Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста «Природу края люблю и знаю»
проект (средняя группа) на тему
Представляю разработку проектной деятельности по закреплению программного материала, освоенного детьми среднего дошкольного возраста, с учётом регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_prirodu_kraya_lyublyu_i_znayu.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 станицы Анастасиевской Муниципального образования
Славянский район»
Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста
«Природу края люблю и знаю»
Воспитатель Козык М.А.
2018г.
Информационная карта проекта:
Проект: «Природу края люблю и знаю»
Участники: дети старших групп, родители, воспитатели Козык М.А. и Ларионова Н.Л.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 01.06.18 по 29.06.18)
Вид проекта: познавательно-информационный
Тип проекта: межгрупповой
Актуальность: Кубань – частица нашей родины России, и подрастающее поколение должно знать свою родину, малую в том числе. Природа Кубани уникальна и неповторима. Знакомство с ней даёт ребёнку богатый опыт и зажигает в нём познавательный интерес. Познание рождает любовь, а любовь к природе, даже к самой малой её частичке, рождает желание заботиться о ней, сохранять и оберегать. Любовь к родной природе даёт первые ростки патриотических чувств. Таким образом, воспитание уважительного отношения и любви в родной природе воспитывает из маленького человека ответственного гражданина в будущем.
Цель: ознакомление с природным миром родного края, формирование бережного отношения к природе.
Задачи проекта
Образовательные. Дать начальные представления о Родине (Краснодарский край). Сформировать понятие об уникальности природы Краснодарского края. Развивать умение группировать понятия по общему характерному признаку (животные, растения, морские обитатели). Расширить представления о многообразии природного мира.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство самосохранения (дать начальные представления о безопасном поведении на природе)
Развивающие. Развивать познавательный интерес старших дошкольников через знакомство с родной природой.
Задачи в работе с родителями. Информировать родителей о важности воспитания бережного отношения к природе, привлекать родителей к расширению кругозора старших дошкольников посредством бесед, путешествий, прогулок.
Итоговое мероприятие: викторина среди детей старших групп «Природу края мы знаем».
Практическая значимость: прививать детям любовь и бережное отношение к природе, совместно с родителями привить навыки бережного и безопасного поведения в природе, вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Центр природы в групповых помещениях;
- Дидактические карточки по темам «Грибы и ягоды», «Птицы», «Цветы», «Домашние животные»;
- Наглядный материал по темам «Овощи», «Рыбы», «Насекомые», «Явления природы», «Деревья»;
- Экологические сказки;
- Познавательные рассказы о явлениях природы;
- Дидактические игры по экологическому воспитанию;
- Картотека народных игр;
- Картотека загадок по темам;
- Серия сюжетных картин «В деревне».
Ход реализации проекта
1 этап (подготовительный)
Изучение литературы по теме, разработка проекта, подбор методического и дидактического материала, обновление и пополнение предметно-пространственной среды, ознакомление родителей со значимостью проектной деятельности по данной теме, подбор и разработка информационно-наглядного материала.
2 этап (основной)
Образовательные области | Формы организации | ||
Познавательное развитие | Беседы «Как выращивают растения», «Как животные приспосабливаются», «Что мы знаем о домашних животных», «Цветы наших лесов и полей», «Поспели ягоды», «Не всякий гриб клади в лукошко», «Птички и птенчики», «Не разводи костёр в лесу», «Как сберечь родную природу», серия бесед о хлебе, беседы и загадывание загадок по дидактическим каточкам. Чтение экологических сказок: «Родник», «Маленькие путешественницы», «Дождевой червяк», познавательных рассказов «Что такое туман», «Что такое роса», «Что такое туча», «Что такое гроза», «Что такое радуга», «Хлебный батько». Загадывание загадок о природных явлениях, объектах живой и неживой природы. Наблюдения за цветами, рассматривание бутонов, деревьев, кустарников. Наблюдения за насекомыми, за погодой, природными явлениями (солнцем, дождём, радугой, облаками), рассматривание и сравнение глины и песка. Наблюдение за трудом старших на огороде и клумбах. Наблюдения за птицами. Трудовые поручения: уход за цветами в центре природы, уход за растениями на клумбах и огороде. | ||
Речевое развитие | Чтение и беседы по стихотворениям кубанских поэтов Т. Голуб «Я копаю», В. Нестеренко «Окошко», «Воробей», «Родина», В. Неподоба «Колокольчик», Л. Мирошникова «Речка», Е. Щеколдин «Весенняя песенка», загадки о животных и птицах. Беседы по серии картин «Деревня». Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку», русская народ сказка в обр. В. Даля «Война грибов с ягодами», украинская народ. сказка «Колосок», Е. Чарушин «Воробей», А.К. Толстой «Колокольчики мои», Л.Н. Модзалевский «Мотылёк», С.А Есенин «С добрым утром!», И.П. Токмакова «Яблонька», «Ива», «Берёза», «Десять птичек стайка», «Где спит рыбка», К. Чуковский «Поросёнок», К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьёй», М. Горький «Воробьишко», В.В. Бианки «Первая охота», В.А. Осеева «Добрая хозяюшка», К.Г Паустовский «Кот ворюга», В.А Степанов «Лесные звёзды», Молдавская песенка в переводе В.Д. Берестова «Ястреб», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», З. Александрова «Родина», В. Донникова «Солнечный денёк», П. Тычина «Ку-ку!», О.Высотская «Грибок», «Одуванчик», Н. Саконская «Ягодка по ягодке», А. Прокофьев «Белка», Е. Серова «Ромашка», Н Саконская «Василёк». Чтение глав из детской энциклопедии «Насекомые». | ||
Физическое развитие | Подвижные народные игры: «Зайчик», «Гуси-лебеди», «Капуста», «Птицелов», «Утушка», «Пчёлки и ласточка», «Волк», «Ловля рыб», «Стадо», «Шел козел дорогою». | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | Аппликация и конструирование | Лепка |
«Птицы на ветке» Задачи: совершенствовать умение рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами, развивать образное восприятие, воображение. Расширять представление о красоте, образные представления. | «Птичка» Задачи: развивать умение вырезать круг способом последовательного закругления уголков, обогащать опыт создания аппликации. | «Птички» Задачи: Побуждать передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять усвоенные раннее технические приёмы лепки. Закреплять навыки аккуратной работы. Развивать детское творчество. Приобщать детей к изобразительному творчеству. | |
«Сказочное дерево» Задачи: развивать умение использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. | «Сирень» Задачи: развивать умение составления целостной картины из отдельных элементов круглой формы разного размера от большего к меньшему, закреплять восприятие цветов. Воспитывать интерес к познанию природы. | «Грибочки на поляне» Задачи: Закрепить умение лепить предметы круглой формы разной величины (раскатывание пластилина прямыми кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами). Побуждать передавать в лепке впечатления от окружающего. | |
«Наш аквариум» Задачи: изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Побуждать отмечать выразительные изображения. | «Рыбы» Задачи: развивать умение изображать рыбок из отдельных элементов (круг, овал, треугольник), развивать комбинаторные и композиционные умения. | «Разные рыбки» Задачи: развивать у детей умение передавать в лепке отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять умение работать аккуратно. Воспитывать интерес к живой природе. | |
«Цветы лесные и полевые» Задачи: Развивать умение передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки. Развивать эстетическое восприятие. Вызвать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. | «Ягодки на ветке» Задачи: развивать умение вырезать круглые и овальные формы. Продолжать формировать навыки аппликации. | Пластилинография «Колосок» Задачи: закреплять приёмы лепки овальной формы, разных по величине и цвету, умение работать аккуратно. Развивать навык выполнения приёмов скатывания, сплющивания, воспитывать интерес к окружающей природе. | |
Прослушивание записей пения птиц (кукушка, соловей, жаворонок, синицы, скворца) | |||
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические настольно-печатные игры: «Кто где живёт (аналогии)», «Мамы и малыши», «Половинки: Где моя мама», домино «Фрукты и ягоды», Магниты «Кто живёт в лесу», настольная игра-ходилка «Кто живёт в пруду», «Аналогии», пазлы «Морские жители», лото «Деревья», «Дикие животные». Дидактические игры на прогулках: назови цветок, к названному дереву беги, опиши – мы угадаем, узнай и назови растения, выбираем овощи для супа, где растут овощи и фрукты, рус. народная «Полетушки» |
3 этап (заключительный)
Проведение викторины среди воспитанников старших групп «Природу края мы знаем».
Работа с родителями: привлечение к сбору материала (наглядного, раскрасок, аудиоматериала), консультирование на темы "Ядовитые грибы и растения», «Правила поведения на водоёмах летом», «Правила поведения на суше и в воде». Регулярные выставки продуктивной деятельности детей. Домашние задания: раскрашивание иллюстраций птиц, цветов, грибов. Беседы «Как научить ребёнка беречь природу», «Привлекайте детей к уходу за растениями в саду и в огороде», «Мамины помощники», «Как приучить ребенка ухаживать за домашними животными».
Ожидаемые результаты: задачи проекта реализованы, познавательная активность детей повысилась, они проявляют интерес к теме, рассуждают о ценности природы и необходимости беречь её. Педагогическая составляющая проекта позволила каждому участнику проявить себя в данном вопросе. В рамках проекта организованы разные формы работы, поиск необходимой информации. У воспитанников сформировалось понимание хрупкости и уникальности природных объектов, о действиях, способствующих её разрушению либо защите. В группах пополнена предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию.
Использованные источники:
1) «Полная хрестоматия для детского сада». - М.: РОСМЭН, 2016;
2) Андрияш Н.А., Заболотный Н.Л. «Славянск-на-Кубани и Славянский район. Страницы истории» - Краснодар: Советская Кубань, 1995;
3) Аудиозаписи пеня соловья, синицы, скворца, кукушки, жаворонка;
4) Береславцева А. «Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста». – М.: АСТ, 1999;
5) Борисов В.И. «Занимательное краеведение» - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005;
6) Голицына Н.С. «Перспективное планирование в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий», 2011;
7) Диккинс Р. «Насекомые»/пер. с англ. Д.Е.Щербакова. – М.: РОСМЭН, 2017;
8) Елисеева Л.Н. «Малыш. Рассказы, стихи, сказки». – М.: Малыш, 1986;
9) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов». – М.: Мозаика-синтез, 2005;
10) Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
11) Куцакова Л.В. «Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
12) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
13) Фуфалько Б.Д. «Славянский район: историко-географические сведения. – Краснодар: Диапазон-В, 2012;
14) Хачатурова Е.А., Корсакова Н.А., Фролов Б.Е., Зеленский Ю.В., Мошкина Н.В. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях». Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2002;
15) Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста посвящённый 71 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг
В современном мире все меньше и меньше родителей, воспитывая своих детей, уделяют должное внимание теме героям Великой Отечественной войны, патриотизму… Каждый ребенок в свое время столкнет...
Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"
Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства. Экологическое направление работы Д...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»
Познавательно-творческий проект "Природа родного края" создавался и был реализован в подготовительной группе с целью формирования патриотических чувств детей на основе ознакомления с природо...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Познавательный информационный практикоориентированныйсреднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Природа России"
А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе....
Проект для детей старшего дошкольного возраста Природа просит помощи!
АктуальностьНаша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства.Экологическое нап...