Конспект занятий по развитию речи на тему: «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ». В разновозрастной группе 5-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка»
Конспект занятий по развитию речи на тему: «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ».
В разновозрастной группе 5-7 лет.
Подготовила
воспитатель
Колесникова Д.Н.
п. Жирнов
Февраль 2020
Конспект «Конь — верный друг казака на войне и в жизни»
Цель: Расширить представление детей о роли коня в жизни казака. Приобщить детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
Обогатить представление детей о коне, как о части казачьей культуры и традиций;
Познакомить воспитанников с ролью коня в жизни казаков.
Образовательная область: «Развитие речи»:
Развивать интерес детей к казачьей сказке.
Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Способствовать развитию логического и творческого мышления.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное»:
Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
Образовательная область: «Физическое развитие».
Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.
Информативно-рецептивный метод: рассматривание.
Игровой метод: организация игровой деятельности .
Предшествующая работа: разучивание пословиц, чтение познавательной литературы «Конь - верный друг казака», пальчиковая гимнастика «Кузнец», рассматривание фотографий, игры с разрезными картинками (пазлами), подвижные игры.
Материалы оборудование: презентация, игра ««Попади в цель»» , подкова –подарок детям.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Воспитатель: А кто такие казаки?
Дети: Это вольнолюбивые, гордые и независимые люди.
Воспитатель: Все верно. Было это давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Решили эти гордые и независимые люди найти такое место, где им бы жилось привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь на Донской земле и жили свободно. Вот и прозвали их казаками, что значит «вольные люди». Но на нашу родную землю часто нападали враги. А как вы думаете, кто помогал казаку защищать родную землю?
Дети : Конь - верный друг казака.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о верном друге казака.
Казак сам не съест, а коня накормит.
Коня гладь не рукой, а овсом и мукой.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак с конем и ночью и днем.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Казак с пеленок на лошади.
Без коня казак кругом сирота.
Вся родня не стоит коня.
Воспитатель: А бывало такое, что в бою казак получал тяжелое ранение. Как вы думаете, кто помогал казака вынести с поля боя?
Дети: Конь.
Воспитатель: Кто может рассказать, как он это делал?
Дети: В бою, если казак был ранен и падал, то конь останавливался, подходил и опускался, чтобы раненый мог забраться на него. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая его от гибели.
Воспитатель: Казаки, очень уважительно относились к лошадям, заботились о них. Даже существовал давным-давно праздник для коней. Как вы думаете, что делали в этот день.
Воспитатель: В этот день лошадей сытно кормили, давали столько корма, сколько они хотели; купали в реке, чистили щетками, расчесывали гривы, меняли подковы. Казаки были неразлучны с конем и часто проводились состязания. Казаки соревновались у кого конь быстрее, выносливее, а сами на своих конях показывали свою удаль, умение, сноровку.
Игра «Попади в цель» (кони-трости, шашки и воздушные шары, подвязанные к канату; ребенок скачет на лошади и шашкой должен попасть по шару)
Воспитатель: Так скакали, так скакали, кони что-то потеряли! (на экране подкова) Ребята, что потеряли ваши кони?
Дети: Подкову.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Это обувь для лошадей. Ее делают из железа и прибивают на копыто лошади, и тогда она может долго скакать, не разбивая своих ног. Лошадей нужно беречь.
Воспитатель: Еще в народе считается, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью избы и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от всех бед оградит. А еще казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей. Ребята, ваши кони потеряли подковы нужно их обуть.
Воспитатель: Как вы думаете, кто изготавливал подковы?
Дети: Кузнецы.
Воспитатель: Хотите себя в роли кузнецов попробовать? (ответы детей)
Давайте и мы побудем немного кузнецами
Пальчиковая игра «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец!
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять!»
Отчего не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два и готово!
Воспитатель: Казаки любили своих коней и поэтому много рассказывали о них: писали стихи, пословицы, поговорки, сказки. А сейчас я прочту вам одну из удивительных и поучительных казачьих сказок под названием: «Самые быстрые кони» Донская казачья сказка.
Когда Емельян Иванович Пугачев шел на Казань, то повстречался в пути с башкирами. Увидя его, они остановились. Вперед к нему выехал молодой ловкий и статный всадник. Снял лисий малахай, говорит Емельяну Ивановичу:
- Прими меня и моих товарищей к себе!
Пугачев посмотрел на него и спрашивает:
- А кто ты такой будешь?
- Если надобно, то расскажу.
Емельян Иванович кивнул головой.
- Что же, говори!
- Отец мой служил конюхом у хана. Много у этого хана было всякого добра: и золота, и серебра, и драгоценных камней, но больше всего славился он своими конями. Ни у кого не было таких. А растил их для него мой отец. Съехались как-то раз к хану его друзья. Каждый их них стал похваляться своими богатствами. Хан сидит, слушает, а потом говорит:
- Во всем свете нет ничего дороже и лучше моих коней, нигде таких не сыщете.
Гости с ним заспорили. Хан позвал моего отца и приказал привести самых лучших коней. Отец пошел на конюшню. Он решил показать хану и его гостям трех жеребят. Эти жеребята были самых лучших кровей, хотя поглядишь, и как будто бы в них нет ничего особенного. Но отец знал: вырастут - станут красавцами конями с пышными гривами, длинными хвостами, такие быстрые, что степной ветер и тот не сможет догнать их. Вывели жеребят, гости поглядели и рассмеялись.
- Если эти паршивые жеребята у тебя самые лучшие, то каковы же остальные кони?
Воспитатель: Дети я смотрю вы немного устали, а давайте чу- чуть отдохнем.)
Физминутка
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
- А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Воспитатель: ребята мы с вами немножко отдохнули, а теперь продолжим наше чтение сказки.
Продолжение сказки (слайд сказка продолжение)
Разгневался хан на моего отца, не захотел слушать. Выколол ему глаза и прогнал. В насмешку отдал ему жеребят.
Отец взял их, холил, растил, и из них вышли такие кони, каких еще никогда не бывало. Позвал меня тогда отец, дал самого лучшего коня и сказал:
- Пойди, отомсти хану!
Собрал я отряд молодцев, налетели мы на ханский дворец, сожгли его, а хана убили. Думали, избавим народ от тяжкого гнета, но не тут-то было. Пришли царские солдаты, от них я и мои товарищи бежали в степь. Скрывались там, а когда дошли слухи, что ты против воевод и бар поднялся, решили просить, чтобы принял нас в свое войско. Сообща легче будет их бить.
Улыбнулся Емельян Иванович.
- Правильно ты говоришь, вместе можно любого врага осилить.
И зачислил башкир в свое войско. Они служили у него исправно и считались самой лучшею конницей.
Воспитатель:
- Куда ехал Емельян Иванович?
- Кого он повстречал на своем пути?
- Чем гордился Хан?
- Почему Хан разгневался?
- Как Емельян Иванович отомстил Хану?
- Ребята, о чем эта сказка?
- Какую мысль содержит в себе эта сказка?
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А у меня есть для вас подарок! Подарок мой простой - подкова, а для чего она нужна, чтоб в жизни не было плохого!
Рефлексия
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/22/image_4.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-110131-1350313917.jpg)
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...
Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/25/picture-609850-1632576098.jpg)
Конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ в подготовительной группе
Содержание:1. Тема: «Осень в Крыму»………………………………………&helli...
Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы
Цель: автоматизация звуков [л] и [л']; [р] и [р'] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: - отработка практических умений и навыков использования фонетически чистой, лексическ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-1101255-1547308590.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна» Дидактическое упражнение «Когда это бывает?" во второй младшей группе
Познакомить детей со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935673-1499838090.jpg)
Конспект занятия по развитию речи на тему: составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» в подготовительной группе.
Цель: Составление небольших рассказов детьми описательного характера из личного опыта с опорой на схему.Программные задачи:Обучающие:Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312408-1612603059.jpg)
Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения А.С. Пушкина "У Лукоморья дуб зеленый" при помощи мнемотаблицы (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи (ОО Речевое развитие) в старшей группе .Тема: Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» при помощи мнемотаблицы.Задачи:- Обуча...