"Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае. Пройдись по Башмаковскому району.
учебно-методический материал
"Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае.
Пройдись по Башмаковскому району.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnoy_kray.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае.
Пройдись по Башмаковскому району.
В настоящее время все более актуальной становится проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому и социальному опыту предшествующих поколений.
В рамках реализации регионального проекта "Дошкольникам о родном крае" и с целью решения данной проблемы в МБДОУ ДС "Колокольчик" был разработан подпроект "Пройдись по Башмаковскому району", в котором нашла отражение интеграция содержания разных видов и форм организации детской деятельности по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с родным районом.
Знакомство дошкольников с родным районом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.
В основные направления реализации программы по краеведению были положены следующие принципы;
Индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателями.
Материал предполагается по блокам родная семья – родная природа – родной поселок – родная культура.
Широкое представление материала наглядностью: фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей; портреты известных людей поселка, произведения творчества земляков.
Материал предлагаем интересный, увлекательный, он формирует желание стремиться к достижению результата.
В начале краеведческой работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном поселке. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего поселка, его культуре и достопримечательностях, учитывая эти результаты, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему краю.
2. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение и гордость.
3. Познакомить детей с культурным наследием поселка Башмаково.
4. Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими участниками жизни поселка.
5. Просвещать родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного района.
На основе задач была разработана тематика мероприятий.
1. Тема: «Моя семья» предполагает знакомство с родителими, бабушками и дедушками, родословной, семейными традициями.
2. Тема: «Школьная страна» рассматривает историю детского сада, посещение школы.
3. При изучении темы «Моя малая Родина» дошкольники знакомятся с историей поселка, его достопримечательностями, выдающимися людьми нашего поселка Башмаково.
4. С растительным и животным миром Башмаковского края, историческими находками нашего района дети знакомятся в цикле: «Моя Земля».
5. Тема: «Гордость земли Башмаковской» включает в себя сбор информации о великих людях Башмаковской земли, о земляках-Героях Советского Союза, встречи с поэтами.
6. Экскурсии на предприятия района, знакомство с профессиями взрослых в нашем поселке, посещение мест культурно-досугового отдыха- основные направления работы с детьми при изучении темы: «Край родной».
При знакомстве дошкольников с историей родного поселка приходится многое им рассказывать. Информацию отбираем так, чтобы это затронуло чувства детей, по ходу обязательно используем фотографии, слайды, репродукции картин и др. В рассказ включаем вопросы к детям, это активизирует познавательную деятельность и внимание, учит предполагать, рассуждать, вызывает интерес. Рассказ в этом случае переходит в беседу, что способствует более успешному усвоению знаний. Составляем его очень просто, не употребляем часто даты (детям это не запомнить), применяем только выражения типа «это было очень - очень давно» или «когда папа и мама были маленькими» и др.
Широко используем такую форму работы как экскурсии и пешие целевые прогулки, поездки по поселку, где дети видят красоту улиц поселка, зданий, памятников, любуются природой. Полученные впечатления дети отражают в рисунках, в рассказах об увиденном родителям.
Очень интересна детям была экскурсия в краеведческий музей. Во время посещения музея дети знакомились не только с историей возникновения, символикой, но и с удивлением рассматривали старинные орудия труда, национальную одежду, альбомы с фотографиями, экспозиции наших героев-земляков, оставивших после себе добрую память, стенды о почетных гражданах нашего района, спортсменах. Интересным для детей стало внутреннее убранство избы и утварь. Дети с интересом посещали экспозиции декоративно-прикладного искусства, выполненные руками башмаковских мастеров.
На экскурсиях дети знакомились с улицами поселка, с историей их названий. Сравнивали старые дома и новостройки. Во время экскурсий закреплялись навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов, также знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. Для закрепления знаний детям были предложены дидактические игры "Назови улицы нашего поселка","Расскажи, где ты живешь". В самостоятельной игровой деятельности с интересом наблюдали за тем, как дети с увлечением строили улицу родного поселка, показывали на макете дома, свой «этаж», окна своей квартиры.
Ежегодно в канун 9 мая воспитанники посещают аллею Героев и возлагают цветы к памятнику воинской доблести земляков в годы Великой Отечественной войны. Совместно с родителями мы посетили и такой памятник архитектуры, как церковь во имя Михаила Архангела. Очень затронула детскую душу эта экскурсия. Настоятель храма рассказал об его истории, иконах. Удивительно любознательные и непоседливые дети, были как зачарованные, соблюдали правила поведения в храме.
Совместно с детьми мы посетили комплекс железнодорожных зданий (вокзал, элеватор, водонапорная башня), который также является памятником архитектуры.
Все запланированные экскурсии мы проводим таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, предварительно рассказывая им о том месте, которое собираемся посетить. Прежде чем отправиться в аллею Героев, мы с детьми рассматривали иллюстрации в книгах о героических подвигах наших людей в годы войны.
Ознакомление с родным краем тесно связано с воспитанием интереса и любви к природе малой Родины, к окружающей природе. Прививая любовь к своему родному поселку, мы показываем его в разные времена года. Мы побывали в тех местах где дети лучше всего могли бы наблюдать признаки того или иного сезона; весной в цветущем саду, зимой – на заснеженных улицах поселка, осенью в парке. После экскурсии беседовали, где старалась узнать отношение детей к родному поселку.
Дети вели наблюдения за отдельными объектами природы, проводили простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
В процессе поисковой деятельности нами были созданы гербарии растений поля, луга, лекарственных трав и т.д.
Активное участие родителей и детей в ежегодных акциях: «Наш зеленый детский сад», «Покормите птиц зимой»; конкурсы: «Лучшая кормушка» - это ярко выраженное проявление интереса к объектам и явлениям природы родного края.
В рамках реализации проекта немаловажное значение имеет непосредственное знакомство с нашими земляками – людьми внесших свой вклад в развитие района, формирование у детей чувства гордости за земляков, которые прославляют трудом свой край.
Совместно с библиотекой были организованы встречи с поэтами-земляками, чтение стихов, исполнение песен. Регулярными стали экскурсии детей к Доске Почета Башмаковского района.
Наш поселок населяют люди самых разных профессий. Дети с восторгом рассказывали о своих родителях, их труде, о пользе, которую приносит их труд окружающим и поселку. После этого провели ряд экскурсий в библиотеку, на почту, в магазин, на газопровод, в аптеку, в парикмахерскую, в ателье, в семенную лабораторию, на мукомольный завод, на пекарню, в бассейн, на стадион, в пожарную часть, в школу.
Не менее важным условием в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями. Это способствует воспитанию бережного отношения к традициям сохранению семейных связей. Родители помогали в сборе информации о поселке, своей семье. В саду совместно с родителями проходили праздники, тематические мероприятия , родительские собрания в нетрадиционной форме . Большое значение имеют совместные с родителями походы на природу, экскурсии.
Большую помощь родители оказывали в проведении традиционных праздников и обрядах: «Рождество», «Масленица», «День Победы», «День Защитника Отечества».
Важное условие в формировании патриотических чувств – создание предметно – развивающей среды в ДОУ. В групповых комнатах оформлен краеведческий уголок, где с учетом возрастных особенностей был отобран материал на разные темы, собраны книги с иллюстрациями, которые дети могут свободно рассматривать в удобное для них время, литература поэтов-земляков. В игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных идидактических игр по ознакомлению с родным поселком: «Мой поселок», «Генеалогическое дерево», «Достопримечательности родного поселка; Создано несколько презентаций о поселке Башмаково, его истории, современной жизни, природе родного края, папки – передвижки по краеведческой тематике.
Организованы выставки на темы: «Мое родное Башмаково», «Любимые уголки поселка» и т.д.
Воспитанники принимали участие в областном конкурсе детских рисунков «Моя малая Родина»
Безусловно, впечатления, полученные в ходе проведенных мероприятий, приобщили детей к истории родного поселка, его традициям, привили еще большую любовь к Родине, своему Отечеству, природе родного края.
Нашему поселку Башмаково –142 года. Пусть его история не уходит в далёкое прошлое, но для нас очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...
Региональный компонент. История родного края. Старшая группа.
Познавательное развитие....
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет
В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»
Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...
презентация к Проекту по региональному компоненту Природа родного края
Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать ...
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...
Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино
Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...