Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
Задачи:
- Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
- Развивать умение понимать смысл образных выражений, мыслительные операции анализа и синтеза, внимание и память.
- Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy_zimushka-zima.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Нетеча Е.В.
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
Задачи:
- Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
- Развивать умение понимать смысл образных выражений, мыслительные операции анализа и синтеза, внимание и память.
- Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, полоски-образцы с кругами основных цветов, трафареты, на которых изображены 16 кругов-«бусинок», картинки-опоры с изображением признаков зимы, альбомный лист, цветные карандаши, запись произведений П.И.Чайковского «Времена года».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. И начнём мы со сказочной загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром!
– Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
– Почему зиму называют здесь царицей?
– Подходят ли зиме слова «белокожа», «светлолица»?
– На какой тройке принеслась зима? Что за скакуны в этой тройке?
Игра «Повтори, не ошибись»:
Декабрь – январь – февраль, февраль – январь – декабрь, декабрь – февраль – январь, январь – декабрь – февраль.
Основная часть:
– Какие слова вы сейчас повторяли? (Это названия зимних месяцев.)
– Сколько месяцев длится зима? (Три.)
– Назовите зимние месяцы по порядку.
– Назовите последний зимний месяц.
– Назовите месяц, который перед февралём.
– Что можно ещё сказать про январь? (В январе наступает новый год.)
– Назовите месяц, который перед январём. (Декабрь.)
– Что ещё можно сказать про декабрь? (В декабре заканчивается год.)
– Как вы думаете, о каком же времени года мы будем говорить?
На столе разложены элементы иллюстраций – картинок с изображением зимней природы. Воспитатель просит детей подойти и выбрать по одному фрагменту.
– Ребята, обратите внимание на обратную сторону вашей детали. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» жёлтая, – подойдите к «жёлтому столу»; и т.д.
– Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки и скажите, какое время года на них изображено? А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы отчётливо видны на этих картинках?
Работа с демонстрационным материалом:
Повторение признаков зимы с одновременной демонстрацией каждого признака.
- Картинка «Солнце». (Солнце светит, но не греет.)
- Картинка с изображением оконного стекла с морозными узорами. (На улице холодно, мороз.)
- Символы дня и ночи – чёрная и жёлтая полоски разной длины. (День короткий, ночь – длинная.)
- Символ ветра и снега: 2 дугообразные линии со стрелочками на концах, снежинки. (Часто дует холодный ветер, идёт снег.)
Работа с раздаточным материалом:
«Признаки зимы».
Каждому ребёнку предлагается альбомный лист, разделённый на 4части, и цветные карандаши. Воспитатель проговаривает предложение (признак зимы), а дети рисуют картинку-опору:
– Зимой солнце светит, но не греет. День короткий, а ночь – длинная. На улице холодно, мороз. Часто бывает снегопад и сильный ветер.
– Так почему же наступает зима? Наша планета Земля, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а, следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
– Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы – с неба падает снег. Что можно сделать из снега? Только зимой можно слепить снеговика, поиграть в снежки, покататься с ледяной горки – это зимние забавы. Расскажите, в какие игры вы любите играть зимой. Давайте вспомним правила безопасности в зимнее время года.
– Как вы думаете, почему зимой идёт снег, а не дождь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает послушать рассказ В. Архангельского «Летят пушистые снежинки».
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа:
– О каких же снежных пушинках идёт речь в рассказе?
– Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звёздочка с шестью лучами».)
– Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
– Почему хрустит снег под ногами?
– Почему образуется наст?
– Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)
– А кому трудно передвигаться по насту? Почему?
Игра-импровизация «Снежинки»:
Игра проводится под музыкальное сопровождение
– Ребята, а хотите отправиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и вас сейчас превращу в «снежинок», которые очутились на облаке. Оно такое лёгкое, мягкое, пушистое, белое-белое.
– Раз, два, три – в снежинки превратились мы.
– Вот мы и очутились на снежном облаке. Но, вдруг, от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Снежинки все такие красивые, лёгкие, пушистые. Опустились на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперёд-назад покружились. Молодцы! Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались в разные стороны. Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы, и уснули. Молодцы!
– А теперь нам пора возвращаться в группу. Закройте глазки.
– Раз, два, три – вот опять ребята мы.
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики:
– Ой! Как руки замёрзли. Давайте их согреем. (Соединить ладошки и потереть ими одна о другую до нагрева.)
– А теперь согреем носик. (Слегка подёргать кончик носа.)
– А сейчас сдуем снежинку с ладошки. (Воспитатель кладёт на ладони детей маленькие ватные комочки. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь.)
– Понравилось вам путешествие в Зиму?
Итог:
–Какой самый весёлый праздник мы отмечаем зимой? Давайте сделаем Зиме подарок и подарим ей разноцветные бусы к новогоднему празднику.
– Обратите внимание. На ваших столах лежат бусы. Но все бусинки на них белые. Нужно сделать их разноцветными. Вы сделаете это с помощью цветных кругов-«бусинок». Я буду показывать вам первые четыре бусинки, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу.
У детей на столах трафареты, на которых нарисованы бусы и наборы кругов четырёх основных цветов. Воспитатель показывает полоски, на которых изображены четыре круга в определённой последовательности. Полоска показывается на короткое время (3 секунды). Дети запоминают порядок следования цветов и выкладывают свои бусы по памяти, соблюдая предложенную последовательность.
– Очень красивые бусы у вас получились! Зима нарядит ёлку в разноцветные бусы и подарит нам самый весёлый, волшебный и сказочный праздник!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»
Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок»
Непосредственная образовательная деятельность по художе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста. Аппликация.Тема: «Грибы на лесной полянке»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста. Аппликация.Тема: «Грибы на лесной полянке»...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновая сказка».
КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностипо «Художественно-эстетическому развитию»для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Пластилиновая сказка». ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Правила здорового питания»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Аппликация из природного материала (сухие листья)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Мечта»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Мечта»...