Статья "АКТИВНЫЕ ФОРЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
консультация (старшая группа)
Реализация ренгионального компонента "Дошкольник Белогороья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kostenko_o.v._kryukova_n.v.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ ФОРЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Костенко О.В.
Крюкова Н.В.
МБДОУ д/с №53
Наш детский сад уже несколько лет включен в проект «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (Дошкольник Белогорья)»
В рамках регионального проекта велась работа по разработке, апробации и внедрению педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательном процессе ДОУ.
Что же такое ритуал?
Ритуал (от латинского ritualis - обряд) - «система действий со строго установленным порядком, которые в символической форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для их жизни явлениями: социальными ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными процессами» (А.П. Садохин).
Использование ритуалов - это своего рода традиция, которая может быть ежедневной, еженедельной или ежемесячной и эффективно дополнять работу по ознакомлению с национальной культурой детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В работе с детьми педагоги использовали развивающие ритуалы, которые представлены следующим образом:
Ежедневные ритуалы (утренние ритуалы – приветствие, вечерние ритуалы – прощание).
Использование утренних ритуалов позволило установить эмоционально-позитивное настроение, как между детьми, так и воспитателя с каждым ребенком. Эти ритуалы способствовали развитию умений у детей замечать изменения в природе родного края, понимать свое эмоциональное состояние, вызванное этими изменениями.
Применение утреннего ритуала ежедневно помогло создать у детей ощущение психологической поддержки, безопасности, способствовало более открытому выражению чувств, поддержанию атмосферы доверия, психологического комфорта, групповой сплоченности, служило стимулом к предстоящей деятельности детей в течение всего дня.
Содержание утренних и вечерних ритуалов определялось потребностями детей, их самочувствием, тематикой дня, видом деятельности на занятиях, погодными и сезонными изменениями в природе, а также предстоящими событиями в жизни детей группы, региона, праздниками.
Еженедельные ритуалы (осуществление коллективной деятельности, игры на социально-эмоциональное развитие, развивающие игры, совместное обсуждение предстоящих или прошедших событий, совместных дел).
При осуществлении коллективной деятельности дети вместе с педагогами украшали группы к празднику, изготавливали панно «Дворовые игры», «Мой любимый праздник» и т.д.
Вместе с детьми обсуждались проблемы, совместно планировали свою дальнейшую деятельность. В ходе данного ритуала дети обучались правилам речевого диалога, умению выражать свои мысли, планировать свою деятельность и ее анализировать.
Игры на социально-эмоциональное развитие и другие виды совместных игр: ритмические игры, игры с проговариванием текста и выполнением соответствующих движений образные перевоплощения («Карусель», подвижная игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи», игра-миниатюра «Дружная семья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»).
Педагогами МБДОУ разработаны: конспекты занятий-ритуалов по темам модуля; перспективное планирование работы по теме «Здравствуй, мир Белогорья!»; развивающие настольные игры; картотека ритуалов приветствия и прощания для детей 4-7 лет.
Ежемесячные ритуалы (тематические встречи с куклами Белогором и Белогорочкой, экскурсии, обобщение темы модуля, оформление странички в «Белбуке»).
Тематические встречи с куклами Белогором и Белогорочкой помогали детям войти в тему месяца, организовать познавательные беседы и проблемные ситуации, направленные на активизацию и обобщение образных представлений детей о родном крае.
Организованные экскурсии с детьми в музеи города (историко-краеведческий музей, музей народной культуры, историко-художественный музей-диорама Курская битва и др.) обеспечивали знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.
Ряд целевых прогулок помогло детям понять, что красота города создана не только природой, но и руками дедов и прадедов. Дети посещали достопримечательные места в городе «Животные белгородского зоопарка», «Драмтеатр им.М.Щепкина», «Борисовская керамика» и др., знакомились с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона, а потом отражали свои впечатления в рисунках, аппликациях в тот же день.
Обобщение темы модуля включает в себя работу по оформлению странички в «Белбуке», обсуждение и обобщение тем занятий на протяжении месяца. Дети самостоятельно выбирают и вклеивают фотографии и картинки, а также вырезанные из бумаги декоративные элементы. Процесс сопровождается беседой с воспитателем, о том, что нового дети узнали в этом месяце. При оформлении «Белбука» педагоги используют различные формы и технологии, в соответствии с возрастными особенностями детей: по технологии Лепбука, портфель юного экскурсовода, альбомы.
Ежеквартальный ритуал (посиделки) - это развлечения с детьми и родителями, которые проводились в ДОУ для обобщения цикла тем, сезонных изменений, праздников и событий региона. Каждое развлечение начинается особым ритуалом: дети под музыку становятся в круг. Проговаривают слова, сопровождая их движениями.
В работе по ознакомлению дошкольников с родным городом не возможно без поддержки со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов «Новогодние фантазии», «Надоели нам игрушки - будем мастерить кормушки» и др., выставок, семейный проект по ЗОЖ, экологический проект «Юные помощники пернатых», проводимых в детском саду.
На тематических родительских собраниях педагоги проводили мастер – классы, беседы, консультации, анкетирование и т. д.
Обеспечивалось информационное сопровождение деятельности на сайте ДОУ mdou53.beluo31.ru , в разделе «Дошкольник Белогорья».
Так как педагогическая деятельность сегодня направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, то педагогам приходится внедрять в свою работу наиболее эффективных формы и методы работы с семьями воспитанников. Результатом такого поиска в настоящее время все большую популярность приобретает тематическая папка (книга) или лэпбук.
Мы решили изучить опыт работы МАДОУ д/с №74 «Использование развивающей технологии «Познавательные лепбуки» в образовательном процессе в ДОО.
БелБук (разработано по типу лепбука) - это большая двусторонняя папка, сделанная своими руками. Все материалы соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Особенность БелБука – многофункциональность. Собранная информация располагается с двух сторон, для родителей и детей. Папка заполнена конвертами, содержание которых постоянно меняется в соответствии с темой. Данная папка позволяет накапливать, изучать и пополнять информацию, не затрачивая время на изготовление новых макетов, что сохраняет время и место.
При работе с БелБуком дошкольники не получают в готовом виде знания, им приходится самим в процессе собственной исследовательско–познавательной деятельности их добывать.
БелБук помогает ребенку по своему желанию получить информацию по изучаемой теме и лучше понять, запомнить материал (особенно если ребенок с ОВЗ). В любое удобное время ребенок просто открывает БелБук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Создание БелБука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем дети научатся самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
В процессе работы с БелБуком происходит тесное взаимодействие: педагог - дети, дети - родители, педагог - родители. Это отличный метод взаимодействия между детским садом и родителями (законными представителями).
Подготовить БелБук можно в несколькот этапов.
На первом этапе выбираем интересующую нас и детей тему по Белгородведению: «Спорт на Белгородчине», «Веселая Масленица», «Берегите родной край», «Народные промыслы на Белгородчине» и др. Папка получится с интересными фактами и заданиями, как для дошкольников, так и для взрослых.
На втором этапе переходим к составлению плана. Изучаем необходимую информацию, отбираем нужный материал, продумываем интересные задания, раскрывающую тему.
На третьем этапе составляем макет будущего БелБука. Делается предварительный чертеж с расположенными на нем нужными разделами.
На четвертом этапе изготавливаем БелБук. Для создания БелБука понадобится плотный материал или картон. Мы для его изготовления выбрали обычную коробку из под кондитерских изделий. Согнули ее на несколько частей и придали форму большой папки. Далее обклеили самоклеящейся пленкой. В центре папки с обеих сторон помещена информация, отражающая конкретную тему. Например: для детей – «Спорт и дети», для взрослых - «Растим здоровых детей» т.д.
БелБук для детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие задания - упражнения: «Юный эрудит» - задания на развитие мышления, внимания, «Каляка–маляка»- задания на развитие воображения и творческих способностей, «Запоминай-ка»- развитие памяти, «Читаем вместе» - развитие речи, «Знаете ли вы…» - познавательное развитие, «Играем вместе» - взаимодействие и детей и родителей в игре, «Посмотри и назови» - развитие логического мышления.
БелБук для родителей включает в себя следующие разделы с полезной информацией: «Возьми с собой в дорогу», «Знаете ли вы…», «Книжки–малышки» по определенной теме, «Это интересно», «Играем вместе», «Из моего детства» и т. д.
Спроектированный БелБук можно использовать как на занятиях (в соответствии с темой), а также в режимных моментах, в игровой, развивающей и самостоятельной деятельности. Организовать работу с БелБуком можно индивидуально, парами, по подгруппам. Большую часть поиска информации осуществляется детьми и родителями дома через поисково–исследовательскую деятельность.
Собранный материал по определенной теме используется в дальнейшем в игровой и развивающей деятельности с детьми: развивающие дидактические игры и упражнения, наглядно-демонстрационный материал.
Созданный БелБук решает ряд задач регионального проекта «Дошкольник Белогорья»:
- помогает структурировать сложную полученную информацию;
- расширять кругозор и детей, и взрослых по Белгородоведению;
- закреплять знания о ярких фактах из истории и культуры родного края;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление детей;
- помогает разнообразить любую скучную или сложную тему;
- научить простому способу запоминания;
- воспитывать бережное и уважительное отношение к своему родному краю;
- объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности (использование развивающих ритуалов) и использование многофункционального Белбука способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме « Портфолио дошкольника" (подготовительная группа)
Инновационная форма работы с родителями и детьми - создание портфолио дошкольника....
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Реализация регионального компонента "Дошкольник Белогорья"...
Тема: «БелБук, как новая активная форма работы в региональном проекте «Дошкольник Белогорья»
БелБук – это новая форма работы и взаимодействия: дети – родители – педагоги. БелБук способствует накоплению знаний о родном крае, развитию проектной, исследовательской и игровой дея...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет по теме «Дошкольник Белогорья».
Предлагаем вашему вниманию, образовательный маршрут, который поможет лучше узнать наш родной край, Белгородчину, его природу и животный мир, его знаменательные даты. Предлагаем вам вместе со сво...