Музейная технология как один из методов проектной деятельности
статья

Коровкина Евгения Александровна

Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_v_muzeynoy_pedagogike.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная технология как один из методов проектной деятельности

Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития личности в дошкольном детстве, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс на современном этапе модернизации образования актуальна и перспективна.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия. Это инновационная технология в системе формирования культуры дошкольников, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Богатейшими материалами музеев могут воспользоваться лишь столичные ДОО и детские сады, находящиеся близко к центрам культуры. Родители, загруженные работой, свои выходные дни используют для решения бытовых проблем. Лишь немногие из них могут позволить себе поездку с ребенком по городу или в музей. Устный опрос выявил, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольная организация находится не в центре города, где размещено большинство музеев. Во- вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие места. И, в- третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Исходя из этого, создание мини-музеев в дошкольном учреждении — одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Однако в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей, здесь незаменимой оказывается проектная технология. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Музейная технология

  • это один из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов, включены в программные задачи и для детей младшего возраста.

Таким образом,

  • Музейная педагогика в ДОУ - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус.
  • Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО:

-имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы сотрудничества с детьми) аспект для познавательного,речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

-несет потенциал развития личности, мотивации и способности дошкольника в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской музыкальной, художественной, восприятии художественной литературы и фольклора).

-представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие).

  • Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного замещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Каждый созданный в ДОУ мини-музей - результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками и поделками.
  • Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, задачи отдельных разделов программы и способствуют реализации регионального компонента.
  • Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива.

Использование проектной технологии в музейной педагогике в образовательном процессе нашего группы был начат год назад, когда создавался мини-музей «Усть-Сысольск: окно в прошлое». Музей создали, запустив проект, результаты были впечатлительными, родители откликнулись настолько, что экспонаты пополняются и по сей день. Изучив новые требования к образованию дошкольников, образовательные стандарты, целевые ориентиры дошкольного образования1,  эффективность проектной технологии в музейной педагогике было решено устраивать сменные экспозиции (1 раз в  полгода) в дополнение к основной, стационарной. Тематика связана с изучением родного края, его истории, традиций и быта народа, населяющего его. На  каждый учебный год запланировано две сменные экспозиции, отвечающие интересам и возрастным особенностям детей.

Создание мини-музея подразумевает разработка и внедрение методического материала, направленного на воспитание патриотизма, этнической идентичности и солидарности с "малой Родиной - село, город, регион", нацеленного на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края, приобщение к мировой культуре и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.

Основные  задачи проекта мини-музей «Усть-Сысольск: окно в прошлое»:

  • Создание условий для повышения профессиональной компетентности и мастерства, проявление творческих способностей педагогов, формирование позитивного отношения и готовности к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ.
  • Создание условий для возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность и одаренность.
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики с использованием проектной технологии.
  • Воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании, формирование национальных ценностей.
  • Приобщение дошкольников и родителей к преобразованию предметно- развивающей среды.
  • Создание библиотеки полезных материалов для участников образовательного процесса в виде статей, рекомендаций, электронных книг, видеоматериалов по использованию в образовательном процессе

«музейной педагогики».

Ожидаемые результаты проекта:

  • Организация в ДОУ образовательного развивающего пространства, основанного на достижениях национальной культуры, науки и творчества.
  • Формирование мировоззрения воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию.
  • Разработанные и апробированные материалы, совместные познавательные, творческие проекты для поддержки и повышения компетенции родителей в вопросах разностороннего развития детей.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  • Создание библиотеки полезных материалов для участников образовательного процесса: статей, конспектов образовательных мероприятий, рекомендаций, электронных книг, «виртуального музея» на сайте ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников.

Экскурсия-  один из видов позновтельной деятельности детей с окружающим миром, одна из трудоемких и сложных форм обучения....

Тема консультации: « Нормативный проект, как один из видов проектной деятельности».

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, котор...

Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования

Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогическог...

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"...

Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...

Проект "Здоровьесберегающие технологии,как один из методов обеспечения здоровья детей дошкольного возраста" ".

В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укрепл...