Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей старины»
план-конспект занятия
Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей старины»
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие».
Образовательные задачи:
-формировать первоначальные представления детей о музеи
-знакомить детей с предметами быта русского народа ;
-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;
-обогащать словарь за счет новых слов: музей, экспонат, экскурсовод, люлька, прялка. ткацкий станок, лыко, оберег.
Развивающие задачи:
-развивать творчество, фантазию, любознательность;
-развивать интерес к продуктивной деятельности;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;
-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству.
Материалы и оборудование: «Русская изба», печка, кукла в русском национальном костюме, люлька, чугунок, ухват, русские народные костюмы, тряпичные куклы.
Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование подвижных народных игр в группе и на прогулке, чтение литературы.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! (дети здороваются).
- Меня зовут Светлана Владимировна.
-Мы друг другу – "здравствуете" сказали, а что означает это слово? (Пожелать кому – то здоровья).
- Верно, это слово не простое. Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е. - быть здоровым. К нам пришли гости, поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вводная часть (мотивация)
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в музей.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы знаете, что такое музей?
Дети: Да
Воспитатель:
-Правильно, музей-это место где хранится много красивых , редких и ценных вещей.
Воспитатель:
-Ребята как называются предметы , которые находятся в музее?
(ответы детей).
-Правильно, экспонаты.
Воспитатель:
-Скажите как называют человека, который работает в музее, рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей)
-Экскурсовод, это человек, который проводит экскурсии по музею и рассказывает об экспонатах.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас посещал музей?
Дети: Да (нет)
Воспитатель:
Дети, но при посещение музея нужно соблюдать правила:
1. В музее вести себя тихо и скромно. слушать экскурсовода.
2. Экспонаты без разрешения руками не трогать.
3. После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.
Воспитатель: Вот мы и узнали правила поведения в музее.
-Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Вокруг себя повернись и в музее очутись.
Воспитатель: Дети , на что похоже это место?
Дети: Это место похоже на русскую избу.
Воспитатель: Верно, наш музей похож на избу, и называется он «Музей русской старины»
По музею я хожу,
На старинные предметы гляжу.
И о том, как жили люди на Руси
Своим друзьям я расскажу.
Воспитатель: Ребята, скажите какие экспонаты (предметы ) вы знаете? Назовите.
Дети: Печь, чугунок, ухват
Воспитатель: Молодцы, много предметов назвали. А для чего они нужны были людям? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, печь основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, мыли детей, избавляя от болезней. В чугунке варили кашу, ухватом вынимали чугунок из печки. (Показывают, как это делается)
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, как называется этот экспонат?
Дети: Прялка
Воспитатель: Правильно, это прялка.
Дети: С ее помощью пряли пряжу.
Воспитатель: Верно, прялка – это предмет народного быта, на котором пряли пряжу, бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это за экспонат?(Ответы детей)
Воспитатель: Это ткацкий станок, на нем ткали ткани для одежды.
Воспитатель:
-Все предметы в избе делались своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, а девицы ткали и шили одежду.
Воспитатель: Следующая выставка покажет нам какую одежду носили люди в старину.
Воспитатель:
- Вот нас встречает красная девица.( кукла в русском костюме). Это женский костюм. Рассмотрите его.
-Назовите, во что одета девица?
Дети: Рубаха, сарафан, кокошник, лапти.
Воспитатель:
Молодцы! Правильно, это женский костюм, а рядом на выставке представлен и мужской костюм .
Воспитатель: Дети назовите предметы мужского костюма.
Дети: Рубаха, штаны, лапти.
Воспитатель: Правильно, рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом – кушаком , штаны и лапти.
А сейчас предлагаю примерить девочкам -повязки, мальчикам- кепки. (дети наряжаются)
Воспитатель: -Посмотрите , какие красивые красны девицы и добры молодцы! Переходим к следующему экспонату.
Посмотрите, у нас в музее сундук стоит
Я уверена, много он тайн хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Воспитатель (достаёт из сундучка ) Дети это кукла– ПОЛЕШКО.
Рассмотрите ее ребята, из чего она сделана? (ответы детей)
Дети: Она делалась из полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья.
Воспитатель: Правильно, из полена. Это обыкновенная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети.
Воспитатель:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
(Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.)
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю! Музыка
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мне кажется, что в сундуке есть что-то еще? (ответы детей) В этом сундуке живут необычные куклы.
Воспитатель достаёт из сундучка игровую куклу – «Зайчик на пальчик».
Дети: Это игровая кукла-«Зайчик на пальчик» с такими куклами играли дети.
Воспитатель: Да, эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. «Полешко» и «зайчик на пальчик»-это игровые куклы. А еще были обереговые.
Воспитатель подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.
-Например- обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Воспитатель: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Воспитатель достаёт из сундучка игровую куклу – «Колокольчик».
-Как называется эта кукла? Что вы про нее знаете?
Дети: Кукла «Колокольчик» Куколка - добрых вестей. Весёлая задорная, приносит в дом радость и веселье.
Воспитатель: Верно, она считается оберегом хорошего настроения.
Воспитатель: Дети , а это кукла «Крупеничка»
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали?
Дети: Потому, в ней крупа.
Воспитатель: Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Крупеничка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
Воспитатель:
-Дети обратите внимание на следующую куклу. Это кукла-стригушка. Была связана с богатым урожаем.
Воспитатель: -Как вы думаете из какого материала она сделана. (ответы детей) Из лыка , лыко-это кора молодых деревьев.
Воспитатель: Посмотрите, у нас в музее есть лыко.
-Какое оно на ощупь? Какое по цвету?
Дети: Твердое, коричневое.
Воспитатель: Правильно ребята, оно твердое и коричневое.
Предлагаю вам смастерить куклу-стригушку.
Да.
Воспитатель: Но перед началом работы сделаем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной…
Ах, вы куклы замарашки,
Грозят указательным пальчиком
Где испачкали рубашки?
Разводят руки в стороны, ладони открыты
И чулочки, и носочки.
Выставляют вперед левую, затем правую руку
Как же вам не стыдно, дочки?
Грозят пальчиком
Снова целый день стирать,
Трут кулачок о кулачок
Даже некогда играть!
Разжимают, сжимают пальцы
Воспитатель: Приступим к работе. Посмотрите пожалуйста на схему. (Показывает последовательность работы). Дети определяют последовательность работы.
Для этого лыко одинаковой длины собираем в пучок, сгибаем пополам и, немного отступив от верхушки, перетягиваю нитью. Это голова.
Затем с обеих сторон пучка отделяем по небольшой его части соломинок для рук, концы перетягиваю нитью. Талию куклы снова перетягиваю нитью. Кукла готова.
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня вы сделали прекрасных кукол-обережек, которые не дадут вас в обиду. Дома вместе с родителями вы можете их красивой тесьмой и ленточками.
Воспитатель: Ребята, что вы посетили сегодня
Дети: Мы сегодня были в музее старины.
Воспитатель: Какие экспонаты были в музее старины?(Ответы детей)
Воспитатель: правильно, в нашем музее хранится много вещей.
Воспитатель: Каких кукол вы сегодня видели? (ответы детей)
Воспитатель: Из какого материала вы сделали куколку? (ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем музее? (ответы детей)
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель: Ребята наша экскурсия закончена, нам пора возвращаться в детский сад.
Вокруг себя ты повернись и в детском саду очутись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музее им. П. В. Алабина»
Основная идея проекта: Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и знакомство с родным городом, его достопримечательно...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Экскурсия по музею блокады Ленинграда.» (с использованием социоигровой, информационно-коммуник
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Поэтому, большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо ввести в дошкольное обра...
Презентация конспекта для старшего дошкольного возраста "Экскурсия в музей боевой славы"
представлена презентация конспекта для старшего возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Экскурсия в музей"...
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в дом - музей Сукачевых города Иркутска
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста В дом- музей Сукачевых.Цель: создать условия для развития интереса к культурно-историческим объектам города, музеям, событиям прошло...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в этнографический музей "Русская горница"
Цель: формирование представления у детей о видах посуды в крестьянской избеи видах народныхпромыслов России .Задачи: систематизироватьи пополнить знания детей о посуде;рассказ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Экскурсия к памятнику Екатерины Великой"
Знакомство детей с достопримечательностями, культурным наследием родного города....