок. Меня зовут... и сказать назвать своё имя", и, конечно, улыбнутся надо бельчонку. Бельчонок здоровается с детьми, узнает, как зовут. Дети рассматривают бельчонка. Отвечают на вопросы воспитателя: - Какая шубка у бельчонка? (Мягкая, пушистая) - Чем бельчонок слышит, что ему говорит мама? (Ушками) - Где уши у бельчонка? (на голове) - Что еще есть на голове бельчонка? (Глаза, нос, рот) Воспитатель говорит, что бельчонок грустный, он хочет домой к маме - белке, но не знает дорогу домой. Воспитатель: А где живет бельчонок с мамой - белкой? Дети: В лесу. Воспитатель: А вы знаете, где лес? Давайте, проводим бельчонка к маме. Бельчонок: Как хорошо, что вы меня проводите к моей маме. Но на улице холодно. Почему на улице холодно? Дети: Зима наступила, много снега. С неба падают снежинки, Словно белые пушинки Покрывая всё кругом Мягким бархатным ковром. Бельчонок: У меня шуфа теплая, я не замерзну, а вы раздетые пойдете меня провожать? Воспитатель: Чтобы не замерзнуть, надо нам тепло одеться. Дети: Наденем штаны, кофты, шубы, шапки, варежки, а на ноги обуем валенки. Дети имитируют одевание на улицу. Дети с воспитателем и бельчонком переходят из группы в зал, где расставлено спортивное оборудование для ходьбы по наклонной, ползание по бревну, подлезание, перешагивание. Воспитатель: Мы попали с вами в зимний лес. Посмотрите, чтобы пройти по лесу, надо подняться на горку и спуститься с нее. А теперь проползти по бревну. Мы попали с вами на полянку. На полянке сидит заяц. Воспитатель: Посмотрите, кто тут живет? Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык... Дети: Зайка. Дети рассматривают зайчика, отмечают, какая у него шубка на ощупь, что у него на голове, какой хвостик. Воспитатель: Зайка, ребята знают песенку про тебя, они тебе ее сейчас споют. Исполняется песня с имитирующими движениями в текст песни. Нет у зайки рукавиц, Нет у зайки

шапки, Греет зайка у костра Маленькие лапки. Ну и Дедушка Мороз, Ой, какой проказник. Отморозил зайке нос Он под самый праздник. Зайка: Какая хорошая песенка, она мне очень понравилась. Спасибо. Воспитатель: Ребята, Эта мама бельчонка? Если дети отвечают "Да", то проводится наглядное сравнение бельчонка и зайца. Сравнивают уши, хвост. Выясняют, что это не его мама. Воспитатель: Пойдёмте дальше в лес, искать маму-белку. Дети подлезают по препятствию на пути, затем перешагивают через "веточки" и выходят к елке и березе. Воспитатель: Посмотрите, какие деревья в лесу. Это дерево - береза, а это как называется? Дети: Ёлка! Воспитатель: У березы и у ёлки есть ствол, вот он. (Обратить внимание детей на окраску ствола березы) Деревья высокие. Какие они высокие, покажите. Дети показывают ручками, какие деревья высокие. Воспитатель: От ствола растут веточки. У ели ветки, как платьице у девочки (показ - руки вниз, кисти рук в стороны); а у березки веточки растут вверх, к солнышку, а потом опускают вниз свои тонкие веточки (кисти рук опускают вниз) и смотрят как они высоко от земли. Дети повторяют движения за воспитателем. Воспитатель: А где же листики у березы? Рассматривают ветки березы, высказывают свои предположения. Воспитатель: Листиков нет. Они сидят в своих домиках-почках. Когда растает весь снег и станет тепло, листочки проснутся и выглянут из своих домиков посмотреть тепло ли на улице, весь ли снег растаял. Затем рассматриваются веточки ели. Воспитатель: А у елки вместо листиков иголочки. Они зеленые. Потрогайте, Какие они, колючие или мягкие? Как они пахнут, понюхайте носом. Дети обследуют, отмечают, что иголки колючие, нюхают (пахнут смолой, лесом). Бельчонок: А это кто сидит на ёлке? Кто это? Дети называют знакомых птиц. Бельчонок: А что любят кушать птички зимой? Дети: Зернышки клюют. Бельчонок: Днем птички летают, а ночью они спят. Поиграйте со мной в игру. Игра "День-ночь". Повторяется 2 раза. Воспитатель обращает внимание детей на залетевшую с ветерком снежинку. Воспитатель: Посмотрите, какая она тоненькая, нежная. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так. (показывает, как нужно дуть

на снежинку,  произнося звук П ).  Дети выполняют упражнение.  Затем снежинка летает вверх, вниз, в стороны, а дети следят за ней глазами. Бельчонок видит знакомые шишки под елкой. Детям предлагается взять шишки в руки. Бельчонок: Какие шишки шершавые, не такие мягкие как моя шубка. (Дети повторяют слово шершавые.) Бельчонок: Давайте, ребятки поиграем в игру "Собери шишки". Проводится игра "Собери шишки" Бельчонок замечает свою маму (изображение на стене за елкой). Мама-белка благодарит детей за то, что помогли бельчонку найти свой дом. Воспитатель предлагает детям нарисовать шишки для бельчонка, его мамы и их друзей белок, чтобы зимой не голодали, зима еще длинная. Объяснение как рисовать шишки. Дети рисуют пальчиками шишки, на предварительно приготовленных листах.

Итог занятия:

Бельчонок: Как много шишек вы нарисовали. Какие они все разные, и большие есть и маленькие.

Дети с бельчонком любуются работами. (Выставка работ) Бельчонок собирает детей вокруг себя. Бельчонок: Спасибо ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Мне очень понравилось с вами играть. Вы такие смелые,, ловкие, быстрые. Приходите к нам в лес с мамами и папами. Моя мама вам в дорогу гостинец передала, в группе попробуете грибочки. До свидания! До встречи! Воспитатель поясняет детям, откуда у белочки зимой грибы.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «В зимнем лесу»

                                                                                           

                                                                                            Составила воспитатель:

                                                                                            Филатова И.С.

Кузнецк 2019  год

Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование:

Яркие мягкие игрушки, пластмассовые елочки, ветки. Для коррекционных работ используются цветные открытки с изображением диких животных, фланелеграфы, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами: старичок- лесовичок, лесные звери.

Музыкальное оформление:

Г. Свиридов, «Тройка»

Ход:

1. Звучит «Тройка» Г. Свиридова. На этом музыкальном фоне воспитатель читает стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева о зимней природе, о лесе и приглашает детей на прогулку в зимний лес. 2. На полянке детей встречает старичок - лесовичок, который загадывает загадки о животных:

Загадки о животных:

Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка) Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать. (Медведь) Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж) Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Зимой белый - летом серый. (Заяц) Быстрый, маленький зверек По деревьям скок да скок. (Белка) Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, Страшно может реветь, Кто, скажите, он? ... (Медведь)

3. Кукольный театр

Лесные звери - куклы встречают детей и рассказывают о том, как они

«Белка»

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, Пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи... Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? Трудно белке зимовать... Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы... К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

«Еж»

Зимой я крепко сплю, Зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился - не ленился! Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили, Чтоб о себе все рассказал. Сюда б медведя я позвал, Но он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа - крепко спать и весны ждать!

«Заяц»

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной! Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз И еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет. Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

«Лиса»

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой - мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. Старичок."-лесовичок рассказывает о волке: А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень

злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте? Это -волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой. В одиночку не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой... Еды не хватает, и он голодает.

4.        Коррекционная физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!  Справа - березка в шубке Стоит, Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет! Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму он проспит. Пролетают снегири. Как красивы они! В лесу красота и покой, А нам пора уже домой.

5.        Игра «Чудесный мешочек» или «Накорми зверей и птиц»

(В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т.д.). Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6.        Коррекционная игра «Сложи открытку»
Дети на фланелеграфах складывают открытки с изображением диких животных. На большом фланелеграфе у доски 2-3 ребенка выполняют такую же работу, но с большими картинками.

7. Педагог знакомит детей с   пословицами о природе.

Пословицы о природе:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто природу губит, тот свой край не любит! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

8. Завершая прогулку по зимнему лесу, можно задать следующие вопросы: О зимовье каких лесных зверей мы сегодня узнали? Как живется им зимой в лесу? Как мы должны относится к окружающей нас природе, к диким животным? Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с обитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ     Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...

Открытое мероприятие "Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии"

Конспект открытого занятия «Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии»Цель: обобщение систематизации знаний о диких животных и растениях в зимний период род...

Тема: «БелБук, как новая активная форма работы в региональном проекте «Дошкольник Белогорья»

БелБук – это новая форма работы и взаимодействия: дети – родители – педагоги. БелБук способствует накоплению знаний о родном крае, развитию проектной, исследовательской и игровой дея...

"Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае. Пройдись по Башмаковскому району.

quot;Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае.Пройдись по Башмаковскому району....

Викторина о природе для старших дошкольников «Любители природы»

И стоит только захотетьКак оживет природа вдругИ всем захочется лететь, как птица,Шуметь берёзкой кудрявою в лесуИ я вас приглашаю окунутьсяВ природу, в дикий мир и красоту.Богат, прекрасен и бесконеч...