Проект "Здоровьесберегающие технологии,как один из методов обеспечения здоровья детей дошкольного возраста" ".
проект (подготовительная группа)
В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают каждому ребенку укрепление психического и физического развития, музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovesberezhenie.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№76 «Виктория»
города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска
_______________А.М Гордина
приказ от 31.08.2022 № 327од
ПРИНЯТО
на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска
протокол от 31.08.2022 № 1
ПРОЕКТ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
автор: музыкальный руководитель Баландина Н.М.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья.»
Бехтерев В.
Краткая аннотация проекта
Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Научная основа: проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – А. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.
Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:
Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач.
Сбор, систематизация, хранение информации
Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию
Степень распространения:
Представление проекта в ДОУ
Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, медицинский работник, старший воспитатель, родители.
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.
Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна проекта:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию.
Цели и задачи
Целью данной работы является организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши», О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие), были поставлены следующие задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Формировать осанку, гигиенические навыки
- Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.
Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, патриотические чувства, через детский фольклор.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.
Гипотеза:
развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Предполагаемый результат:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
развитие физической и умственной работоспособности.
Этапы реализации проекта:
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Условия
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...
Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально -дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:
-валеологические песенки - распевки использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков
- дыхательная гимнастика повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
- артикуляционная гимнастика - использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков
- оздоровительные и фонопедические упражнения - использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков
-ритмопластика, игротеропия - использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития музыкально-ритмических движений, на досугах и праздниках
- игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
- речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
- музыкотерапия способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
-технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
-игротеропия – используется чаще других технологий, практически во всех видах музыкальной деятельности, так как это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:
- литературно-музыкальные гостиные,
- театрализованные постановки;
- беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ.
Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Список используемой литературы
1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М.: Линка – Пресс,
5. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
6. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
7. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор 8.В.Котова;
9. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
10. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...
«Создание и организация работы по обеспечению физически здоровых детей дошкольного возраста».
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое,...
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...
Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. ...
Опытническая деятельность - как один из практических методов экологического воспитания детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете № 2 «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» по теме: Опытническая деятельность - как один...
Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...
Проект «Чудные предметы» (Использование нестандартного оборудования, как метод укрепления здоровья детей дошкольного возраста)
Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф...