Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников.
статья по окружающему миру на тему
Экскурсия- один из видов позновтельной деятельности детей с окружающим миром, одна из трудоемких и сложных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskurssiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 52 « Сказка»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Экскурсия как один из методов познавательной
деятельности дошкольников.
Подготовила воспитатель
II квалификационной категории
Исмагилова Гульнара Завдатовна
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети могут в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. А это в свою очередь способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, материалистическое миропонимание. Следует отметить, что в процессе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это в свою очередь способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Одновременно воспитатель учит детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления, в результате которого детская речь становится более богатой, содержательной, связной.
Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать шишки) развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.
Необходимо отметить, что экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников. В нашем ДОУ систематически один раз в квартал совместно с инструктором по физическому воспитанию проводятся эколого–оздоровительные походы, к примеру, такие как пешие прогулки с элементами ориентирования, экологические наблюдения за объектами живой и неживой природы, которые благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Поэтому по характеру решаемых педагогических задач их можно выделить в четыре разновидности: природоведческая, экологическая, на хозяйственные объекты, экскурсия эстетического характера:
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях).
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного)
Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии:
- в конно-спортивную школу «Тулпар» - где детям рассказали о лошадях, как за ними ухаживают, дали возможность детям принять участие в кормление лошадей;
- в пожарную часть - где дети познакомились с профессией пожарного, расширили свои познания по правилам пожарной безопасности; в дельфинарий;
- на хлебокомбинат ОАО «Челны – хлеб» - где дети уточнили представление о последовательности этапов получения хлеба, познакомились с профессиями людей, благодаря которым у нас каждый день на столе появляется свежий и душистый хлеб;
- в магазин «Челны – хлеб»;
- в дельфинарий;
- в музей истории города;
- и многое другое
Так как некоторые хозяйственные объекты находились на значительном расстоянии от детского садика, приходилось доезжать либо на общественном транспорте, либо заказывать автобус - одновременно с этим дети познакомились с такими видами профессий как водитель автобуса, вагоновожатый, кондуктор, а также на практике с детьми закрепили правила поведения в общественном транспорте.
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем использует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников в условиях группы оздоровительной направленности.
Для общего укрепления организма детей...
Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ
Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...
Публикация "Прогнозирование погоды как один из методов экологического воспитания дошкольников"
Прогнозирование - это познавательная деятельность, доступная каждому ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае - приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и ...
Ручной труд, как один из методов экологического воспитания дошкольника.
Кичатая Лариса АндреевнаПугачева Наталья ХаимовнаВоспитатели,МБДОУ детский сад «Солнышко»пос.Сосновый Бор Тукаевский р-н РТ Ручной труд, как один из методов экологического воспитанияд...
ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.Велика роль экскурсий в нравственн...
Литотерапия как один из методов развития дошкольников
Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. В работе с детьми литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию....