Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования
статья
Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_metod_proektnoy_deyatelnosti.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
1-4
Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса.
И.П. Журавлева, воспитатель, МДОУ Тисульский детский сад №4, 652236 Кемеровская область, Тисульский район, с. Тамбар, ул. Маяковского, д.40, кв.1, 89609251953
«Прирожденное и неиспорченное состояние детства отличается горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям» Джон Дьюи
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
При организации учебной деятельности с дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Главное её достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
• принять и освоить цель, актуальную для них;
• выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
• решать творческие споры, достигать договоренности;
• оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
• обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как свое поражение
Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:
– на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
– приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
– формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
– применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества педагогов и детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Например, работая над проектом организации экологического музея в книжном уголке (центре книги), можно поставить яркие книги: энциклопедии для детей, альбомы с изображениями растений, животных, птиц, «Красную книгу» природы. В игровом уголке (центре) необходимо систематизировать и расставить игры на экологическую тему. В «красном уголке» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочки с фиточаем наклеить изображения соответствующего растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже должно носить экологический характер, например:
• «Путешествие в подводное царство»;
• «Путешествие на Луну»;
• «Гомеопатическая аптека»;
• «Зоологический магазин»;
• «Зоопарк» и т. д.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта педагог предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т. д.). Дети вместе с родителями выбирают задание по желанию. Прежде чем раздать задания, необходимо их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости педагог мог бы предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей. Именно этот этап вызывает наивысший эмоциональный накал, и его необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Проектная деятельность обладает огромным потенциалом в интеллектуальном, эмоционально-волевом и социальном развитии личности дошкольника.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
Семинар - практикум для старших воспитателей...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
Семинар - практикум для старших воспитателей...
«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»Консультация для педагогов
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...
Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования
Презентация...
семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
семинар «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
В настояшее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу иновационные технологии....