Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».
Подготовительная группа (6-7 лет)
Тип проекта: познавательный
Классификация: долгосрочный (6 месяцев)
Состав участников: групповой
Участники: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakie_tayny_.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №85 комбинированного вида»
630061, г. Новосибирск, ул. Гребенщикова, д.3/1,
тел. (383)349-52-82, 349-52-81, detsad85rodniki@mail.ru
Проект
«Какие тайны хранит сибирский лес?»
Подготовительная группа № 14 «Родничок» (6-7 лет)
Авторы:
Семёнова Надежда Владимировна-
воспитатель 1 квалификационную категорию;
Замятина Елена Леонидовна-
учитель – логопед.
Новосибирск 2016
Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».
Подготовительная группа (6-7 лет)
Тип проекта: познавательный
Классификация: долгосрочный (6 месяцев)
Состав участников: групповой
Участники: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед.
Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, его здоровье, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Мы обратили внимание на то, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, и не умеют устанавливать взаимосвязи в природе.
Именно поэтому мы совместно с детьми решили начать проектную деятельность по теме: «Какие тайны хранит сибирский лес?».
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в рамках проекта.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о лесе и его обитателях;
- Сформировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества;
- Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном);
- Объяснить причину исчезновения лесов. Обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;
- Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
- Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (печать губкой, оттиск, природные материалы, копировальная бумага и др.)
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап.
1. Подбор литературы по теме. Подобрали методическую, справочную, научно - популярную и художественную литературу, узнали какие книги по данной теме есть в библиотеке детского сада, в центре литературы, науки и природы в группе, дома у ребят, собрали стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки о лесе. Приготовили наглядный материал, необходимый для проекта.
2. Составление плана мероприятий с детьми. Для этого использовали метод трех вопросов. С помощью которого выявили интересы ребят в рамках проекта.
«Хочу знать»
• Для чего нужен лес?
• Какие деревья, кустарники, растения растут в лесу?
• Какие животные, птицы живут в лесу?
• Почему лес называют «фабрикой кислорода»?
• Что будет, если лес вдруг исчезнет? Что произойдет на всей Земле? Что произойдет в нашем городе? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни?
Также инициаторами тем были мы педагоги.
3. Определение работы с родителями. Перед началом работы над проектом, провели консультацию с родителями о целях, задачах проекта, рассказали о необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей.
Предложили родителям совместно с детьми организовать экскурсии в лес в разное время года. Во время экскурсий обратить внимание на изменения происходящие в природе со сменой времени года.
2. Основной этап
Основная образовательная деятельность с детьми организовывалась преимущественно в виде совместной деятельности на групповом сборе или самостоятельной деятельности детей в центрах активности при поддержке взрослого.
Системная паутинка проекта
«Какие тайны хранит сибирский лес?».
№ | Образовате- льная область | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | Социально- коммуникативное развитие | Лексическая тема «Осень», «Зима», «Весна» подтема: «Береги природу» Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Закрепление правил безопасности поведения пребывания на природе Профессии. Подтема: « Лесные профессии – лесничий, егерь и т.д. » Цели и задачи: продолжать знакомить с профессиями людей, с понятием «профессиональная династия», воспитывать положительное отношение к труду. Лексическая тема «Дикие животные». Подтема : «Дикие животные в лесу», «Зоопарк». Задачи: уточнить представления о диких животных и местах их обитания, упражнять в употреблении сравнительных оборотов, воспитывать культуру поведения в ситуациях «морального выбора». Тема «Насекомые». Подтема «Безопасный отдых на природе» Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Лес, деревья, кусты Общение с природой (занятие - инсценировка) Цель: учить детей ответственному и бережному отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток; сформировать представление о том, что птицы в период высиживания птенцов пугливы, поэтому нельзя шуметь в парке, в лесу пугать , мучить и дразнить птиц и животных. (Приложение1) |
2 | Художественно эстетическое развитие |
(приложения 2,3,4,5,6, 16) |
3 | Речевое развитие | Лексическая тема «Осень». Приложение 7 Цель: уточнить и пополнить знания детей по теме: «Осень». Задачи: -Рассмотреть иллюстрации с изображением каждого времени года. - Вспомнить названия каждого времени года. - Уточнить последовательность смены в.г. - Узнать какое сейчас в.г. по приметам. - Учить называть в.г. , предшествующее осени; последующее за осенью. - Понаблюдать и назвать осенние изменения в природе. - Учить сравнивать два времени года, называя приметы. Лексическая тема «Перелетные птицы». Приложение 8 Цель: уточнить и пополнить знания детей о перелетных птицах. Задачи: - формировать представления детей о поведении птиц осенью - в начале осени улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит Месяц сентябрь «месяцем птичьих стай». Вспомнить, почему птиц называют перелетными. - закрепить в словаре основные названия птиц, уточнить из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают. Лексическая тема «Деревья. Листья». Приложение 9 Цель: уточнить и пополнить знания детей о деревьях. Задачи: - закрепить обобщающее понятие «деревья»; - закрепить названия деревьев; - закрепить знания детей о видах деревьев (хвойные, лиственные..); - отметить особенности строения деревьев (ствол, ветви, листья(иглы), плоды и т.д); - учить различать листья разных деревьев; -дать знания об изменениях внешнего вида дерева в разное время года. Лексическая тема «Насекомые». Приложение 10 Цель: уточнить и пополнить знания детей о насекомых. Задачи: - Закрепить в словаре детей обобщающее понятие «Насекомые»; - Закрепить характерные особенности насекомых, части тела. - Поговорить о том, в какое время года можно встретить насекомых, о пользе и вреде для человека, животных, птиц; месте обитания. - Уточнить и расширить словарный запас по теме; - Воспитывать бережное отношение к маленьким обитателям природы; Лексическая тема «Грибы. Ягоды.» Приложение 11 Цель: Уточнить и пополнить знания детей о грибах, ягодах. Задачи: - Учить различать съедобные и несъедобные грибы, знать внешние признаки. Где растут, запомнить название грибов, закрепить знания о строении грибов и окраске шляпки. Рассмотреть с детьми муляжи грибов. Беседа о грибах. -Уточнить и расширить представления детей о ягодах, характерных признаках, вкусе, форме, цвете, размере. Рассказать о пользе витаминов, содержащихся во фруктах. Рассмотреть с детьми натуральные фрукты. Где и как растут (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному). Что из них можно приготовить (кисель, джем, мармелад, варенье, сок). Лексическая тема «Дикие животные». Приложение 12 Цель: Уточнить и пополнить знания детей о диких животных. Задачи: - Расширить и углубить представления детей о диких животных и их детенышах, условиях их жизни, способах питания, повадках, местах обитания. -Закрепить название частей тела, чем покрыто тело диких животных. -Закрепить знания о том, как называются жилища диких животных. - Поговорить с детьми о том, что все эти животные относятся к группе млекопитающих, человек — тоже млекопитающее. - Закрепить знания о том, какую пользу или вред приносят эти животные людям. - Способствовать развитию навыков наблюдения у детей. Лексическая тема «Зима». Приложение 13 Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Зима». Задачи: - закрепить у детей понятие «времена года»; - вспомнить с детьми сезонные изменения в природе, связанные с приходом зимы; поговорить о зимних забавах (из детского опыта); - закрепить в словаре детей названия зимних месяцев. - вспомнить что последний месяц года – декабрь, что зимой бывает веселый праздник – Новый год; праздник мужчин – 23 февраля «День защитников Отечества»…. - уточнить представления детей о том, какие изменения происходят в жизни людей с приходом зимы; Лексическая тема «Дикие животные зимой». Приложение14 Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Дикие животные зимой». Задачи: - закрепить в словаре детей обобщающее понятие «Дикие животные»; - закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище; - уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; - учить составлять описательный рассказ по схеме; - учить пересказу небольших текстов; Лексическая тема «Весна». Приложение 15 Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Весна». Задачи: -закрепить названия всех времен года; - уточнить и пополнить знания детей о первых приметах весны в природе (что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи, какие изменения можно увидеть у деревьев, кустарников); - закрепить знания о том, что происходит в жизни животных весной; - поговорить о деятельности людей весной, как меняется одежда с изменением времени года; - дифференциация понятий «поздняя весна», «ранняя весна»; |
4 | Познавательное развитие |
|
5 | Физическое развитие |
|
Для более полной реализации темы нами была проведена работа по организации предметно-пространственной развивающей среды.
Все центры активности пополняются с учетом лексической темы группы. Все участники проекта (дети, родители, воспитатели, учитель – логопед) принимают в этом участие.
Деятельность осуществлялась не только в группе, но и на прогулке. Совместно с детьми и родителями специально оформили веранду! Была изготовлена игра «Чьи следы?» и книга «Тайны зимнего леса». Дети разыгрывали разнообразные развернутые длительные сюжеты. (приложение 19)
Взаимодействие с родителями.
- Проведение мастер- классов родителями для детей «Зимующие птицы», «Сделаем елочку сами». (приложение 20)
- Перед Новым годом провели природоохранную акцию «Ёлочка, живи!». Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, Объяснить бессмысленность вырубки елей перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Взаимодействие с родителями: оформление вместе со своими детьми елочек из разных материалов. (приложение 21)
- Помощь детям в оформлении книжки – малышки по сказке, придуманной ребенком в рамках темы. (приложение 22)
- Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные, растения, ягоды, грибы, цветы Новосибирской области». Оформление веранды «Зимовье зверей». (приложение 23)
- Оформление группы «Осенние листья», «Зима. Зимующие птицы», «Весна пришла!». (приложение 24)
- Подготовить доклад "Кто главный в лесу? Живые цепочки". Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. (приложение 25)
В работе нами активно используется информационные компьютерные технологии. Это способствует насыщению детей новыми впечатлениями, создает положительную атмосферу, способствует развитию преставлений об окружающем мире, повышает интерес к теме. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления.
3. Заключительный этап
- Составление Красной книга Новосибирской области.
- Оформление библиотеки книжек – малышек сказки - «Тайны леса», книги своими руками «Ягоды», «Насекомые», «Зима», «Птицы», «Весна», «Осень», «Первоцветы», «Дикие животные».
- Создание макета «Сибирский лес», плакат «Пищевые цепочки». (приложение 26)
- Проведение совместного праздника в сосновом бору. (приложение 27)
- Викторина «Лес полон чудес». (приложение 28)
Итог проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о лесе и его обитателях, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу; освоили некоторые нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Список литературы:
- Арефьева Л. Н.Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в ДОУ».)
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М. :Баласс, 2010.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры».
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Какие тайны хранит космос?"
Проблема:старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначал...
Проект "Какие тайны у космоса"
Расширить и углубить представление детей о космосе, о солнечной системе, о планетах, как они устроены и как они появились...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС...
Методическая разработка для старшей группы "Сколько тайн хранит - миллион, наш родной Петроградский район!"
Проект предназначен для знакомства детей с родным городом и Петроградским районом, в котором находится детский сад....
Проект «Какие тайны скрывает Санкт-Петербург?»
Создание оптимальных условий для развития интереса дошкольника к истории Санкт-Петербурга....
Конспект НОД в старшей группе " Какие секреты хранит вода"
Конспект занятия поопытно-экспериментальной деятельностив старшей группе на тему«Какие секреты хранит вода&raq...
Презентация "Я - исследователь", «Какие секреты хранит газировка»
Выполнил Трусов Савелий , Старше подготовительная группа Детский сад № 23 «Дюймовочка»Руководитель: Трусова Дарья Константиновна...