Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, музей!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Здравствуй, музей!»
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель: познакомить детей с домом художника Н.К. Рериха, его творчеством.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей понятие об историко - культурных ценностях нашего края.
- Формировать у детей представление о быте, культуре того времени.
Развивающие:
- Активизировать в речи слова: музей, экскурсия, экскурсовод, ландо, мезонин, амбар.
- Развивать внимательность, умение логически рассуждать.
Воспитательные
- Воспитывать в детях потребность бережного отношения к историко – культурным ценностям нашего края.
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа:
- Рассказ воспитателя о деревне Извара, о достопримечательностях, о людях, которые прославили наш посёлок.
- Оформление в патриотическом уголке фото – выставки на тему «Памятные места, которыми славится наша Малая Родина».
- Прогулка с детьми и родителями в парк музея – усадьбы Н.К. Рериха.
- Рассматривание с детьми рисунков и картин художника.
Материалы и оборудование:
- Фотографии музея – усадьбы Н.К. Рериха, семьи Рерихов.
- Презентация «По земле Извары».
- Карточки на тему «Правила поведения в музее».
- Мультимедийное оборудование для видео экскурсии.
- Конверт с письмом, корзина с сюрпризами для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_na_temu.docx | 29.25 КБ |
video_-_ekskursiya_po_domu_-_usadbe_n.k._reriha.pdf | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Здравствуй, музей!»
Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Здравствуй, музей!»
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель: познакомить детей с домом художника Н.К. Рериха, его творчеством.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей понятие об историко - культурных ценностях нашего края.
- Формировать у детей представление о быте, культуре того времени.
Развивающие:
- Активизировать в речи слова: музей, экскурсия, экскурсовод, ландо, мезонин, амбар.
- Развивать внимательность, умение логически рассуждать.
Воспитательные
- Воспитывать в детях потребность бережного отношения к историко – культурным ценностям нашего края.
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа:
- Рассказ воспитателя о деревне Извара, о достопримечательностях, о людях, которые прославили наш посёлок.
- Оформление в патриотическом уголке фото – выставки на тему «Памятные места, которыми славится наша Малая Родина».
- Прогулка с детьми и родителями в парк музея – усадьбы Н.К. Рериха.
- Рассматривание с детьми рисунков и картин художника.
Материалы и оборудование:
- Фотографии музея – усадьбы Н.К. Рериха, семьи Рерихов.
- Презентация «По земле Извары».
- Карточки на тему «Правила поведения в музее».
- Мультимедийное оборудование для видео экскурсии.
- Конверт с письмом, корзина с сюрпризами для детей.
Ход НОД
- Вступительный этап
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, после чего открывает её. Взрослый в костюме почтальона вручает письмо воспитателю.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите почтальон принёс нам письмо! А от кого интересно? (читает)
Дорогие ребята,
Я, хранитель музея сверчок – старичок приглашаю вас на увлекательную видео – экскурсию по музею – усадьбе Н.К. Рериха.
На этой видео – экскурсии вы узнаете много интересного о семье Рерихов, их старинном доме – усадьбе, благодаря которым о вашем посёлке знают во всём мире.
Самых внимательных и любознательных ребят ждут сюрпризы от меня.
Жду вас с нетерпением.
Воспитатель: Ну что, ребята, готовы отправится на видео – экскурсию по приглашению самого хранителя музея!
Ответы детей: ***
Воспитатель: Ну тогда… дружно парами беритесь и за мною торопитесь, отведу я вас друзья в интересные края!
Дети с воспитателем заходят в зал и усаживаются на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном.
Воспитатель надевает на себя костюм экскурсовода и обращается к ребятам.
Слайд 1
- Основной этап
Воспитатель: Дорогие ребята, по поручению хранителя музея, сверчка – старичка, видео – экскурсию для вас проведу я. Вы не против? Может кто – то из вас уже знает как называют человека, который проводит экскурсию?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Совершенно верно, экскурсовод. Молодцы. Ребята, а вам не кажется, что слово экскурсия очень загадочное, может кто-нибудь догадался почему?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Вы интересно высказываетесь, молодцы. Это слово загадочное потому, что во время экскурсии вы открываете для себя много загадочного, интересного и еще неизвестного. А теперь внимание на экран.
Слайд 2
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим экскурсию по музею Н.К. Рериха. Может кто - то из вас знает, что такое музей?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Молодцы. Музей – это дом памяти и красоты. В этом усадебном доме когда-то жил Николай Рерих. Вначале он был таким же как вы ребёнком. Постепенно он подрастал, узнал и полюбил мир природы, историю этой древней земли Извары, на которой он жил и учился.
Слайд 3,4
Выучившись и работая, Николай Рерих стал знаменитым художником, о котором знают во всем мире.
Чтобы сохранить память об этом замечательном человеке и художнике, в его доме создан музей. Сейчас сюда приезжают люди из разных городов, чтобы больше узнать о художнике Николае Рерихе и экскурсовод, сотрудник музея, во время экскурсии рассказывает им о нём.
Слайд 5
Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что мы вместе с мальчиком Николаем Рерихом и его семьей приехали в Извару, они приезжали сюда ранней весной и жили здесь до глубокой осени.
Слайд 6
Даже когда вырос и стал много путешествовать, он вспоминал об Изваре. «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом».
Ребята, как вы думаете, что означает слово ландо? (Ответы детей) Ландо – «четырехместная коляска с откидным верхом». Именно на таком транспорте передвигались в те времена.
Слайд 7
Воспитатель: А сейчас посмотрите на фото дома и попробуйте определить из чего же сделаны эти старые, крепкие стены?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Да, дом построен из камня, стены его толстые и крепкие, как у крепости. Художник Рерих так о нем вспоминает «Дом Изварский старый, стены, как крепостные, - небось и посейчас стоит». Да, стоит и мы с вами будем сохранять этот красивый дом, потому что это дом памяти о художнике и дом красоты. Давайте рассмотрим его со всех сторон, и вы сами расскажите, чем вам больше всего нравится этот дом, чем он красив.
Слайды 8, 9, 10
Дети делятся впечатлением.
Воспитатель: Николаю Константиновичу Рериху очень нравился этот дом, и художник о нем вспоминал «Все в нем было милое, в прихожей пахло яблоками».
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами вошли в прихожую, сейчас здесь стоят старинные сундуки, в них раньше складывали различные вещи. Кто из вас догадался, почему Николай Рерих вспоминает, что здесь пахло яблоками?
Ответы детей: ***
Слайд 12, 13
Воспитатель: Верно, в парке раньше был большой сад. Когда снимали урожай яблок, то его вносили в прихожую. Я хочу вам сказать, что яблоками пахнет в прихожей и сегодня в наши дни!? Пахнет, потому что и сейчас на территории усадьбы есть сад. Видели его? И наша с вами задача беречь этот сад, и ухаживать за ним, согласны? А давайте мы с вами сейчас немного отдохнём и соберём урожай яблок? Как спросите вы? Да очень просто мы проведём физкультминутку!
Дети встают возле своих стульчиков и выполняют движения вместе с воспитателем.
Физкультминутка
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много яблок в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Слайд 14, 15
Воспитатель: Молодцы, размялись, присаживайтесь на свои места и сейчас мы с вами переместимся в следующие комнаты, но когда мы их осмотрим вы, подумав, сами сможете сказать, как они называются. Слушайте внимательно.
Вот перед вами большой красивый зал, куда входили гости, которые приходили или приезжали к хозяевам этого дома. Гости рассаживались на диваны, общались, слушали музыку. Не зря же здесь находится этот старинный инструмент, кто из вас знает как он называется?
Ответы детей: ***
Слайд 16
Воспитатель: Правильно, это рояль. Теперь, ребята, скажите, если в этой комнате располагались гости, как она называлась?
Ответы детей: ***
Слайд 17, 18
Воспитатель: Да, эта комната называется гостиной. А теперь посмотрите на следующую залу и вы сами назовите предметы, которые здесь видите.
Дети называют предметы, определяют их назначение: старинный стол и стулья, большой буфет, самоварный столик и самовар, кресло, камин.
Воспитатель: Если в этой комнате обедали хозяева вместе с гостями, пили чай, хранили посуду в буфетах, как она называлась?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Да, это столовая. Художник помнит многое в этом доме: «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели». Ели растут за окном и сегодня.
Слайд 19
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у Николая, были сестры и братья?
Ответы детей: ***
Слайд 20
Воспитатель: Посмотрите на это фото, которое украшает стену в гостиной, может кто-то из вас догадался и покажет нам, где можно увидеть хозяев этого дома?
Дети с воспитателем рассматривают фото семьи Николая Рериха.
Ответы детей: ***
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где в этом доме находилась детская комната?
Слайд 21, 22, 23
Ответы детей: ***
Воспитатель: Детская комната была в мезонине. Мезони́н – это вышка надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. В неё нужно было подниматься по деревянной лестнице.
Рассмотреть с детьми на фото старинные предметы в детской комнате. Познакомить детей с изварскими рисунками и картинами художника.
Ребята делятся впечатлениями.
- Заключительный этап
Слайд 24
Воспитатель: Ну что, ребята, вот и подошла к концу наша с вами видео – экскурсия по дому Н.К. Рериха. Вам понравилось в гостях у художника? Что особенно понравилось и запомнилось вам в доме-усадьбе? Какие новые слова вы узнали?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Ребята, а почему, музей Николая Константиновича Рериха называют дом-усадьба.
Ответы детей: ***
Слайд 25
Воспитатель: Это потому, что здесь есть не только дом, но и парк, сад, хозяйственный двор и озеро, в котором разводили рыбу – целая усадьба. Когда Николай приезжал в Извару – ему хотелось все сразу обежать, всех проведать и посмотреть, что же изменилось в усадьбе.
Слайд 26
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы огромные молодцы, внимательно слушали всё, что вам рассказывал экскурсовод, запомнили много новых слов, о которых вы можете рассказать дома. И за это сверчок – старичок передал для вас сюрприз, который вы видите на экране? Что это?
Ответы детей: ***
Воспитатель выносит из-за экрана корзину с сюрпризами для детей
Воспитатель: Да, это ароматные яблоки с того самого сада, о котором мы говорили и ещё это приглашения для каждого из вас не на видео – экскурсию, а на настоящую экскурсию по усадьбе Н.К. Рериха, где мы рассмотрим старинные постройки, деревья, пруды, дорожки и много другого интересного. Вы рады?
Ответы детей: ***
Воспитатель: А ещё, я хочу вас попросить нарисовать рисунки о том, что вам больше всего понравилось на сегодняшней экскурсии и взять их с собой, чтобы подарить хранителю музея сверчку- старичку и таким образом поблагодарить его за увлекательное путешествие в прошлое. Договорились?
Ответы детей: ***
Воспитатель раздаёт детям гостинцы от хранителя музея и все вместе уходят в группу.
Слайд 1
Видео – экскурсия
по музею – усадьбе
Николая Константиновича
Рериха
Подготовила: Антонычева Наталия Александровна,
Воспитатель МДОУ «Детский сад №22» п. Извара
Слайд 2
Фото музея Н.К. Рериха
Слайд 3,4
Фото художника Н.К. Рериха в зрелые годы;
Фото картин художника
Слайд 5
Коллаж из фото: веранда музея в наше время и фото юного художника в образе Ивана Царевича на веранде того времени
Слайд 6
Слайд 7
Воспитатель: А сейчас посмотрите на фото дома и попробуйте определить из чего же сделаны эти старые, крепкие стены?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Да, дом построен из камня, стены его толстые и крепкие, как у крепости. Художник Рерих так о нем вспоминает «Дом Изварский старый, стены, как крепостные, - небось и посейчас стоит». Да, стоит и мы с вами будем сохранять этот красивый дом, потому что это дом памяти о художнике и дом красоты. Давайте рассмотрим его со всех сторон, и вы сами расскажите, чем вам больше всего нравится этот дом, чем он красив.
Слайды 8, 9, 10
Дети делятся впечатлением.
Воспитатель: Николаю Константиновичу Рериху очень нравился этот дом, и художник о нем вспоминал «Все в нем было милое, в прихожей пахло яблоками».
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами вошли в прихожую, сейчас здесь стоят старинные сундуки, в них раньше складывали различные вещи. Кто из вас догадался, почему Николай Рерих вспоминает, что здесь пахло яблоками?
Ответы детей: ***
Слайд 12, 13
Воспитатель: Верно, в парке раньше был большой сад. Когда снимали урожай яблок, то его вносили в прихожую. Я хочу вам сказать, что яблоками пахнет в прихожей и сегодня в наши дни!? Пахнет, потому что и сейчас на территории усадьбы есть сад. Видели его? И наша с вами задача беречь этот сад, и ухаживать за ним, согласны? А давайте мы с вами сейчас немного отдохнём и соберём урожай яблок? Как спросите вы? Да очень просто мы проведём физкультминутку!
Дети встают возле своих стульчиков и выполняют движения вместе с воспитателем.
Физкультминутка
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много яблок в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Слайд 14, 15
Воспитатель: Молодцы, размялись, присаживайтесь на свои места и сейчас мы с вами переместимся в следующие комнаты, когда мы их осмотрим вы, подумав, сами сможете сказать, как они называются. Слушайте внимательно.
Вот перед вами большой красивый зал, куда входили гости, которые приходили или приезжали к хозяевам этого дома. Гости рассаживались на диваны, общались, слушали музыку. Не зря же здесь находится этот старинный инструмент, кто из вас знает как он называется?
Ответы детей: ***
Слайд 16
Воспитатель: Правильно, это рояль. Теперь, ребята, скажите, если в этой комнате располагались гости, как она называлась?
Ответы детей: ***
Слайд 17, 18
Воспитатель: Да, эта комната называется гостиной. А теперь посмотрите на следующую залу и вы сами назовите предметы, которые здесь видите.
Дети называют предметы, определяют их назначение: старинный стол и стулья, большой буфет, самоварный столик и самовар, кресло, камин.
Воспитатель: Если в этой комнате обедали хозяева вместе с гостями, пили чай, хранили посуду в буфетах, как она называлась?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Да, это столовая. Художник помнит многое в этом доме: «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели». Ели растут за окном и сегодня.
Слайд 19
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у Николая, были сестры и братья?
Ответы детей: ***
Слайд 20
Воспитатель: Посмотрите на это фото, которое украшает стену в гостиной, может кто-то из вас догадался и покажет нам, где можно увидеть хозяев этого дома?
Дети с воспитателем рассматривают фото семьи Николая Рериха.
Ответы детей: ***
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где в этом доме находилась детская комната?
Слайд 21, 22, 23
Ответы детей: ***
Воспитатель: Детская комната была в мезонине. Мезони́н – это вышка надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. В неё нужно было подниматься по деревянной лестнице.
Рассмотреть с детьми на фото старинные предметы в детской комнате. Познакомить детей с изварскими рисунками и картинами художника.
Ребята делятся впечатлениями.
- Заключительный этап
Слайд 24
Воспитатель: Ну что, ребята, вот и подошла к концу наша с вами видео – экскурсия по дому Н.К. Рериха. Вам понравилось в гостях у художника? Что особенно понравилось и запомнилось вам в доме-усадьбе? Какие новые слова вы узнали?
Ответы детей: ***
Воспитатель: Ребята, а почему, музей Николая Константиновича Рериха называют дом-усадьба.
Ответы детей: ***
Слайд 25
Воспитатель: Это потому, что здесь есть не только дом, но и парк, сад, хозяйственный двор и озеро, в котором разводили рыбу – целая усадьба. Когда Николай приезжал в Извару – ему хотелось все сразу обежать, всех проведать и посмотреть, что же изменилось в усадьбе.
Слайд 26
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы огромные молодцы, внимательно слушали всё, что вам рассказывал экскурсовод, запомнили много новых слов, о которых вы можете рассказать дома. И за это сверчок – старичок передал для вас сюрприз, который вы видите на экране? Что это?
Ответы детей: ***
Воспитатель выносит из-за экрана корзину с сюрпризами для детей
Воспитатель: Да, это ароматные яблоки с того самого сада, о котором мы говорили и ещё это приглашения для каждого из вас не на видео – экскурсию, а на настоящую экскурсию по усадьбе Н.К. Рериха, где мы рассмотрим старинные постройки, деревья, пруды, дорожки и много другого интересного. Вы рады?
Ответы детей: ***
Воспитатель: А ещё, я хочу вас попросить нарисовать рисунки о том, что вам больше всего понравилось на сегодняшней экскурсии и взять их с собой, чтобы подарить хранителю музея сверчку- старичку и таким образом поблагодарить его за увлекательное путешествие в прошлое. Договорились?
Ответы детей: ***
Воспитатель раздаёт детям гостинцы от хранителя музея и все вместе уходят в группу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй школа»
Цель: развивать познавательные способности детей. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание.2. Развивать зрительную память.3....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:- Закрепить в соз...
Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»...
Разработка интегрированной непрерывно-образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста« А в Ленинграде музы не молчали…»
Основная цель этой разработки – организация работы ДОУ с воспитанниками и их семьями, направленной на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о подвиге и героизме ...
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей старины»
Знакомство детей с музеем, ее старинными предметамиИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...