НОД "Конь - верный друг казака"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гринь  Наталья Владимировна

НОД «Конь – верный друг казака»

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста духовно- нравственных качеств в процессе приобщения к истокам Донской культуры.

Задачи: продолжать формировать у дошкольников интерес к истории донского края, быту казаков посредством художественно-творческой деятельности; развивать умение передавать в лепке характерные особенности подковы, используя различные приемы лепки; воспитывать у детей эмоционально-положительное ценностное отношение к родному краю.

Предварительная работа: разучивание пословиц, чтение познавательной литературы «Конь-верный друг казака», легенды «Есаул и конь», пальчиковая гимнастика «Кузнец», рассматривание фотографий, игры с разрезными картинками (пазлами), подвижные игры.

Ход деятельности:

В:  А кто такие казаки?

Д: Это вольнолюбивые, гордые и независимые люди.

В: Все верно. Было это давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Решили эти гордые и независимые люди найти такое место, где им бы жилось привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь на Донской земле и жили свободно. Вот и прозвали их казаками, что значит «вольные люди». Но на нашу родную землю часто нападали враги. А как вы думаете, кто помогал казаку защищать родную землю?

Д: Конь - верный друг казака.

В: А вы знаете пословицы о верном друге казака.

Казак сам не съест, а коня накормит.

Коня гладь не рукой, а овсом и мукой.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак с конем и ночью и днем.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Казак с пеленок на лошади.

Без коня казак кругом сирота.

Вся родня не стоит коня.

В: А бывало такое, что в бою казак получал тяжелое ранение. Как вы думаете, кто помогал казака вынести с поля боя?

Д: Конь.

В: Кто может рассказать, как он это делал?

Д: В бою, если казак был ранен и падал, то конь останавливался, подходил и опускался, чтобы раненый мог забраться на него. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая его от гибели.

В: Я знаю одну легенду о славном есауле и о его верном друге коне. Хотите послушать?

Чтение легенды с просмотром презентации.

В: Казаки, очень уважительно относились к лошадям, заботились о них. Даже существовал давным-давно праздник для коней. Как вы думаете, что делали в этот день.

В: В этот день лошадей сытно кормили, давали столько корма, сколько они хотели; купали в реке, чистили щетками, расчесывали гривы, меняли подковы. Казаки были неразлучны с конем и часто проводились состязания. Казаки соревновались у кого конь быстрее, выносливее, а сами на своих конях показывали свою удаль, умение, сноровку. Ребята, кто-нибудь был на скачках? (ответы детей)

Игра «Попади в цель» (кони-трости, шашки и воздушные шары, подвязанные к канату; ребенок скачет на лошади и шашкой должен попасть по шару)

В: Так скакали, так скакали, кони что-то потеряли! (на экране подкова) Ребята, что потеряли ваши кони?

Д: Подкову.

В: Что это такое?

Д: Это обувь для лошадей. Ее делают из железа и прибивают на копыто лошади, и тогда она может долго скакать, не разбивая своих ног. Лошадей нужно беречь.

В: Еще в народе считается, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью избы и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от всех бед оградит. А еще казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей. Ребята, ваши кони потеряли подковы нужно их обуть.

В: Как вы думаете, кто изготавливал подковы?

Д: Кузнецы.

В: Хотите себя в роли кузнецов попробовать? (ответы детей)

Давайте и мы побудем немного кузнецами и смастерим подкову вашим лошадям. Работать мы будем с пластилином. А пока будем лепить и песню послушаем. С песней и труд спорится. Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец

Ты подкуй его опять!»

Отчего не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два и готово!

Лепка. (во время лепки фоном звучит казачья музыка)

В: Изделия наши готовы. Я думаю, с задачей вы справились, и ваши кони будут обуты. Рефлексия.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Верный друг казака"

Беседа предназначена для детей второй младшей группы. Беседа знакомит детей с верным другом казака -конем....

«Конь - верный друг казака»

Казак-защитник своей земли. Казаки всегда помогали друг другу. Верный друг казака - конь. Казаки много трудились на родной земле....

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию "Верный друг казака"

Формировать представления детей о том, что жизнь казака без коня невозможна, развивать глазомер, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к животным....

Занятие: «Конь-верный друг казака»

Занятие: «Конь-верный друг казака» старшая группа....

Конспект занятий по развитию речи на тему: «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ». В разновозрастной группе 5-7 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка»   Конспект занятий по развитию речи на тему:  «Конь – верный ...

Конспект НОД «Конь – верный друг казака». (аппликация подготовительная группа)

Конспект НОД«Конь – верный друг казака». (аппликация)Цели: формировать представления детей о том, что жизнь казака без коня невозможна, развивать глазомер, мелкую моторику, воспитыва...