Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zima.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69»

г. Энгельса Саратовской области

Сценарий тематической викторины

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составил учитель-логопед

Ропотова А.А.

2021 г.


Викторина «Здравствуй, Зимушка-Зима!» может быть использована воспитателями коррекционных и общеобразовательных групп с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателями групп продленного дня, учителями-логопедами детского сада.

Вопросы и задания в конкурсах подобраны от простого к сложному, от вопросов репродуктивного характера к вопросам познавательно-поискового направления. Простые вопросы используются для активизации мыслительной деятельности детей, а также создания ситуации «успеха». Более сложные вопросы позволяют выявить уровень познавательно-речевой компетентности детей по теме: «Зима». Если дети дают неверный или неполный ответ, педагог может обратиться за ответом к другой команде, переформулировать вопрос, использовать наводящие вопросы. Оценивать ответы детей может как сам ведущий, так и жюри. В части заданий вводится регламент времени. За каждый верный ответ начисляется один балл (можно использовать карточки «снежинки»).

Цель: Закрепление знаний о холодном времени года, развитие фонетико-фонематических представлений, лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Задачи: Закрепить названия предметов, групп предметов, явлений.
Закреплять умение находить общий звук в словах с разной звуковой позицией, подбирать слова с заданным звуком. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закреплять навыки словоизменения, словообразования. Развивать умение строить сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
Развивать навыки владения мыслительными операциями обобщения, исключения, умения делать выводы и аргументировать свой ответ.

Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, образное и логическое мышление, вербальную память, творческое воображение.

Создать радостное настроение, воспитывать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

•эмблемы команды на каждого участника; фонограмма песни из мультфильма «Ёлочка, ёлка – лесной аромат»;

•указка; магнитная доска, (или наборное полотно, или мольберты, или мультимедиа);

•Снежинки по количеству участников;

•магнитная доска для наглядного материала и для учета баллов («Снежинок»), проектор.

Содержание: Звучит фонограмма песни «Ёлочка, ёлка – лесной аромат»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители! Ребята и взрослые! Вы приглашены на викторину «Здравствуй, Зимушка-Зима!», посвященную этому волшебному времени года.

Сегодня в викторине соревнуются 4 команды с зимними названиями: команда «Снеговики», команда «Снежки», команда «Холодок» и команда «Сосульки». Давайте поприветствуем их.

Входят команды. У каждого участника прикреплен бейдж с эмблемой команды.

Ведущий: А теперь ребятки есть для вас загадки. Каждой команде по одной загадке.

I. «Зимние загадки»

Ведущий: 

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Зима.)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый Год.

(Декабрь.)

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

(Снег.)

Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

(Снеговик.)

 

II. «Подбери признаки»

Ведущий: Зима – это волшебное время года! Давайте сейчас попробуем описать подробно, какая же она, зима?

Ведущий задает вопрос и каждая из команд называет по одному из признаков

А какая погода зимой? (холодная, снежная, морозная, ветреная …).

Небо - серое, низкое, облачное, тяжелое …,

Снег – холодный, мокрый, пушистый, белый ...,

Игры – снежки, катание с горки, лыжи, коньки ... ,

III. «Воздушный шар»

Ведущий: Ребята, кому нравятся снежинки? А вы знаете, что каждая снежинка отличается от других, и нет двух одинаковых снежинок? Давайте сейчас представим что мы холодный зимний ветер. Как мы дуем?

Перед ребятами расположены тренажеры для дыхательной гимнастики со снежинками. Ребята проговаривают технику выполнения, затем приступают к заданию.

 

IV. Игра «Скажи ласково»

Ведущий: Ребята, я буду говорить каждой команде слово, а вы в ответ называете его ласково. Например, я говорю вам «туча», вы отвечаете – «тучка».

Холод – холодок,

Метель – метелица,

Сосулька – сосулечка,

Сани – саночки,

Снег – снежок,

Лёд – ледок,

Ветер – ветерок,

Шуба – шубка,


V. «Четвертый лишний»

Ведущий: Следующее задание «Четвертый лишний». Ребята, вам нужно из четырех слов выбрать одно «лишнее» слово, которое «не дружит» с остальными тремя словами и объяснить свой выбор.

1) Ель, кедр, сосна, ива.

Ответ: Лишнее слово – «ива», потому что ива – лиственное дерево, а ель, кедр, сосна – хвойные деревья.

2) Сарафан, шуба, шапка, валенки.

Ответ: Лишнее слово – «сарафан», потому что это летняя одежда, а шуба, шапка, валенки – зимняя одежда.

3) Ворона, ласточка, снегирь, синица.

Ответ: Лишнее слово - «ласточка», потому что она улетает в теплые края, а ворона, снегирь, синица – зимуют с нами.

4) Коньки, лыжи, мяч, санки.

Ответ: Лишнее слово – «мяч», потому что это летние развлечения, а коньки, лыжи, санки – зимние забавы.

VI. Физ. минутка «Зайка»

Ведущий: Ребята, давайте немного подвигаемся и представим, что мы белые пушистые зайчики на холодном снегу.

Дети выходят в круг.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)


VII. «Найди общий звук»

Ведущий: Дорогие конкурсанты, вам необходимо услышать и назвать общий звук в трех «зимних» словах, которые я произнесу. Готовы?

1) Какой звук объединяет слова «вьюга», «снеговик», «снегопад»?

Ответ: Звук «Г».

2) Какой звук «живет» в словах «метель», «лёд», «сосулька»?

Ответ: Звук «Ль».

3) Какой общий звук есть в словах «шапка», «шуба», «шарф»?

Ответ: Звук «Ш».

4) Звук, который звучит в словах «сугроб», «снегурочка», «мороз»?

Ответ: Звук «Р».

VIII. «Скажи наоборот» 

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы отвечать наоборот.

Медведь большой, а заяц (маленький).

Лиса охотится днем, а волк (ночью).

Дупло у белочки высоко, а норка у мышки (низко).

Хвост у лисы длинный, а у зайца (короткий).

IX. Блиц-опрос «Ответь быстро»

Ведущий: А теперь блиц-опрос. Ответ на вопрос необходимо давать быстро, одним словом, чтобы за минуту успеть ответить на все вопросы.

I команда
1) Какое дерево наряжают на Новый год?
Ответ: Ель или сосна.
2) Какие называются ягоды, которыми питаются зимой снегири?
Ответ: Рябина.
3) С какого месяца начинается новый год?
Ответ: Январь.
4) Наступает после осени?
Ответ: Зима.
II команда

1) Что водят вокруг Ёлки?
Ответ: Хоровод.
2) Кто носит колпачок: Санта Клаус или Дед Мороз?
Ответ: Санта Клаус.
3) У кого вместо носа морковка?
Ответ: У снеговика.
4) Кто рисует зимние узоры на окне?
Ответ: Мороз.
III команда

1) Что зимой делает медведь?
Ответ: Спит.
2) Как зовут внучку Дедушки Мороза??
Ответ: Снегурочка.
3) Зимние ролики?
Ответ: Коньки.
4) Сколько лучиков у снежинки?
Ответ: Шесть.
IV команда

1) Самый короткий зимний месяц?
Ответ: Февраль.
2) Что у ёлки на макушке?
Ответ: Звезда.
3)Сколько лошадей в упряжке Деда Мороза?
Ответ: Три.
4) Без чего не может быть метель?
Ответ: Без ветра и снега.

Ведущий: Подходит к концу наша викторина «Здравствуй, Зимушка-Зима!». А теперь подведем итоги.

Идет подсчет заслуженных «снежинок», обратная связь, и под композицию «Ёлочка, ёлка – лесной аромат…» завершаем мероприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...

конспект интегрированного тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Зимушки-зимы"

конспект интегрированного тематического  развлечения  для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Зимушки-зимы"...

Конспект тематической беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Медицинские работники»

Задачи:— закрепить представления о труде медицинских работников, расширить и уточнить знания о труде врачей, имеющих разные специализации (стоматолог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, педиатр...

Сценарий тематического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «День памяти и скорби»

Звучат песни о войне. Дети рассаживаются. НА экране - слайд о Дне Памяти и скорби. Ведущий: ...