Проект «Какие тайны скрывает Санкт-Петербург?»
методическая разработка
Создание оптимальных условий для развития интереса дошкольника к истории Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_spb_int.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Какие тайны скрывает Санкт-Петербург?»
Продукт проекта: «Большая книга сказок Санкт-Петербурга».
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития интереса дошкольника к истории Санкт-Петербурга.
Задачи педагогического проекта:
1. Воспитывать любовь к родному городу, родной стране, поддерживать у дошкольников интерес к истории Санкт-Петербурга, воспитывать любовь к городу, способствовать углублению и дифференциации интереса к историческому наследию Санкт-Петербурга.
2. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр и деятельности; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру.
3. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр и деятельности.
4. Развивать познавательную деятельность: содействовать освоению средств и способов получения и преобразования информации (кодирование информации символами, проведение интервью, обращение к разным источникам информации, развивать целеполагание, рефлексивные умения, познавательные интересы (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы).
5. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
6. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей, об истории родного города.
7. Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.
8. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
9. Способствовать выражению отношения к городу и его истории в разных видах художественно-творческой деятельности.
Мотивационный этап:
Содержание и формы работы
Проблемная ситуация: Ребята сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Вот оно (воспитатель показывает красочно оформленное письмо, письмо от Алексея Бобринского, автора книги об удивительных существах, которые живут в нашем городе с незапамятных времен, Эрмитах. Вы знаете кто это? Может кто-нибудь слышал о них? Давайте прочитаем письмо, может быть оно нам что-нибудь подскажет. (читаем вместе письмо)
Вопросы для активизации деятельности: Хотели бы вы помочь эрмитам? Как мы это можем сделать? Кто нам может в этом помочь? Пробовали ли вы сочинять сказки? Рисовать сказочных героев?
Актуализация опыта в детском саду: обмен мнениями
Обсуждение вариантов: создание книги с записями рассказов и иллюстрациями на тему «Постройки нашего города», создание макета города, создание карты города, фотоальбом, создание книги сказок-рассказов.
Проблемно-деятельностный этап:
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)Взаимодействие с родителями
Поиск информации: чтение литературы,
рассматривание иллюстраций, поиск информации в интернете и библиотеке.
Поиск информации:
чтение литературы, рассматривание иллюстраций, поиск информации в интернете и библиотеке.
Интервьюирование взрослых на тему: Что вы знаете о достопримечательностях Санкт-Петербурга?»
«Какие истории о Санкт-Петербурге вы знаете?» Поиск информации:
чтение литературы, рассматривание иллюстраций, поиск информации в интернете и библиотеке,
Образовательная ситуация:
Чтение сказки
«Эрмиты. Петербургская сказка» и
обсуждение прочитанного Круглый стол: обсуждение результатов поиска, обмен информацией по теме:
Что вы знаете о достопримечательностях Санкт-Петербурга?»
«Какие истории о Санкт-Петербурге вы знаете?» рассматривание фотографий с основными достопримечательными постройками города, прошлых лет, старинных гравюр и литографий.
рисование на тему:
«Какими я представляю эрмитов»
подбор открыток,
фотографий с видами Санкт-Петербурга
Образовательная ситуация:
«Знакомство с картой Санкт-Петербурга» Составление карты достопримечательностей «Где живут в Санкт-Петербурге эрмиты» (пример представлении ниже) Обсуждение плана исследований.
рассматривание обложек книг о Санкт-Петербурге
рисование: «Обложка для будущей книги».
Образовательная ситуация:
«Как город наш возник?»
Круглый стол: обсуждение как мы побывали в Петропавловской крепости, что понравилось больше всего и поразило, что не понравилось. Что изменилось с давних времен.
Сочинение дидактической сказки «Шпиль Петропавловского собора»
Дидактическая игра «Собери картинку»
(игры описаны ниже)
Рассматривание фотографий Петропавловской крепости прошлых лет и в современности сделанных детьми.
Рисование: «Петропавловская крепость»
Посещение Петропавловской крепости, фотографирование
Запись и оформление сказки о шпиле Петропавловской крепости.
Образовательная ситуация:
«Где жила царица?» (Знакомство с Зимним дворцом)
Круглый стол: дети обмениваются своими знаниями и опытом, о том, как побывали в Эрмитаже, что их поразило, что с ними там приключилось,
Детская студия:
прослушивание музыкального материала – Танцуем на балу у Екатерины.
Сочинение сказки: «На балу у императрицы»
Рассматривание иллюстраций с изображением бальных платьев,
фотографий с видами Зимнего дворца
Рисование на тему:
«На балу в Зимнем дворце»
Посещение Зимнего дворца,
фотографирование,
запись рассказов детей.
Образовательная ситуация.
«Как возводили памятник Петру I» Круглый стол: дети обмениваются своими знаниями и впечатлениями о Медном всаднике.
Дидактическая игра «Продолжи название» (см. материал ниже)
Составление повествовательно-описательных рассказов о том, как возводили памятник Петру. Рассматривание фотографий Медного всадника
Рисование на тему: «Как возводили памятник Петру Великому»,
«Мой памятник Петру I» Исследование Медного всадника,
зарисовки и фотографирование,
запись детских рассказов.
Образовательная ситуация: «Летний сад Петра» Круглый стол: дети обмениваются знаниями и впечатлениями о посещении Летнего сада
Сочинение дидактической сказки «В летнем саду»
рассматривание фотографий Летнего сада.
Рисование на тему: «Как я был в Летнем саду»,
«Летний сад Петра I, как я его представляю»
Посещение Летнего сада,
фотографирование,
запись и оформление сказки.
Образовательная ситуация:
«Прошлое крейсера «Авроры»
Круглый стол:
дети обмениваются
знаниями и впечатлениями о крейсере Аврора.
Дидактическая игра «Силуэты города» (игры описаны ниже)
Сочинение дидактической сказки о крейсере «Аврора»
рассматривание фотографий разных лет с изображением крейсера «Аврора»Рисование на тему: «Крейсер Аврора»,
Посещение Авроры,
фотографирование,
запись детских рассказов
Образовательная ситуация
Итоговая беседа:
«Какие истории о городе я узнал»
Составление описательно-повествовательных рассказов:
Мои любимые места в Санкт-Петербурге»
Интервьюирование: «Легко ли было работать над книгой?
Как это, одновременно быть писателем и иллюстратором?
Что бы ты посоветовал будущим писателям?»
Творческий этап
Содержание и формы работы:
Возможный вариант проведения:
Завершение работы над книгой, презентация книги, выставка работ, не вошедших в книгу.
Письмо детям от А. Бобринского.
Здравствуйте ребята. Меня зовут Алексей Бобринский. Как-то мне довелось познакомиться с эрмитами. Этот народ населяет Петербург со времен его основания, предки их приехали из Европы, и им тут так понравилось, что они решили здесь навсегда обосноваться. За три века проживания в России эрмиты породнились с местными домовыми – и теперь живут в разных старых домах, замках и музеях. С виду они похожи на обычных мальчишек, но увидеть их могут немногие. Они знают очень много интересных историй о Санкт-Петербурге и постоянно их мне рассказывают. Одну из этих историй я записал, и вы обязательно прочитайте ее, она вам точно понравится.
Но я не об этом хочу вас попросить.
Дело в том, что случилось, то чего я опасался больше всего.
Бедняги эрмиты стали бояться выходить из своих домов, перестали радоваться жизни, они говорят, что за 300 лет в Санкт-Петербурге все так изменилось, что не могут они узнать свой любимый город и страшно им покидать свои тепленькие домики. Я уговаривал их каждый день выйти на улицу и убедиться в том, что они не правы и в нашем городе все по прежнему, но все бесполезно, а тут еще очень срочное дело, мне необходимо надолго уехать из России в Австралию, к тамошним эрмитам, чтобы написать о них книгу.
И я вас очень прошу, помогите мне и эрмитам, напишите сказочную книгу про Санкт-Петербург для эрмитов, что бы они смогли ее прочитать и понять, что наш город все такой же красивый, как и раньше, а люди, которые в нем живут очень добрые и не стоит ничего бояться. Я уверен вы справитесь с этим заданием. Воспитатель вам в этом поможет.
Все мне надо бежать, а то мой самолет улетит без меня!
Всего вам самого доброго.
Карта "Где живут Эрмиты"
Дидактические игры к проекту «Какие тайны скрывает Санкт-Петербург?»
Дидактическая игра
«Собери картинку»
Цель:
Уточнить знания детей об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, его достопримечательностях. Учить составлять целое из частей.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия и написание основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Казанский собор, Петропавловская крепость, Ростральная колонна, Конногвардейский манеж, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Эрмитаж, Медный всадник.
- учить узнавать и называть памятники архитектуры на картинке, видеть их особенности, узнавать детали (арка, колоны, скульптурные группы, башня, шпиль и т. д).
Материал:
Две одинаковых иллюстрации одной из достопримечательностей города (образец для складывания, разрезная картинка).
Картинка может быть разрезана на 6-12 частей в зависимости от возраста детей, с которыми проводится игра.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- почему они являются достопримечательностями или символами города,
- где находятся данные достопримечательности,
- кто архитектор, скульптор этого памятник и др.
- какие характерные детали есть у разных архитектурных памятников,
Правила:
Найти на картинке и назвать данный архитектурный памятник Санкт-Петербурга.
Собрать картинку по образцу.
Вариант:
Для последующего проведения игры можно дать задание на время.
Предложить командное соревнование для двух групп, «Кто быстрее соберет», с использованием разных или одинаковых картинок.
Предложить собрать картинку без образца.
Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Цель:
Узнавать памятники архитектуры города по описанию.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу
- закрепить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга
- учить составлять небольшой рассказ по картинке, используя план воспитателя
Материал:
Подобрать изображения архитектурных памятников, исторических мест, лиц, площадей, знакомых детям.
Например: Невский проспект, Стрелка Васильевского острова, Летний сад, Дворцовая площадь, Кунсткамера, Адмиралтейство, Петропавловская крепость.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные и исторические памятников вы знаете, где они находятся, что помогает вам их узнавать.
Правила:
- не называть, что изображено на иллюстрации, а составить рассказ-загадку
- кто отгадал, поднимает руку и отвечает только по вызову воспитателя.
^ План воспитателя:
- рассказать, как выглядит, описать внешний вид
- кто построил
- где находится
Вариант:
Работа по одной иллюстрации в подгруппе (по командам).
Вариант
Без иллюстрации составить рассказ-загадку об одной из любимых детьми достопримечательностей города.
Продолжи название.
Подготовьте для игры: набор картинок с видами города (1-12) мяч или клубок ниток.
Правила игры. В игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает клубок игроку. Поймавший заканчивает фразу, при правильном ответе получает жетон или картинку с соответствующим изображением.
Примерный набор слов
Летний…
Медный…
Зимний…
Львиный…
Александровская…
Дворцовая…
Исаакиевский…
Силуэты города.
Приготовьте для игры: контурные изображения архитектурных памятников города, чистые листы бумаги, карандаши мелки, фломастеры, копировальную бумагу.
Правила игры: участвовать может любое количество детей. Важно обеспечить им выбор, поэтому рисунки могут повторяться, но по количеству их должно быть больше, чем игроков. При необходимости изображения можно скопировать с образцов. Дети обводят рисунки (заштриховывают или раскрашивают). Выигрывает тот, кто использовал большее количество изображений и смог их узнать, назвать, скопировать и раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Какие тайны хранит космос?"
Проблема:старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначал...
Проект "Небесные тайны"
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астр...
Конспект занятия "Какая тайна скрыта в ваших именах?"
Конспект занятия "Какая тайна скрыта в ваших именах?"...
Проект "Какие тайны у космоса"
Расширить и углубить представление детей о космосе, о солнечной системе, о планетах, как они устроены и как они появились...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС...
Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?»
Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».Подготовительная группа (6-7 лет)Тип проекта: познавательныйКлассификация: долгосрочный (6 месяцев)Состав участников: групповойУчастники: дети, р...
Индивидуальный, познавательно-исследовательский проект Тема: «Что скрывает батарейка?»
Проект «Что скрывает батарейка?» направлен на формирование представления детей о влиянии использованных батареек на окружающую среду через исследовательскую деятельность...